Системы налогообложения россии в 2021 году

Заменяет налоги

^

Организации
Индивидуальные предприниматели

налога на прибыль организаций, за исключением налога, уплачиваемого с доходов по дивидендам и отдельным видам долговых обязательств;
налога на имущество организаций, однако, с 1 января 2015 г. для организаций, применяющих УСН, устанавливается обязанность уплачивать налог на имущество в отношении объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость (п. 2 , п. 1 ст. 2, ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 02.04.2014 № 52-ФЗ);
налога на добавленную стоимость, за исключением НДС, уплачиваемого при ввозе товаров на таможне, а также при выполнении договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом.

налога на доходы физических лиц в отношении доходов от предпринимательской деятельности;
налога на имущество физических лиц, по имуществу, используемому в предпринимательской деятельности. однако, с 1 января 2015 г. для индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, установлена обязанность уплачивать налог на имущество в отношении объектов недвижимости, которые включены в перечень, определяемый в соответствии с (п. 3 , п. 23 ст. 2, ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.11.2014 № 382-ФЗ)»;
налога на добавленную стоимость, за исключением НДС, уплачиваемого при ввозе товаров на таможне, а также при выполнении договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом).

Применение УСН не освобождает от исполнения функций по исчислению, удержанию и перечислению НДФЛ с заработной платы сотрудников.

Как рассчитываются суммы

Российское налоговое законодательство предусматривает различные системы и способы исчисления сборов, допускает их сочетания.

Рассчитать сумму платежа может сам субъект, квалифицированный бухгалтер по его поручению или сотрудники налоговой инспекции.

Для подтверждения правильности начисленного и уплаченного взноса следует сохранять приходные и расходные торговые документы, бухгалтерские справки, аналитические регистры, выданные при постановке на учет, расчеты налоговой базы.

Налоги можно считать по частям за отчетные периоды (некумулятивная система) или вести учет исчисленных сумм в течение всего периода нарастающим итогом (кумулятивная система).

Сумма платежа определяется из совокупной прибыли без расшифровки статей дохода (глобальная система) или доход делится на составные части — шедулы, налог на каждую из которых рассчитывается отдельно (шедулярная система).

Функции налогов

Наиболее распространённым и точным вариантом функций является следующий:

  • Фискальная.
  • Распределительная или социальная.
  • Регулирующая.
  • Контрольная.
  • Внешнеэкономическая.

Фискальная функция

Фискальная функция получила своё название в Римской империи от слова фиск. Так называлась казна императора, которая произошла от воинской кассы.

Фискальная функция выполняет прежде всего задачу наполнения деньгами казны, проецируя на современность – государственного бюджета

Важно понимать, что здесь имеется в виду бюджет любого уровня, будь то общегосударственный, региональный или местный

Распределительная или социальная функция

Посредством распределительной или социальной функции государство осуществляет перераспределение финансовых средств, в том числе из производственной сферы в социальную.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Благодаря данной функции существуют школы, детские сады, больницы, поликлиники, организации социального обслуживания, происходит выплата пенсий и других видов пособий, а также поддерживается культурная сфера.

Налоговая система помогает государству сглаживать имущественное и материальное неравенство граждан.

Пример 2

Можно вспомнить слова Наполеона Бонапарта, которые он сказал после провозглашения его императором Франции: «Монарх обязан пристально следить за тем, чтобы раздел материальных благ происходил равномерно, в противном случае он не сможет удержать бедных и защитить богатых».

Регулирующая функция

Эта функция служит для определения задач налоговой политики государства. Налоговые методы помогают стимулировать или дестимулировать развитие различных отраслей или регионов, помогает достигать желаемых изменений, которые касаются структуры производства или его размещения. С помощью данной функции можно проводить протекционистскую экономическую политику или, наоборот, предоставлять свободу товарному рынку, регулировать направление инвестиций.

Пример 3

Д. М. Кейнс – основоположник научного регулирования экономики, выступал с идеями уничтожения свободного рынка как базы для капиталистического общества. Его оппоненты постоянно обвиняли его в этом. Но Д. М. Кейнс всегда говорил и был уверен в том, что именно эти меры смогут спасти капитализм.

Контрольная функция

Контрольная функция налогов позволяет получать налоговую статистику и анализировать налоговые декларации. Это, в свою очередь, является источником информации для составления картины истинного финансового положения страны. Даёт возможность получить представления о финансово-хозяйственной деятельности организаций, а также об источниках доходов юридических и физических лиц.

Точные знания о состоянии экономики дают возможность вносить адекватные изменения и предложения в бюджетную и налоговую политику.

Замечание 3

Эту функцию налогов первым выделил У. Петти ещё в XVII в.

Внешнеэкономическая функция

Особенность этой функции заключается в том, что зачастую она противоречит фискальной. Это связывают с тем, что в разных странах разные режимы налогообложения.

Пример 4

В недавнем времени было заключено соглашение между Россией и Беларусью о взимании косвенных налогов по принципу страны назначения.

Внешнеэкономическая функция не относится к новым функциям налогов. Можно вспомнить князя Олега и его отношения с днепровскими северянами и радимичами. Также в качестве примера можно вспомнить и Гая Юлия Цезаря, которые применял налоги как рычаг политического давления.

Кроме основных перечисленных функций чаще всего упоминается ещё поощрительная, которая выполняет роль установления налоговых льгот. Однако, выделять её в качестве самостоятельной не совсем верно, т.к. она поглощается социальной и регулирующей функциями.

Очевидно, что функции налогов тесно связаны с налоговыми теориями. До сих пор среди учёных нет единого мнения по поводу регулирующей функции налогов. В современном мире можно столкнуться с мнением финансистов-практиков, которые значительно преувеличивают фискальную функцию, при этом отрицают социальную функцию налогов.

Взаимоотношения КН с ФНС

Согласно НК РФ (ст. 83) организация (включая КН), в чьем составе присутствуют обособленные структуры, должна выполнить налоговую регистрацию во всех местах присутствия подразделений. При каждом изменении собственной организационной структуры предприятие уведомляет налоговое управление в регионе своего присутствия.

При создании предприятием, зарегистрированным в пределах РФ, обособленных подразделений (не в виде филиалов, представительств) на территории РФ или изменении данных по созданным прежде подразделениям срок подачи уведомления в НС составляет 1 месяц.

Если предприятие произвело ликвидацию собственных обособленных структур, занимавшихся деятельностью на территории РФ, то сведения о закрытии должны быть направлены в ФНС в срок до 3 дней. Под указанную норму подпадают все типы обособленных подразделений, включая представительства или филиалы.

К сведению! Уведомление в НС должно направляться в течение 1 месяца в случае начала участия организации в компаниях, обладающих и не обладающих резидентством РФ. Правило не распространяется на компании в виде ООО или хозяйственных обществ.

Влияние налогов на экономику

Причины потребности в установке налогов могут существенно различаться. С помощью манипуляции государство выполняет перераспределение доходов населения и устраняет ряд экономических эффектов. Причём воздействие производится как на микро, так и на макроэкономических уровнях.

Во второй ситуации отчисления в пользу государства дают возможность регулировать совокупный спрос и предложение. Чтобы повысить их, достаточно снизить налоговое бремя. Это предоставит домохозяйствам больше дохода для потребления. В результате его уровень повысится. Это в свою очередь повлечет рост совокупного спроса.

Государство применяет метод, чтобы стимулировать развитие экономики. Обычно процедура используется, если присутствует необходимость вывести государство из экономического цикла. Альтернативой процедуры выступает сдерживающая политика. Она осуществляется для устранения так называемого перегрева. Чтобы выполнить процедуру, представители уполномоченных органов начинают повышать процент отчислений в пользу государства.

Если оценка производства показателя производится с точки зрения финансового менеджмента, налоговое бремя бывает прямым и косвенным. В первом случае формирование осуществляется на уровне расходов. Их исчислением занимается действующий субъект. Если допустить возможность включения в сумму расходов на погашение платежей по заемным средствам, это стимулирует развитие организаций, которые используют агрессивную финансовую стратегию. Фирмы, придерживающиеся консервативных методов, будут вытеснены с рынка. Снижение процентов изменит ситуацию в противоположную сторону. Компания, применяющая агрессивную стратегию, обанкротится, а использующая консервативные методы начнет развиваться.

Консервативное влияние осуществляется с помощью повышения или снижения нагрузки на поставщиков капитала. Если повысить налог, стоимость займов увеличится. В результате осуществляется сдерживание агрессивных учреждений. Если нагрузку снизить, стоимость капитала снизится. Компании с агрессивной стратегией начнут развиваться.

Понятие налоговой системы России

Как было сказано выше, единого общепринятого определения налоговой системы не существует. Но от чего-то отталкиваться нужно, поэтому приведем пару наиболее ясных и четких (немного упрощенных для понятности).

Налоговая система России — совокупность налогов, пошлин, сборов и всех иных обязательных платежей, взимаемых в установленном законом порядке с плательщиков (физических и юридических лиц) на территории Российской Федерации.

Или вот еще одно похожее, но все-таки немного иное, определение.

Налоговая система РФ — совокупность налогов, сборов и пошлин, введенных на федеральном уровне и установленных законами России и ее субъектов, а также законодательными актами органов местного самоуправления.

Порядок и условия уплаты плательщиками налогов и сборов определяются Налоговым Кодексом РФ (далее НК РФ) и рядом федеральных законов (смотри п. 1 ст. 1 НК РФ). Сама налоговая система России 2020 описана во 2 главе НК РФ. Поэтому, если Вам нужна более подробная информация, лучше обратится к первоисточнику.

В состав налоговой системы РФ включаются налоги (куда также входят акцизы) и сборы (вместе с государственными пошлинами).

Важно, что при этом таможенные пошлины в состав налоговой системы РФ не входят, поскольку целиком и полностью относятся к сфере таможенного регулирования

Обратите внимание, что налоговая система России — это нечто большее, чем просто совокупность налогов и сборов. Это даже нечто большее, чем «система налогообложения»

Дело в том, что налоговая система России включает в свой состав, кроме собственно налогов и сборов, еще и:

  • принципы установления, введения и прекращения местных и региональных налогов;
  • основания и правила возникновения, изменения и прекращения обязанностей тех или иных лиц по уплате налогов и сборов, а также порядок исполнения данных обязанностей;
  • права и обязанности участников отношений, возникающих в системе налогообложения (налогоплательщиков, налоговых органов и пр.);
  • ответственность за нарушение налогового законодательства;
  • формы, виды и методы контроля за соблюдением налогового законодательства;
  • информационная подсистема налоговой системы (извещения, сайт налоговой службы и т. д.).

Объекты и ставки

В качестве объекта налогообложения применительно к акцизным пошлинам выступают лица, которые продают в пределах нашей державы товары, перечисленные в НК. Этот же документ регламентирует налоговую базу. Точную, актуальную в настоящий момент информацию можно извлечь из статей с 187 по 191 упомянутой ранее двадцать второй главы. Данные время от времени меняются в силу обновления законодательных нормативов. В частности, достаточно часто повышаются налоговые ставки, о чем можно узнать из специализированных новостных источников.

Величина действующих в настоящий день ставок в НК указана в главе 26 ст. 193. В следующей за ней статье даны перечисления правил, в соответствии с которыми вычисляют значение пошлины, а том числе авансовой составляющей.

Режимы налогообложения специализированные

Помимо общей системы налогообложения, находясь на которой организации должны производить выплаты по всем вмененным им налоговым отчислениям, существует также перечень специализированных режимов, которые позволяют избежать выплаты большинства налоговых сборов, заменяя их одним или несколькими платежами. Давайте рассмотрим их подробнее.

Работа на специализированных режимах

Режим 1. ЕНВД – единый налог на вмененный доход, применяется для некоторых разновидностей деятельности предпринимателей, такой как:

  • торговля, осуществляемая в розницу;
  • организация питания общественного характера;
  • ветеринарное лечение;
  • предоставление услуг бытовой направленности;
  • обслуживание автотранспортных средств, техническое, помывка, а также ремонт;
  • рекламные услуги, их размещение и распространение;
  • услуги по предоставление под аренду торговых площадей, а также территорий земельных;
  • транспортировки пассажирские и грузовые;
  • предоставление мест под стоянку.

Режим 2. УСН – упрощенная система обложения налогами, применяется для юридических лиц, предпринимателей индивидуальных, которые стартуют на рынке с различной деятельностью коммерческой направленности. Они могут отказаться от общей системы обложения в пользу этого специализированного режима.

Чтобы возможность по применению УСН была доступна, необходимо компании-соискателю режима соответствовать следующим характеристикам:

  • до ста человек в штате;
  • доход составляет менее 150 миллионов российских рублей;
  • остаточная стоимость также составляет 150 миллионов;
  • доля компании в сторонних организациях составляет не более четверти;
  • компания на УСН не может иметь филиалы.

Компания может переходить на упрощенную систему обложения в том случае, если в год подачи заявления о переходе получила доход менее 112,5 миллионов российских рублей.

Режим 3. ЕСХН – единый сельскохозяйственный налог. Это специализированный режим, подходящий для компаний, производящих хозяйственной направленности товары.

Подвергаются обложению налоговыми отчислениями следующие наименования продукции:

  • растениеводческие товары;
  • относящиеся к хозяйству сельскому и лесному;
  • животные продукты;
  • продукты, полученные в результате рыбного фермерства и прочие ресурсы.

Выплаты по сбору совершают производители сельскохозяйственных товаров, кроме того организации, предоставляющие различные услуги производителям искомой сферы.

Те компании, которые не имеют отношение к производству сельхоз продукции, а только проводят обработку первичную и последующие ее этапы, не могут претендовать на работу по ЕСХН.

Режим 4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. Это специализированная система, которая применяется в случаях, когда выполняются заключенные согласно закону соглашения, касающиеся раздела продукции.

Эта разновидность выгодна к применению:

  • инвесторам;
  • государственным структурам.

Для первой группы лиц выгода состоит в удобных условиях по денежным вкладам в процессы:

  • по поиску полезных ископаемых;
  • их добыче.

Государственная структура же получает гарантированную прибыль от производимой деятельности.

Соглашение, являющееся основанием для применения данного режима должно соответствовать списку некоторых характеристик:

  • заключаться после того, как был проведен аукцион, предоставляющий права на использование и поиск полезных ископаемых;
  • предоставлять государству долю определенного размера, в 32% от всей продукции, произведенной ранее;
  • если показатели эффективности инвестиционного характера повышаются, то доля, принадлежащая государству, увеличивается соответственно.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

НДС – федеральный налог или региональный? Это федеральный косвенный налог, который уплачивается продавцами в момент реализации товаров. Плательщиками признаются организации и предприниматели. Налоговая база в федеральных налогах представленного характера устанавливается в двух направлениях. Первый способ определения – расчет проводится на день полной или частичной оплаты от предстоящих поставок товаров или услуг. Второй – на день отгрузки товаров и услуг.

В определении, какой налог НДС – федеральный или региональный – покупатели или пользователи услуг особенно не задумываются

Большинство попросту обращают внимание на стоимость товара или услуг, а она формируется с учетом представленного налогообложения

Плательщики и объект налогообложения

Плательщиками налога на доходы физических лиц являются физические лица, для целей налогообложения подразделяемые на две группы:

  • лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации (фактически находящиеся на территории России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев);
  • лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, в случае получения дохода на территории России.

30 апреля — крайний срок для подачи отдельными категориями налогоплательщиков, обязанных самостоятельно задекларировать доход, декларации по налогу на доходы физических лиц.

Лица, на которых не возложена обязанность представлять налоговую декларацию, вправе представить такую декларацию в налоговый орган по месту жительства в течение всего года.

Лица, обязанные самостоятельно декларировать доход:

  • индивидуальные предприниматели;
  • нотариусы, адвокаты, другие лица, занимающиеся частной практикой;
  • физические лица по вознаграждениям, полученным не от налоговых агентов;
  • физические лица по суммам, полученным от продажи имущества;
  • физические лица, резиденты РФ по доходам, полученным от источников, находящихся за пределами РФ;
  • физические лица, по доходам, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами;
  • физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей и других основанных на риске игр;
  • физические лица, получающие доходы в виде вознаграждения, выплачиваемого им как наследникам авторов произведений науки, литературы, искусства, а также авторов изобретений;
  • физические лица, получающие от физических лиц доходы в порядке дарения.

Пример:

Доходы, полученные лицами от занятия преподавательской деятельностью и проведения консультаций, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.

Для граждан, проживающих в Российской Федерации более 183 дней в году, такие доходы облагаются по налоговой ставке 13%.

В случае получения таких доходов необходимо помнить, что если Вы занимаетесь преподавательской деятельностью либо оказываете консультационные услуги самостоятельно, на основании договора гражданско-правового характера, Вы обязаны отразить полученные доходы в налоговой декларации и представить ее не позднее 30 апреля года, следующего за годом получения рассматриваемых доходов, в налоговый орган по месту жительства. И не позднее 15 июля того же года уплатить исчисленную в налоговой декларации сумму налога в бюджет.

В соответствии со ст.217 НК РФ не все доходы физических лиц облагаются НДФЛ

Доходы, облагаемые НДФЛ
Доходы, не облагаемые НДФЛ

  • от продажи имущества, находившегося в собственности менее 3 лет;
  • от сдачи имущества в аренду;
  • доходы от источников за пределами Российской Федерации;
  • доходы в виде разного рода выигрышей;
  • иные доходы.
  • доходы от продажи имущества, находившегося в собственности более трех лет;
  • доходы, полученные в порядке наследования;
  • доходы, полученные по договору дарения от члена семьи и (или) близкого родственника в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (от супруга, родителей и детей, в том числе усыновителей и усыновленных, дедушки, бабушки и внуков, полнородных и неполнородных (имеющих общих отца или мать) братьев и сестер);
  • иные доходы.

Отчетный период
Год

Налоговый период
Год

Порядок уплаты НДФЛ в виде фиксированного авансового платежа распространен на иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в безвизовом режиме и работающих на основании патента не только у физических лиц (как было до 2015 года), но и в организациях,у индивидуальных предпринимателей или занимающихся частной практикой лиц (например, адвокатов, учредивших адвокатский кабинет).

НДФЛ в виде фиксированных авансовых платежей уплачивается за период действия патента в размере 1 200 рублей в месяц, с индексацией платежа на коэффициент – дефлятор, установленный на соответствующий календарный год и коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда, устанавливаемый на соответствующий календарный год законом субъекта Российской Федерации (Федеральный закон от 24.11.2014 № 368-ФЗ).

Ключевые определения

Говоря про сущность и виды налоговых систем, первым делом приведем ключевые термины, которые будут фигурировать в этой статье.

Налоги — невозвратные, безвозмездные, обязательные для населения и юридических лиц, регулярно собираемые платежи, которые взыскиваются только правомочными на то государственными учреждениями в целях пополнения финансовых ресурсов определенного государства.

Налоговая система — общая совокупность налоговых сборов, которые взимаются с налогоплательщиков согласно статьям Налогового Кодекса определенного государства. Это система, обязательно урегулированная правовыми нормами, главное предназначение которой — установление и сбор налогов.

Налоговый Кодекс (НК) — в Российской Федерации является основным законодательным актом, касающимся налогообложения. Состоит из двух частей — основной, регламентирующей наиболее общие принципы построения налоговой системы, и специальной, устанавливающей основы взаимодействия государства и налогоплательщика по определенным налоговым сборам.

Основой любого вида налоговой системы будут именно сборы и налоги. С ее помощью правовое государство может в полной мере реализовать свои функции как по управлению финансовым трафиком, так и всей своей экономикой в целом. В России налоговая система регулируется НК и Конституцией. Как и во многих других федеративных государствах, она трехуровневая — состоящая из федеральных, региональных и местных налогов.

Функции налогов

В продолжение разговора о налоговой системе, видах и функциях налогов, осталось рассказать о последнем пункте. Функций выделяют несколько:

  • Фискальная функция — наиболее важная. Именно благодаря ей формируется бюджет государства.
  • Социальная — перераспределение доходов в пользу социально незащищенных слоев.
  • Регулирующая — решение с помощью налоговой политики определенных задач государственного уровня. Имеет стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную подфункции.
  • Контрольная — отслеживание государством своевременности и полноты финансового трафика в казну.

НДС

Рассматривая виды налогов и сборов в РФ, нельзя обойти вниманием эту таксу – одну из основополагающих для наполнения бюджетов разных уровней. По закону обязательства по перечислению денег возложены на ИП, юрлиц, а также тех, кто перевозит товары через границу, контактирует с таможней и подпадает под условия, по которым признают обязанными к уплате

Для регулировки последнего пункта необходимо применять нормативы, декларированные основными законами таможни.

Некоторые лица могут платить таксы в уменьшенном варианте. Действующие в настоящее время правовые акты также допускают полное освобождение от обязательств по уплатам этого вида налогов и сборов в РФ. Официальный термин, применимый к такой ситуации, – освобождение. Таковое распространятся на тех, кто за три месяца (по календарю) суммарно получил прибылью два миллиона и меньше. В эту величину включается потенциальный налог. Для расчета анализируются суммы, полученные в ходе оказания услуг, продажи товаров. В равной степени правило распространяется и на ИП, и на других юрлиц.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector