Боцман
Содержание:
- Обучение матросов
- Ответственность
- История
- Права
- Значение слова лоцман
- Как обучают штурманов
- Погоны капитана военно-морского флота
- Рядовой состав
- Боцман и боцман береговой – в чем разница?
- Вакансии матросов на рынке труда, как устроиться матросом на судно
- Что нужно, чтобы стать лоцманом?
- Какие документы нужны, чтобы устроиться матросом
- Обязанности штурмана
- Известные боцманы
- Где выучиться профессии штурман
Обучение матросов
Чтобы попасть работать на судно, специальное образование не обязательно. На кораблях полно работников, которые никак не связаны с морем. Сюда можно отнести судовых поваров, стюардов и администраторов (если это пассажирский лайнер). Даже электрики и дизелисты не всегда получали образование в морских учебных заведениях.
Однако, если речь идет об управлении кораблем, специальные знания и образование, несомненно, нужны. В ходе обучения будущие матросы изучают целый комплекс нормативно-правовых актов, правила управления судами, учатся на специальных тренажерах. Если речь идет о работе в северных широтах, изучают методику проводки судов в условиях сложной ледовой обстановки – здесь вообще придется сдавать отдельный экзамен.
Обучение проводится в соответствии с Международной конвенцией о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДНВ). Оно регламентирует работу экипажа в нейтральных водах и портах
Это важное условие для всех матросов, которые планируют ходить по международным маршрутам
Кроме того, важное условие для матросов-международников – владение иностранными языками (главным образом, английским). Как правило, комплексное образование дают в морских и речных мореходных училищах
При наличии базовой рабочей специальности, которая пригодится на корабле (например, слесаря или дизелиста), возможно также профессиональное переобучение, либо краткие курсы для матросов
Как правило, комплексное образование дают в морских и речных мореходных училищах. При наличии базовой рабочей специальности, которая пригодится на корабле (например, слесаря или дизелиста), возможно также профессиональное переобучение, либо краткие курсы для матросов.
Сроки обучения везде разные. Так, обучение вахтенного матроса занимает порядка 908 академических часов с теорией и практикой.
Ответственность
4.1. Боцман несет ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение возложенных настоящей должностной инструкцией обязанностей и (или) неиспользование предоставленных прав.
4.2. Боцман несет ответственность за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
4.3. Боцман несет ответственность за разглашение информации об организации (предприятии/учреждении), относящейся к коммерческой тайне.
4.4. Боцман несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований внутренних нормативных документов организации (предприятия/учреждения) и законных распоряжений руководства.
4.5. Боцман несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.
4.6. Боцман несет ответственность за причинение материального ущерба организации (предприятию/учреждению) в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.
4.7. Боцман несет ответственность за неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.
История
Боцман Королевского флота , ок. 1820 г.
Слово боцман был на английском языке , так как приблизительно 1450. Это происходит от позднего староанглийского batswegen , от летучей мыши ( лодки ) сцепленного с древнескандинавского Свейн ( Суэйн ), то есть молодой человек, ученик, последователь, фиксатор или слугу . Непосредственно в переводе на современный норвежский было бы båtsvenn , в то время как фактическое название команды на норвежском является båtsmann ( « лодки-человек »). В то время как фонетическое написание bosun, как сообщается, наблюдается с 1868 года, последнее написание использовалось в Шекспировской буре, написанной в 1611 году, и как bos’n в более поздних изданиях.
Королевский флот
Звание боцмана — старейшее звание в Королевском флоте , и его происхождение можно проследить до 1040 года. В тот год, когда пять английских портов начали предоставлять военные корабли королю Эдуарду Исповеднику в обмен на определенные привилегии, они также снабжали их. бригады, офицерами которых были капитан , боцман, плотник и повар . Позже эти офицеры были гарантированы от Британского адмиралтейства . Они обслуживали и плавали корабли и были военно-морского флота. Боцман был офицером, ответственным за уход за такелажем, снастями, якорями, парусами, лодками, флагами и другими припасами.
Последний официальный боцман Королевского флота, командующий EW Эндрю OBE , ушел в отставку в 1990 году. Тем не менее, на большинстве судов RN все еще есть помощник старшего боцмана (или «Буфер»), который является самым старшим звеном в отделе моряков-специалистов.
Права
3.1. Боцман имеет право предпринимать действия для предотвращения и устранения случаев любых нарушений или несоответствий.
3.2. Боцман имеет право получать все предусмотренные законодательством социальные гарантии.
3.3. Боцман имеет право требовать оказание содействия в исполнении своих должностных обязанностей и осуществлении прав.
3.4. Боцман имеет право требовать создание организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей и предоставление необходимого оборудования и инвентаря.
3.5. Боцман имеет право знакомиться с проектами документов, касающимися его деятельности.
3.6. Боцман имеет право запрашивать и получать документы, материалы и информацию, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей и распоряжений руководства.
3.7. Боцман имеет право повышать свою профессиональную квалификацию.
3.8. Боцман имеет право сообщать обо всех выявленных в процессе своей деятельности нарушениях и несоответствиях и вносить предложения по их устранению.
3.9. Боцман имеет право ознакамливаться с документами, определяющими права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.
Значение слова лоцман
Примеры употребления слова лоцман в литературе.
Проводную деньгу, что идет от корабельщиков лоцману, со всей честностью и без воровства будешь отдавать отцу Агафонику на новый карбас и снасть. Он работал лоцманом и водил каботажные суда по проливу Бигл и между островами архипелага мыса Горн.
Пока подходят буксирчики и подают буксирные троса, я узнаю, что в Лондоне перебои с сахаром и пипифаксом — лоцман только что швартовал британское судно.
Вслед за капитаном и лоцманом и мы с Пахомычем поползли вниз по якорной цепи выручать верп и боцмана.
Капитан и доктор, закутанные, как настоящие гренландцы, сели в сани Ганса Игаллико — не только хорошего лоцмана, но и отменного погонщика собак.
Время от времени группы рабов в такой же одежде и в таких же тюрбанах на головах, что и на смуглых купцах, поднимались на галеры, а за ними шли толпы жабообразных тварей — матросы, лоцманы, гребцы.
Кивнув, Корженевский уплатил непомерную цену в два шиллинга за газету, зная безобидную привычку лоцманов спекулировать на этом.
Пехотный капитан как раз вел солдат на палубу, когда по сходням поднялся Корженевский, а за ним тот самый лоцман, который сопровождал их вверх по реке.
Лишь когда лоцман благополучно покинул судно в Грейвсенде, Корженевский присоединился к американцам в кают-компании.
Остальные же — матросы, лоцманы и капитаны — были уроженцами Палоса, Уэльвы и Могеры и жили в собственных домах.
По слову лоцмана Хорнблауэр приготовил горе-команду к возможному повороту оверштаг, но предосторожность оказалась излишней. По Замкнутому морю могло кружить больше парусников, чем полагал лоцман, кроме того, они наверняка еще не миновали линию патрулей вдоль побережья
По Замкнутому морю могло кружить больше парусников, чем полагал лоцман, кроме того, они наверняка еще не миновали линию патрулей вдоль побережья.
Из этого очерка я помню сюрреалистические рассуждения некоего плотового лоцмана о том, что: плот переворачивается медленно, и потому в процессе переворота обычно есть возможность перешагнуть с одной поверхности плота на другую и, благодаря этому, не промокнуть.
Итак, Всеволод Владимирович разрешил себе покапризничать, когда мы приближались к месту приема лоцманов в заливе Делавэр у маяка Харбор-оф-Рефьюдж, а Пескарев покорно сносил придирки, потому что штурманская работа характерна абсолютной невозможностью практически соблюсти и выполнить все и вся, что теоретически требуется соблюдать и выполнять.
Без всякого сомнения, — подтвердил плававший по реке Мерсей лоцман, — ведь при помощи винта бриг преисправно отмахивает по четырнадцати миль в час.
Как обучают штурманов
Как профессиональный праздник День штурмана ВМФ отмечается с 1996 года, когда ВМФ отмечал 300 летие с дня образования. В этот день принято организовывать конкурсные мероприятия для выявления лучших специалистов. Главный штурман ВМФ контр-адмирал Эдуард Луйк в одном из интервью подробно рассказал о задачах и подготовке специалистов. Обучение курсантов проходит в течение 5 лет, программа полностью соответствует государственным стандартам. Преподают только представители подготовленного научно-педагогического состава, имеющие ученую степень. Практика обязательно присутствует в учебной программе, именно поэтому на территории училищ находятся учебные корабли и катера, где курсанты отрабатывают приобретенные навыки. Еще одним из важных аспектов является стажировка и дальние походы.
Источник фото: mil.ru — Министерство обороны РФ (учебный корабль Балтийского флота «Перекоп»)
Служебная карьера штурмана разделяется на несколько видов. Некоторые идут по специальности до главного штурмана флота, другие выбирают командный профиль. Эдуард Лук также подчеркнул, что ответственность и работа штурмана не меняется с годами, однако ему приходится работать со средствами, благодаря которым он решает важные задачи.
Погоны капитана военно-морского флота
Погоны капитана 3 ранга выглядят аналогично как и погоны майора за исключением цветовой гаммы. Параметры наплечных знаков отличий военнослужащих данного ранга следующие:
- на погонах имеется два просвета, которые обозначены двумя параллельно идущими прямыми золотисто-желтого цвета;
- строго между этими полосами находится единственная звезда, которая присуща данному званию;
- диаметр единственной звезды составляет 2,2 см;
- расстояние от края погона составляет 6 см;
- данных о расстоянии между звездами для данного звания не предусмотрено, поскольку звезда находится в единственном экземпляре.
Погоны капитана 2 ранга соответствуют внешнему виду погон подполковника. Параметры наплечных знаков данного звания следующие:
- капитан второго ранга, погоны которого по внешнему виду отличаются от предыдущего звания только количеством звезд, также имеют два желтых просвета на серовато-синем фоне;
- на каждом погоне располагается по две звезды, которые находятся на одинаковом расстоянии друг от друга;
- диаметр каждой звезды составляет, аналогично капитану третьего ранга, 2,2 см;
- расстояние, на котором находятся звезды от края погона, составляет 3,5 см;
- между звездами капитана второго ранга также не предусмотрено, поскольку они находятся на одинаковом расстоянии по отношению друг к другу.
Погоны капитана первого ранга по внешнему виду соответствуют званию полковника в сухопутных войсках. Параметры его наплечных знаков отличия следующие:
- на каждом погоне расположено три звезды;
- диаметр каждой из звезд, по сравнению с предыдущими званиями старшего офицерского состава, остается неизменным и составляет 2,2 см;
- расстояние, на котором находятся звезды, отсчитывая от края погон, составляет так же, как и у капитана второго ранга, 3,5 см;
- поскольку от первых двух звезд вдоль погона третью отделяет определенное расстояние, то параметр межзвездного пространства в данном случае присутствует и составляет 3,5 см.
Стоит отдельно отметить, что внешний вид наплечных знаков отличия в советское время значительно отличался от современного внешнего вида погон. В период, который наступил после свершения Революции, в течение нескольких десятилетий капитаны корабельных войск носили погоны чернильного цвета, на которых располагалась одна звезда, имевшая красный цвет и окантовку золотисто-желтого оттенка. Она находилась у верхней части погона, а все остальное пространство погона занимали поперечные полосы такого же желтого цвета в общем количестве 5 штук на каждом погоне.
После 35-го года прошлого столетия внешний вид наплечных знаков отличия резко видоизменился. Капитан первого ранга носил погоны с одной бледно-желтой полоской и маленькой звездочкой такого же цвета, которая в диаметре была не более 1,5 см.
На кителе военнослужащих морского флота в период Великой отечественной войны пришивались погоны, которые имели основной цвет золотой, а окантовка и просветы были темно-синего оттенка. Чтобы звезды не сливались с общим фоном, их сделали серебристого цвета.
Уже в послевоенное время погоны военнослужащего военно-морского флота нашей страны стали носить погоны современного плана. Парадные погоны отличаются сейчас от повседневных только более нарядным видом. Базовый цвет остался золотым, а просветы и окантовки – темно-синего оттенка, почти черного. Звезды используются золотые и нашиваются на сам погон строго по параметрам.
Рядовой состав
Рядовой
— это низшее воинское звание Российской армии. Причем, получили солдаты это звание в 1946 году, до этого к ним обращались исключительно, как к бойцам, либо – красноармейцам.
Если служба несется в гвардейской воинской части или на гвардейском корабле, тогда при обращении к рядовому, стоит добавить так же слово «гвардии»
. Если, Вы хотите обратиться к военнослужащему, находящемуся в запасе и имеющего диплом о высшем юридическом, либо медицинском образовании, тогда Вам следует обращаться — «рядовой юстиции»
, либо«рядовой медицинской службы»
. Соответственно, к тому, кто находится в запасе или отставке стоит добавить соответствующие слова.
В корабельном составе, званию рядового соответствует матрос
.
Только старшие солдаты, которые лучше всего несут военную службу, получают звание Ефрейтор
. Такие солдаты могут исполнять обязанности командиров, во время отсутствия последних.
Все добавочные слова, которые были применимы для рядового, остаются актуальными и для ефрейтора. Только в Военно-морском флоте, этому званию соответствует Старший матрос
.
Тот, кто командует отделением, либо боевой машиной, получает звание Младший сержант
. В некоторых случаях, это звание присваивается наиболее дисциплинированным ефрейторам при увольнении в запас, если во время службы не было предусмотрено такой штатной единицы. В корабельном составе – это «старшина второй статьи»
С ноября 1940 года в советской армии появилось звание для младшего командного состава – сержант
. Оно присваивается курсантам, которые успешно прошли обучение по программе подготовки сержантов и закончили его с отличием.
Так же рядовой может получить звание — младший сержант
, который показал себя достойным для присвоения очередного звания, либо при увольнении в запас.
В ВМФ сержанту сухопутных войск соответствует звание старшина
.
Следующим идет Старший сержант, а на флоте – главный старшина
.
После этого звания, идут некоторые пересечения сухопутных и морских сил. Потому что после старшего сержанта, в рядах российской армии появляется Старшина
. В обиход это звание вошло в 1935 году. Его заслуживают только лучшие военнослужащие, которые отлично служили на сержантских должностях в течение полугода, либо при увольнении в запас, звание старшины присваивается старшим сержантам, аттестованным на отлично. На корабле это — главный корабельный старшина
.
Следом идут прапорщики
и мичманы
. Это особая категория военнослужащих, приближенная к младшим офицерам. Завершают рядовой состав, старший прапорщик и мичман
.
Боцман и боцман береговой – в чем разница?
Профессия боцман зародилась ещё на парусных судах во времена великих географических открытий. На первых порах главной его обязанностью было проверка и поддержание работоспособности судна. Он нес ответственность за паруса, шлюпки, снасти. И постепенно перечень его обязанностей увеличивался, поэтому в скором времени боцман стал ответственным не только за корабль, но и за дисциплину, моральный климат в экипаже.
Более того, если речь шла о больших судах, то там имелась целая боцманская команда, во главе которой стоял старший боцман. Он координировал работу своих подчиненных, отслеживал наиболее значимые моменты и сообщал о важных изменениях или возникающих неисправностях капитану.
На сегодняшний день также существует профессия боцман береговой. Данный специалист является сотрудником порта и координирует деятельность причалов. Во многом он схож с классическим боцманом, только с тем исключением, что несет ответственность за корабль и его экипаж не в море, а на пристани.
Вакансии матросов на рынке труда, как устроиться матросом на судно
Не стоит говорить, что вариантов трудоустройства для матросов существует великое множество. Можно устроиться на круизный лайнер, можно на речное судно на период летней навигации. Можно работать на прибрежных рыболовецких траулерах в территориальных водах страны. Зарплата при этом колеблется от 45 до 120 тысяч рублей — на основании данных интернет-сервисов по поиску работы.
Однако наиболее престижным и высокооплачиваемым вариантом для матросов считаются международные рейсы. Здесь за выход в море, как правило, платят в иностранной валюте, подсчитать месячный оклад матроса при этом довольно сложно.
Что нужно, чтобы стать лоцманом?
В современном мореходстве к лоцманам предъявляются следующие требования:
- Человек должен иметь высшее образование в области судоходства с присвоенной квалификацией не ниже уровня старшего помощника.
- Он должен обладать именным удостоверением специалиста в своей области и иметь справку-заключение медицинской комиссии, подтверждающую, что он в состоянии изо дня в день выполнять действия, соответствующие его спецификации.
- Профессиональный лоцман – человек, который прошёл стажировку у опытного мастера сроком не менее полугода.
В связи с тем, что географические открытия в области мореплавания уже давно сделаны, на современном рынке профессий и специальностей профессия лоцмана не пользуется особым спросом, но при наличии всех вышеперечисленных пунктов и определённого желания найти себе хорошо оплачиваемую работу вполне реально.
Какие документы нужны, чтобы устроиться матросом
После удачного окончания мореходки и сдачи квалификационных экзаменов матросу выдается сертификат и соответствующее удостоверение. Для трудоустройства на речной теплоход, пожалуй, достаточно. Однако, чтобы выйти в море, нет.
Есть определенный перечень морских документов, без которых ни один экипаж не выйдет в море, а выпускника мореходки не примут ни на одно международное судно.
У каждого матроса в экипаже должен быть четко обозначенный перечень документов:
-
Паспорт моряка (ID международного образца). Служит заменой обычного паспорта гражданина страны;
-
Подтверждение к диплому матроса (документу об окончании учебного заведения). Полученный диплом должен быть непременно заверен независимой организацией и только после прохождения медицинской комиссии;
-
Морские сертификаты. Самая важная часть в перечне документов – это сертификаты о компетентности международного образца. Не обязательно иметь узкую морскую специальность и диплом для работы на корабле, но вот этот сертификат у матроса должен быть обязательно. Для рядового палубной команды это, к примеру, Сертификат квалифицированного матроса (матрос 1 класса) или сертификат матроса 2 класса STCW-78/95 Regulations II/4. В этот же перечень входит сертификат и наставления по способам личного выживания на море, а также свидетельство по управлению спасательными средствами.
-
Действующая медицинская книжка;
-
Загранпаспорт.
Обязанности штурмана
Спектр обязанностей специалиста зависит от места его работы.
Если он служит на флоте, то у него следующие обязанности:
- планирование маршрута;
- расчет траектории движения;
- внесение данных о пути следования на специальные носители;
- отслеживание работы оборудования.
Иногда штурмана на корабле называют капитаном — это не ошибка, а более широкий термин для названия его деятельности. Он организовывает работу экипажа и прокладывает маршруты.
Штурман в авиации — это один из членов летного состава, обязанности которого заключается в следующем:
- отслеживание показателей навигационной техники;
- прокладка курса;
- разметка маршрута на карте.
Также штурман — это тот, кто работает с боеприпасами и ведет аэросъемку, если выполняется боевой вылет.
Еще одна особенность авиационного штурмана — это то, что профессия включает в себя множество узких специализаций:
- испытатель;
- оператор;
- инструктор;
Штурман и его знания также необходим и в гоночном спорте. Здесь его обязанности включают в себя следующее:
- проведение подготовительных мероприятий;
- помощь пилоту с выбором направления движения, скоростью;
- общение с судейской коллегией;
- знакомство с местностью, составление примерного маршрута.
Чтобы выполнять свои обязанности, нужно знать:
- картографию;
- устройство и особенности навигационных приборов;
- принципы использования навигационных средств;
- принятую терминологию и специальные обозначения.
Известные боцманы
Известны многие боцманы и товарищи по морским боцманам. Рубен Джеймс и Уильям Уайли известны своим героизмом в Берберийских войнах и являются тезками кораблей USS Reuben James и USS Wiley . Получатели Почетной медали Фрэнсис П. Хаммерберг и Джордж Роберт Чолистер были товарищами по боцману ВМС США, как и обладатель Военно-морского креста Стивен Басс . Получатели Креста Виктории Джон Шеппард , Джон Салливан , Генри Кертис и Джон Харрисон были товарищами боцмана Королевского флота.
Во время Второй мировой войны боцман Джон Крисп Р.Н. упоминается в «Истории Кольдица» беглецом Пэтом Рейдом как военнопленный в Офлаге IV-C в замке Кольдиц , который, будучи военнопленным в Офлаге IV-C в замке Кольдиц, проявил опыт и энтузиазм в производстве рваных, а затем плетеных веревок для простыней. , ‘испытан на соответствующую прочность, используя свой большой морской опыт.
В литературе также есть горстка боцманов и их товарищей. Боцман в Уильяма Шекспира «s The Tempest является центральным персонажем в первой сцене, которая происходит на борту судна в море, и снова появляется на короткое время в финальной сцене. В «Тайфуне » Джозефа Конрада есть безымянный боцман, который рассказывает капитану Мак-Виру о «кучке» людей, выбегающих за борт во время пика шторма. Кроме того, персонаж Билл Бобстей в музыкальной комедии Гилберта и Салливана HMS Pinafore также упоминается как «боцман» и «помощник боцмана». Еще один боцман из литературы — Сми из Питера Пэна . У лорда Байрона была ньюфаундлендская собака по кличке Боцман. Байрон написал знаменитую поэму « Эпитафия собаке » и заказал ему памятник в аббатстве Ньюстед
1907 флотский готический роман Лодки в «Глене Карриг» по Уильяму Хоуп Ходжсон показывает характер корабля «боцман» в качестве важного члена экипажа и личного друга на рассказчик.
Билли был боцманом в вымышленном телешоу Starz « Черные паруса» .
Где выучиться профессии штурман
Работать по этой специальности может только специалист с высшим образованием. Нет ни одного дистанционного или очного курса, после которого можно выходить в рейс или сопровождать пилота во время ралли.
Для получения диплома необходимо определить будущий профиль, а после этого поступать в соответствующий университет: авиационный, водного транспорта, транспортный или путей сообщения.
Вузы с соответствующей специальностью есть практически в каждом крупном городе.
5 вузов, где можно выучиться на штурмана:
- Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова.
- Московский государственный технический университет гражданской авиации.
- Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого.
- Московская государственная академия водного транспорта.
- Севастопольский государственный университет.
Образовательная программа каждого направления обязательно включает производственную практику. Это позволяет быстрее устроиться на работу по окончании обучения.