Сколько сегодня получают ведущие на радио, что входит в их обязанности и как ими становятся?
Содержание:
- Как попасть в эфир
- Что входит в обязанности диджея на радио
- Миф 6 Ведущие в эфире хулиганят
- Профессия «сотрудник радиостанции»
- Как называются работники радио
- Людям важнее слышать о том, что в их городе пробка на мосту, а не о мероприятии где-то в Киеве
- Взгляд изнутри на систему
- Выход-информация
- Популярность не порок
- Быстрая реакция.
- Практикум «Эффективная команда: ключ к успеху в бизнесе» в МГУ имени М.В. Ломоносова
- Диктор
- На каких мобильных телефонах обычно есть FM-радио?
- Экскурсия по Немецкой слободе
- Диапазоны частот
- Реклама
- Онлайн-радио
- Редактор-researcher
- Какие есть должности
- Как проходит день на радио и кто такой Егор Пистолетов
- Голос и звук
- Консультанты
Как попасть в эфир
Учеба на профильном факультете не даст студенту гарантии со временем стать сотрудником одной из радиостанций
Во время учебы в вузе важно найти хорошее место для профессиональной практики и получения опыта, который обычно передается от талантливого наставника-коллеги. Кроме того, многое зависит от личного стремления и стечения жизненных обстоятельств
Счастлив тот, кто оказался в нужном месте в нужное время!
Путь на радиостанцию, как правило, лежит через различные авторские проекты и добровольческую, безгонорарную активность. Многие мои друзья, да и я сам, начинали свою работу на радио именно с волонтерской работы в эфире. Полагаю, что такой подход дает возможность постепенно распознать свое призвание к профессии, а также приобрести опыт и навыки, которым не обучают в вузах. Не стоит бояться пробовать себя в роли собеседника в студийных записях и прямых эфирах радиостанции! Если вам это доверили – значит, видят в вас задатки ведущего радиопрограммы. Не беда, что вы пока «за штатом» и не получаете постоянного гонорара, будучи автором-добровольцем. Добавьте к своему стремлению – сильное терпение! Время работает на вас!
Работодателям слишком долго и затратно творчески экспериментировать с молодыми выпускниками вузов, но начинающим специалистам всё равно следует предлагать себя в качестве журналиста и потенциального радиоведущего, ведь одновременно СМИ всегда заинтересованы в появлении в своих рядах талантливых, инициативных и перспективных сотрудников.
Штатный работник должен обладать универсальными знаниями в области журналистики, компьютерных и звуковых программ, обработки текстов, выдающимися коммуникативными навыками, а порой еще и голосом!
Что входит в обязанности диджея на радио
Да, у радиоведущего тоже имеется перечень трудовых обязательств и необходимых для работы качеств. Ведь каждый день он сталкивается с колоссальным потоком различной информации, общается с большим количеством людей и отдает просто массу своей энергии работе.
Диджей должен уметь:
- включать музыку и музыкальные заставки в радиоэфире,
- правильно и красиво соединять треки, рекламные и новостные блоки и другое.
Его программа завлекает слушателей, создает нужное настроение и побуждает к действию. Кроме того, работники радиостанций делятся на ведущих и организаторов эфирного времени.
Радиоведущие занимаются организацией и проведением отдельных передач, проходящих непосредственно в трансляции или записи.
Линейный ди-джей – это организатор, который имеет свой четкий график работы в эфире. Его главная задача – это создание атмосферы позитива, дружеской и непринужденной беседы.
В число других обязанностей линейного сотрудника входит: представление музыкальных треков и запуск их в трансляцию.
Миф 6 Ведущие в эфире хулиганят
А вот это совсем не миф. Радиоведущие иногда щекочут друг друга, щёлкают по носу бумажками, кривляются, рисуют усы говорящему в микрофон, вставляют в уши карандаши, иногда даже немного пьют горячительное, дёргают за косички и сбивают читающих новости (как в постановке «День радио»). Но вы этого никогда не услышите, потому что магия радио работает.
Это работа ради идеи, которой занимаются абсолютные фанаты своего дела.
Они могут жаловаться на мешки под глазами, обращения к психотерапевту, приём антидепрессантов, но радиоведущие, если они прижились в профессии, ни за что не выберут другую работу. Тем более, когда о ней есть столько мифов, которые не очень-то и хочется развенчивать.
Тем, кто проводит большое количество времени в поездках, очень хорошо известны имена диджеев любимых радиостанций. Многие считают, что это самая непыльная работа. Сидеть и разговаривать, периодически ставить известные музыкальные композиции, проводить рекламные шоу и игры от спонсоров, или новости с листочка прочитать – лучшей работы и желать нельзя.
Как на самом деле проходят эфиры, какая зарплата у диджеев, каковы основные требования в профессии радиоведущего? Вопросов много, а политика неразглашения коммерческих тайн запрещает давать столь точную информацию. Тем не менее разобраться в основных моментах мы сможем без особого труда.
Профессия «сотрудник радиостанции»
Здесь нужны яркие личности, способные генерировать идеи и воплощать их. Такие люди должны быть готовы добровольно посвятить свои таланты достижению общих целей. Это работа в команде – она требует взаимного уважения и умения взаимодействовать друг с другом.
Нельзя утверждать, что каждый, кто работает на радио, с детства был вдохновенным радиолюбителем. Но вот любые варианты социофобии – абсолютное противопоказание для постоянной работы на радио. Зато успеху косвенно будут способствовать ваши занятия сценической речью, вокалом, пение в хоре и получение музыкального образования…
Как называются работники радио
Ведущий программ
Это ведущие, которые ведут определенные программы, с узкоспециализированной тематикой. Это может быть ведущий, который хорошо разбирается в политике, он будет вести аналитическую программу, на которой будут обсуждать насущные вопросы и горячие политические новости, общаться с гостями. Такой ведущий должен обладать, хорошим аналитическим складом ума, уметь развивать темы, уметь разговорить гостей эфира.
А вот например ведущие утренних шоу программ, должны обладать хорошим чувством юмора и уметь разговаривать четко и «позитивно». Чтобы доносить нотки радости до своих слушателей, которые собираются или уже едут на работу. Подытожим, ведущие программ, должны хорошо разбираться в тематике своей программы и уметь подготавливать хороший информационный материал.
Новостной ведущий
Ведущий новостей, это отдельная и очень специфическая работа. Ведущий новостей как правило проводит в эфире меньше всех времени, его основная работа, это сбор горячих и полезных новостей. Новости должны быть самыми свежими и актуальными. Ведущий новостей должен обладать хорошей дикцией и уметь быстро и четко произносить слова. Этому обучают на курсах радиоведущих в «Школе Звука» с первого и до последнего занятия. Нередко ведущие новостных программ на радиостанциях имеют журналистское образование.
Музыкальный радиодиджей
Вот основные специализации ведущих в эфире, есть еще корреспонденты, которые передают информацию с места событий, но к радиоведущим его не относят.
Источник
Людям важнее слышать о том, что в их городе пробка на мосту, а не о мероприятии где-то в Киеве
Мне сейчас очень жалко, что в Запорожье не осталось своих радиостанций. Есть радио от «Суспільне.Запоріжжя», которое на пару часов выходит в эфир, остальное – ретрансляции. Я надеюсь, что мы когда-то к этому вернемся. Собственно говоря, по этому пути когда-то пошли и Америка, и Европа. Была популярность радио, потом переформатирование, ретрансляции, но потом Америка первая начала от этого уходить – и с успехом работают региональные радио, а не ретрансляторы.
Человеку интересно, что во дворе, что у соседа. И эту информацию оперативно передать может только местная радиостанция. Телевидение должно приехать, отснять, начитать, смонтировать. Радио в этом плане гораздо проще, быстрее и менее затратно.
У меня был такой случай: я жил на Бабурке (Хортицкий р-н г. Запорожье) и рано утром ехал на работу на такси. На первом мосту сразу же попали в пробку – так, как в этот день начали плотину ремонтировать. Я пешком Хортицу перешел, потом снова вызвал такси и доехал на радио. По дороге – вообще не видел сотрудников ГАИ, о чем на эмоциях и сказал в эфире. Потом мне уже рассказывали люди: оказывается, тогда свой день рождения отмечал бывший мэр Запорожья, покойный Александр Поляк. Собрались компанией гулять и фоном включили наше радио. И вот он слышит эту тираду – люди рядом краснеют-белеют и кричат, что мы его уволим. На что Поляк говорит: «Так, а чего вы? Почему там нет гаишников? Вы же знали, что там будет?». Буквально через десять минут мне позвонили, не уволили, а поблагодарили и попросили сказать, что ГАИ на место выехало, все уже решается.
Это пример того, как здесь на местах даже обычный радиоведущий мог повлиять на какие-то события в городе. Какая из радиостанций, которые вещают в Запорожье, может это сделать сейчас? Никакая.
Взгляд изнутри на систему
Некоторая несправедливость наблюдается при влиянии формата радиостанции на оплату ведущих эфир. Дело в том, что новостные и информационные каналы обходятся вкладчикам, или, другими словами, акционерам, намного дороже, чем музыкальные каналы. Для первых коллектив должен быть больше, для вторых меньше, и, хотя информационники должны быть профессиональнее в изложении текста, ведущие музыкальных эфиров получают зарплату с ними на одном уровне. Зависит все от технических навыков и считается, что вторые более умелые в этих вопросах.
Великое дело статистика, и, хотя прошли времена повсеместных статистических институтов, сами радиостанции такой привычки не оставили. Суть исследований – финансовая емкость поставленного формата вещания. Простым языком – это способность радиостанции заработать деньги, используя вкусы определенных слушателей в конкретной местности, то есть своеобразный региональный маркетинг. В условиях наступившего счастливого капитализма удивляться этому не приходится. Заметим, что чем выше способность ведущего вести трансляцию в разнообразных форматах (например, рок, инфо, разговорных, развлекательных, шоу), тем выше его профессионализм, а соответственно, и зарплата.
Кстати, размер оплаты зависит и от того, в какое время суток работает радиоведущий. На этой работе, 24 часа разделены на 5 отрезков, а именно:
- утро;
- день;
- прайм-тайм для вечерних слушателей;
- обычная вечерняя трансляция;
- ночное радиовещание.
Особое значение уделяется утреннему эфиру и вечернему прайм-тайму, то есть доверяют их исключительно профессионалам со стажем не менее 5 лет. Как приобрести такой опыт, не уточняется, но на работу новичка не возьмут, даже если он исключительно талантлив.
Выход-информация
Как писал Дейл Карнеги, «чтобы быть интересным, нужно быть интересующимся». В подводке этого типа, ведущий сообщает аудитории интересный факт о песне или её исполнителе, цитирует отрывок из интервью с ним, озвучивает музыкальную или любую другую новость об этой персоне.Не стоит забывать о правдивости, выдаваемой в эфир информации, эмоциональности подачи и необходимости переработки текста первоисточника (рерайтинге). Этот приём подходит ведущим радиостанций, адресованных достаточно молодой и активной аудитории, для которой более важна общая информативность выхода ведущего, нежели его «размышления на тему».
Популярность не порок
Стоит обратить внимание и на такой аспект. Как ни странно, известность радиоведущего приветствуется, но необязательна при приеме на работу. Раскрученное имя даст возможность увеличить финансовую емкость радиоканала
Но на многих радиостанциях сознательно не создают звезд, чтобы не оплачивать дополнительно ту известность, которую диджей приобрел во время работы. Легче пригласить ужу готовую «звезду» и заключить контракт на оговоренный период, создавая каждый год новый интересный информационный продукт. Проекты для таких приглашенных ведущих пишутся отдельно, и в результате имеем интересное шоу
Раскрученное имя даст возможность увеличить финансовую емкость радиоканала. Но на многих радиостанциях сознательно не создают звезд, чтобы не оплачивать дополнительно ту известность, которую диджей приобрел во время работы. Легче пригласить ужу готовую «звезду» и заключить контракт на оговоренный период, создавая каждый год новый интересный информационный продукт. Проекты для таких приглашенных ведущих пишутся отдельно, и в результате имеем интересное шоу.
Какой денежный эквивалент работы на радио? Переходим к самому интересному:
- те, кто ведет эфир ночью, от 6 до 8 часов за смену, – 40 тыс. рублей в месяц. Иногда оплата достигает планки в 70 тысяч, но это скорее исключение;
- работающие по выходным получают столько же:
- дневной и обычный вечерний эфир оплачиваются так же, приблизительно одинаково, то есть от 50 тыс. до 80 тыс. рублей;
- утренние шоу и вечерние прайм-таймы более доходны, так как могут обогатить на 100-120 тысяч;
- приглашенные звезды получают чуточку больше – около 200 или 250 тысяч рублей, что обусловлено громким именем.
Естественно, что это расценки столицы, которые не имеют ничего общего с региональными реалиями жизни радиоведущих. Например, в Тамбове платят не более 10 000 в месяц, Самара – 15 000, в Нижнем Новгороде – 7-9 тысяч, в Воркуте не более 12 000, и даже Санкт-Петербург намного отстает от Москвы, так как зарплата там не превышает 25-35 тысяч рублей.
Вот и разрушен миф о больших гонорарах линейных радиоведущих, да и о легкости труда, пожалуй, придется позабыть. Кстати, раз уже мы разрушаем все легенды, сообщаем, что любая музыкальная композиция, которая звучит в эфире, – это не личное желание диджея, иначе бы они работали в ночных клубах и за большие деньги. Есть еще одна профессия – музыкальный редактор, – которая анализирует популярность композиции на сегодняшний день для постоянной аудитории слушателей канала, а также оценивает, насколько композиция подходит по формату.
Согласитесь, что шансон и рок несколько отличаются, но каждый стиль имеет своих приверженцев, на которых и делает ставку радиоканал. Поэтому ведущего могут даже уволить в случае, если он поставил не ту композицию из предусмотренного плей-листа, или сделал это не в указанное время. Всем правит маркетинг.
Быстрая реакция.
Причем, не только умственная, но и мышечная. Вам придется не просто общаться с радиослушателем в эфире, но и одновременно с этим искать нужные песни (слава Богу, теперь это всё делает компьютер, но ведь и кнопки следует нажимать тоже исключительно нужные!), читать сообщения из «аськи», пришедшие смс-ки, автоматически их рассортировывать, принимать телефонные звонки, дергать «флажки» на пульте… Иной раз радиослушатели могут что-нибудь этакое брякнуть, чуть ли не выматериться — и вам придется достойно выходить из неудобного положения. Кстати, «брякнуть» можете и вы сами…
В общем, все вышеперечисленное — тот «кандидатский минимум», который потребуется любому начинающему радио-ди-джею. А вот какие первые шаги совершить, чтобы выстроить карьеру радиозвезды — об этом в следующей статье…
Теги: ди-джей, поиск работы, радиовещание, радио, работник, работа
Практикум «Эффективная команда: ключ к успеху в бизнесе» в МГУ имени М.В. Ломоносова
Дата: 14 апреля
Время: 11:00–12:30
Место: Высшая школа бизнеса (факультет) МГУ (2-й учебный корпус, аудитория № 204) (микрорайон Ленинские Горы, дом 1, строение 52)
Возрастные ограничения: 12+
Участники практикума «Эффективная команда: ключ к успеху в бизнесе» узнают, как создать эффективную команду, обеспечить слаженную совместную работу и достичь высоких показателей. Они выяснят, что способствует повышению эффективности, а что, наоборот, мешает добиться желаемого результата.
В завершение «Университетской субботы» сотрудники и студенты Высшей школы бизнеса организуют экскурсию по факультету.
Практикум проведет Наталья Бухштабер, заместитель декана, доцент МГУ имени М. В. Ломоносова. Зарегистрироваться можно здесь.
Диктор
Хотя обычно такая работа связана с рекламой и анимацией, в сфере телерадиожурналистики также существует множество возможностей для дикторов. Записанный поверх оригинала аудиосегмент может быть спланирован с самого начала или добавлен в пост-продакшне, чтобы облегчить редактирование или исправить недостатки в оригинальной аудиодорожке.
Карьерный путь диктора: конкуренция в этой сфере очень большая, поэтому может быть трудно найти регулярную оплачиваемую работу. Как и в сфере развлечений, связи и хороший агент могут сильно вам помочь (также нужно научиться актерскому мастерству для оттачивания своих рыночных навыков).
Плюсы: хотя работа требует большого таланта, условия труда довольно неплохие, а почасовая оплата просто огромная.
Минусы: как было сказано выше – попасть на постоянную работу не менее сложно, чем на другие актерские роли.
Сложность: 9/10
Зарплата диктора: практически не существует постоянных оплачиваемых должностей, но фриланс может приносить от от 50 000 до 100 000 рублей в месяц, если повезет с проектом.
На каких мобильных телефонах обычно есть FM-радио?
Сегодня существует большое количество телефонов с возможностями FM-радио, но ограниченная информация от производителя означает, что многие об этом не знают.
FM-радио в телефоне — не очень востребованная функция, поскольку пользователи обычно используют Интернет-вещание, но возможность слушать FM-радио подразумевает меньшее потребление энергии и данных. Поэтому, хотя по умолчанию это не объявлено, почти все телефоны, выпущенные до 2021 года, могут работать с FM-радио прямо из коробки. С 2008 года почти все мобильные телефоны могут использовать эту функцию с помощью пары наушников, поскольку штекер наушников действует как антенна для радиосигнала.
Любопытно, что один из производителей, который всегда старался не отказываться от этой функции, — LG, компания, которая сейчас закрывает свое телефонное подразделение. Во всех моделях бренда есть возможность слушать радио без необходимости в Интернете, как в случае с Samsung, Motorola и Huawei.
Плохие новости за этот год
К сожалению, было одобрено новое постановление, Закон 205/2017, который исключает FM-радио из всех устройств, продаваемых в некоторых регионах, таких как Италия, с 1 января 2021 года. Все смартфоны до этой даты смогут продолжать использовать радио без проблем. .
Это решение связано с разработкой других законов, в которых подробно описывается использование других технологических достижений, таких как Технология DAB + (цифровая передача звука), которая улучшает результаты в туннелях, домах и местах с плохим сигналом. Обратной стороной этой технологии является то, что она увеличит толщину устройств, и, в конце концов, производители предпочтут пойти «срединным путем», исключив FM-радио из своих телефонов.
Экскурсия по Немецкой слободе
Дата: 14 апреля
Время: 17:30–19:00
Место: библиотека имени Н.А. Некрасова (Бауманская улица, дом 58/25, строение 14)
Возрастные ограничения: 6+
Москва — уникальный по разнообразию исповедуемых религий город. Здесь можно встретить представителей всех конфессий: христианства (православных, католиков, протестантов), ислама, буддизма, иудаизма, древних политеистических культов и современных новообразований.
Немецкая слобода — часть старинной Москвы и уникальный музей под открытым небом. Здесь можно полюбоваться величественными христианскими соборами и духовными памятниками других религий. Каждое строение — воплощенный в камне свидетель истории, который помогает лучше узнать культуру людей, живущих рядом. Библиотека имени Н.А. Некрасова приглашает на бесплатные прогулки «По переулкам Немецкой слободы».
Диапазоны частот
Как было описано выше, различные волны имеют разные частотные диапазоны. Выделим главные:
- Ультракороткие. К ним относят метровые, дециметровые, сантиметровые и миллиметровые волны. Распространение происходит преимущественно в пределах прямой видимости. Отсутствует зеркальное отражение от ионизированного слоя Земли, но значительное воздействие оказывает нижний слой планеты (тропосфера). В тропосфере возникает изменение направления (рефракция) луча радиоволн. Способны отразиться от небесного тела (например, от ближайшей планеты) и вернуться на Землю, но в большинстве случаев уходят в космос.
- Короткие. К этой категории относятся только декаметровые волны. Способны отражаться от ионизированного слоя планеты с минимальными потерями
- Средние. К ним относятся гектометровые волны. Их распространение происходит на большие расстояния (до нескольких тысяч километров), так как способны огибать поверхность Земли, ночью отражаясь от ионизированного слоя.
- Длинные. Включают в себя километровые волны, которые распространяются на 1-2 тысячи километров благодаря дифракции радиоволн на сферической земной поверхности. После дифракции распространение продолжается из-за сферического волновода и его направляющего действия. Не отражаются, огибают планету.
- Сверхдлинные. Объединенное понятие для мириаметровых, гектокилометровых, мегаметровых и декамегаметровых волн. С легкостью огибают Земной шар, почти не поглощаются поверхностью Земли, отражаются от ионосферы и проникают на большую морскую глубину. Применение ограничено из-за сложной конструкции антенн, требуемых для работы с данными волнами.
Реклама
Чтобы радио могло давать дорогостоящую рекламу, его тоже нужно рекламировать. На продвижение радиостанции придется потратить значительное количество денег и времени, но без этого никак. Одного качественного контента мало для того, чтобы стать известным и популярным.
Если вы открываете радиостанцию в небольшом городе, ваша рекламная кампания может состоять из нескольких презентаций в особо крупных культурных центрах и сарафанного радио. В больших городах этого будет недостаточно. В населенных пунктах с населением несколько сотен человек вам придется провести более масштабные мероприятия. Возможно, реклама потребует от вас даже больше денег, чем закупка оборудования. Без качественного дорогого продвижения бизнес просто умрет в зародыше, и все ваши вложения в регистрацию и покупку техники уйдут коту под хвост.
Евгений Матвеенко
Бизнес-аналитик
Несмотря на громкие заявления о том, что радио умирает, оно все еще живее всех живых в России. Доля слушателей радиостанций во многих регионах равняется, а иногда и превышает количество зрителей местных телеканалов. Но для того, чтобы быть услышанными, вам придется громко заявить о себе.
Вопрос эксперту
Как рекламировать радио в больших городах?
В крупных населенных пунктах существует огромная конкуренция среди радиостанций, поэтому стоит использовать все доступные рекламные инструменты: раздача листовок, реклама в общественном транспорте, досках объявлений, лифтах, подъездах, телевидении и даже на другом радио. Также используйте для продвижения социальные сети, местные форумы, сайты с объявлениями и прочие интернет-ресурсы.
Какое радио лучше открыть: обычное или в интернете?
Интернет-радио постепенно набирает все большую популярность. Оно не требует больших вложений в покупку оборудования или аренду помещения. Но и конкуренция там еще выше, поэтому заявить о себе будет сложнее. Нельзя однозначно сказать, какой формат лучше. Выбирайте тот, что более удобен для вас.
Онлайн-радио
Так как большинство людей сегодня проводят свободное время в интернете, СМИ приходится под них подстраиваться. Радио тоже добралось до онлайн-формата и активно развивается в нем. По сути это все те же радиостанции, но вещают они не на определенных частотах, а в выделенном интернет-канале.
У онлайн-радио есть свои преимущества:
- Не нужно покупать дорогую технику, достаточно лишь компьютера и хорошего микрофона.
- Помещение также не нужно (по крайней мере для начала). Вещать можно и из дома.
- Не придется нанимать много персонала. Работать можно самостоятельно или пригласить нескольких ведущих.
Что нужно для открытия онлайн-радио:
- Высокоскоростной интернет. Это обязательное условие, без которого вы просто не сможете нормально вещать.
- На первых парах у вас вряд ли будут ведущие, поэтому, скорее всего, придется заниматься этим самостоятельно.
- Определиться с тематикой радиостанции, которая будет интересна аудитория. Будет лучше, если вы в ней хорошо разбираетесь.
- Выходить в эфир как можно чаще, чтобы набирать больше слушателей.
- Купить радиохостинг. Цена зависит от масштабов радиостанции, контента и региона.
- Хостинг предоставит вам сайт (или вы можете создать его самостоятельно), который вам нужно правильно оформить. Пригласите дизайнера для создания привлекательной картинки, которая приведет к вам больше слушателей.
- Реклама. Это одно из важнейших составляющих вашего радио. Никто не будет вас слушать, если никто о вас даже не узнает.
- Хотя бы минимальное количество оборудования. Понадобится хороший микрофон, компьютер и наушники.
Онлайн-радио
Как и в случае с классическим радио, в онлайн-формате самой большой статьей расходов снова становится рекламная кампания. Это вынужденные траты, без которых вы не сможете продвинуть себя. Также может понадобится дополнительное оборудование в виде пульта или компрессоров.
Редактор-researcher
То, что такие редакторы делают в телевизионном производстве, часто заметно отличается от функций других сотрудников. Конечно, редактор-researcher играет важную исследовательскую роль в съемках документальных фильмов и новостных передач, но проверка на достоверность фактов также является неотъемлемой частью и драматических работ. Редактор-researcher – это отнюдь не просто анализатор чисел и проверщик фактов, а важная часть производства выпусков новостей или документальных фильмов, и ему обычно поручено выяснять, с какими третьими сторонами сотрудничать в процессе съемок, организовывать интервью, выяснять законность и бюджетные ограничения производства, а также выполнять целый ряд других обязанностей по подготовке съемок.
Карьерный путь редактора-researcher: редактор-researcher может работать в определенной области, например, в спорте или истории, и поэтому иметь степень магистра или доктора наук. Тем не менее, это встречается редко – обычно редакторы имеют первоначальный опыт вещания и только потом переходят к специализации в узкой области.
Плюсы: учитывая влияние, которое редактор-researcher может оказать на готовый продукт, удовлетворение от хорошо выполненной работы выходит за рамки простой работы.
Минусы: работу часто недооценивают, а она требует долгих часов. Чрезвычайно долгих часов.
Сложность: 6/10
Зарплата редактора-researcher: от 40 000 до 65 000 рублей, но работа очень непостоянна.
Какие есть должности
Штат радиостанции предусматривает самые разные должности:
- выпускающий редактор;
- радиоведущий;
- корреспондент;
- журналист;
- звукорежиссер;
- техник.
Но это не значит, что штатных сотрудников на радио много. Напротив, обычно их мало. Среди них существуют взаимозаменяемость и ротация. Другими словами, одному штатному сотруднику «дышат в спину» два добровольца, способных занять его рабочее место. Здесь жесткая профессиональная конкуренция.
Чтобы попасть в штат, нужно иметь не только квалификацию и опыт, но и специальное образование. Выпускнику школы, желающему связать свою профессию с радио, стоит учесть, что в России не так много вузов, которые готовят компетентных специалистов в этой сфере:
- МГУ;
- СПбГУ;
- МГУ Культуры и Искусств;
- СПбГУ Культуры и Искусств;
- государственные театральные институты;
- вузы, где преподают звукорежиссуру.
Но можно получить специальность, вообще не связанную с радио, и всё равно попасть на радио! Профильное базовое образование работника радиостанции не требуется, когда достаточно хорошо владеешь другой специальностью и обладаешь коммуникативными навыками. Если вы знаете все тонкости и глубины вашего дела и можете ярко и интересно рассказывать о нем слушателям, то радио – вполне возможная область применения ваших знаний и таланта.
Дело в том, что на любой радиостанции помимо постоянных, штатных работников существуют также авторы. Как правило, их круг значительно шире, чем штатный. Это профессионалы, которые участвуют в передачах и радиопроектах лишь эпизодически. Обычно радиостанция не является для авторов основным местом работы. Каждый автор обладает экспертными знаниями в своей профессиональной области, которая входит в культурный, музыкальный или иной контекст вещания радиостанции. Будучи в своей сфере первоклассным специалистом, он создает рейтинговую, узнаваемую передачу на радио.
Так какую же из радиопрофессий выбрать – и как это отразится на карьере? К примеру, ставить перед собой цель «стать радиоведущим» мне кажется задачей маломасштабной
Важно смотреть вперед – и готовить себя, скажем, к карьере выпускающего или главного редактора радиопрограмм. Однако многие талантливые редакторы и продюсеры начинали свой путь на радио со скромных авторских проектов и звукорежиссерского пульта
Как проходит день на радио и кто такой Егор Пистолетов
Радио «Великий луг» – пожалуй, самый длительный этап в карьере. Здесь я был не только ведущим музыкальных программ, вел общественные новости и новости спорта. Первый опыт журналистики я приобрел именно на этой радиостанции.
Утро у меня начиналось в четыре-пол пятого. Я собирался, за мной приезжало такси, и к 6, когда начиналась моя смена, уже был на радиостанции. Где-то до 10 я работал в утренней музыкальной программе. Потом писал спортивные новости и выходил в прямой эфир. Где-то что-то дополнял, записывал и уже дальше они шли несколько раз в повторе.
Так как работали неделя на неделю, то следующую неделю я уже работал в отделе новостей – как журналист, как редактор. Мы собирали новости, точно так же, как и на телевидении, ездили на мероприятия, записывали на диктофон синхроны, обзванивали все службы. Потом сам же читал их в эфире, вечером – в записи.
В целом на нашей радиостанции работали где-то 20-30 человек. Отдел информации, музыкальные редакторы, звукорежиссеры, естественно диджеи. Плюс, как и везде, все сопутствующие службы – бухгалтерия, водители и т.д. Отдельно работала рекламная служба, так, как мы существовали только за счет рекламы. Так радио могло себя самоокупать.
Когда я пришел на «Алекс-Радио» директор Александр Кузьмов мне сказал: «Ну давай, все же с псевдонимами работают, у тебя есть?». Я говорю – «Нет». И давай придумывать. Думаю раз не Игорь – Егором буду. Это близко, мне будет легко этот момент проговаривать. Директор говорит: «У тебя ж такой голос, ты такой весь резкий. Как пистолет. Слабо Пистолетовым выходить?». Я говорю: «Что? Мне слабо?». На следующее утро в эфире уже сидел Егор Пистолетов.
Как-то очень смешная ситуация была с этими псевдонимами. Я тогда начал новости спорта вести и мне сказали, что это же уже посерьезнее: «Егор Пистолетов – это диджей, давай, как Игорь Белышев в спорт будешь выходить?»
Далее ситуация в эфире выглядела так: я сижу возле микрофона, говорю – ну а теперь пришла пора спортивных новостей и я с удовольствием передаю слово Игорю Белышеву. Потом говорю – спасибо Егор, в студии Игорь Белышев. Читаю новости спорта, потом говорю – на этом все, слово Егору Пистолетову – и я опять – спасибо Игорь.
Голос и звук
Радио – прежде всего работа со словом и звуком. И всё равно профессионалов, мастерски владеющих голосом и имеющих достаточный навык работы у студийного микрофона, даже в мегаполисах можно перечесть по пальцам. Они хорошо известны редакторам
Поэтому в эфире важно не только внимательно слушать собеседника, но и слышать собственный голос, постоянно работать над его оттенками и тембральным звучанием. Тот, кто знает силу звучания слов, фраз и значимость пауз, несомненно, преуспеет
Но то – личная, карьерная выгода. А если говорить об общем деле, то задача состоит в том, чтобы люди как можно дольше принимали сигнал именно вашей радиостанции и постепенно переходили в группу ее постоянных слушателей. Для этого исследуется аудитория (вот и для маркетологов появилась работа) – и, соответственно, подбираются голоса ведущих и авторов.
Консультанты
Эта группа компаний и специалистов не является в чистом виде школами радио и оказывают услуги не физическим лицам, а действующим радиостанциям. Подобный вид бизнеса широко представлен в США и Европе.
Первые коммерческие радиостанции, появившиеся в России, были созданы зарубежными консультантами, которые, так или иначе, до сих пор принимают участие в жизни российского радио. В нашей стране профессиональный консалтинг на радио начал развиваться в конце 90-х, однако, рынок консультирования по-прежнему развит слабо.
Радиоведущие.ру
Радиоведущие.ру оказывают консультационные услуги радиостанциям и эфирным талантам с 2007 года. Основатель ресурса и тренер, автор книги «Быть диджеем или мои любимые 20 секунд» Алексей Зверев.
Радиоведущие.ру помогают специалистам, уже обладающим профессиональной подготовкой и навыками, найти новые возможности развития, и оптимальные пути для достижения хороших результатов в эфире.
Цель занятий – улучшение качества эфира, которое позволит успешнее продавать радиостанцию рекламодателям. Радиоведущие.ру работают с творческим персоналом радиостанций, то есть с действующими профессионалами коммерческого радиовещания.
Основные клиенты – региональные радиостанции. Услугами воспользовались такие известные радиостанции, как «Красная Армия», «Пульс Радио», «Радио Югра», Радио «Пурга», «Мария ФМ», «Татарское радио» и другие.
Радиоведущие.ру разрабатывают персональные, трехдневные и недельные тренинги для клиентов и оказывают консультационное сопровождение после занятий.
Цена услуг зависит от набора опций и размеров рынка, на котором работает радиостанция. Радиостанциям, расположенным в городах с населением менее 100 тысяч человек, предоставляются скидки до 50% и более.
***
Среди консультантов также известны имена Михаила Эйдельмана, Андрея Бубукина, Андрея Иванова, Виктории Сухаревой и других. Однако, работа российских консультантов в целом рассчитана на комплексные изменения в работе радиостанции и подразумевает взаимодействие не только с радиоведущими, но и со всем коллективом, включая топ-менеджеров и рекламный отдел. Стоимость услуг профессиональных консультантов доходит до сотен тысяч рублей.
Возможно, в этом обзоре мы упустили какие-то школы радио и имена практикующих специалистов, но нам важно было показать тенденцию. Профессия радиоведущего пользуется интересом и желающих узнать, как стать радиоведущим по-прежнему достаточно
Любопытно, что за рубежом такой плотности специалистов, которые делятся секретами ведения эфира за деньги, нет.
Почему школы радио так популярны в стране, где в каждом крупном городе есть факультет журналистики?
Если для овладения профессией радиоведущего не требуется высшего образования, то чем пять лет занимаются студенты журфаков? Перед написанием статьи мы не ставили перед собой задачу ответить на эти вопросы, и в будущем обратимся к экспертам за комментариями.
Формирование культуры дополнительного образования в области коммерческого радиовещания в нашей стране продолжается. Этот материал лишь опыт обсуждения явления под названием «школа радио», поэтому благодарим за отзывы и комментарии. Особенно любопытно узнать мнение о перечисленных школах и экспертах.
Алексей Зверев
Перепечатка запрещена