Каскадёр

Чем занимается каскадер?

Что бы иметь достаточно полное представление о профессии, хотим рассказать, чем занимается данный специалист.

К роду его занятий относятся следующие пункты:

  1. С легкостью и профессионализмом выполнять трюки, которые связаны с риском и неподвластны неподготовленным актерам. Это могут быть прыжки с высоты, скачки на лошадях, хождение по канатам или бортам крыш высотных зданий;
  2. Проводить рукопашные бои с сильным противником, выполняя сложные приемы, подвластные только профессионалам, занимающимся долгие годы боями;
  3. Совершать ныряние на глубину, нахождение там долгое время без специального снаряжения;
  4. Совершать трюки, связанные с автогонками.

Конечно, все это не подвластно уметь одному человеку. Каждый каскадер специализируется на одном или нескольких схожих трюках.

Интересные факты о профессии

Вопреки мнению о том, что каскадёр — сугубо мужская профессия, причем только для молодых мужчин, в России есть и женщины, которые «коня на скаку остановят, в горящую избу войдут». Варвара Никитина — профессиональный каскадёр, постановщик трюков пришла в профессию, имея 2 высших образования: горное и экономическое. Исполняла трюк за булгаковскую Маргариту в фильме «Мастер и Маргарита».  Первая женщина-каскадёр в России, официально признанная каскадёром, имеющая удостоверение члена каскадёрского общества. Выполняла трюки в фильмах «Зверобой», «Код Каина».

Автор статьи: Флюра Ягофарова

Юность и детство

Сергей Лукьянов родился 13 декабря 1984 году, в поселке Думиничи в Калужской области. Отец Сергея всю жизнь проработал моряком, поэтому он почти не принимал участие в воспитании своего сына. Но несмотря на это, парень все равно очень любил своего отца. Большую часть своего времени Сергей проводил со своим дедушкой, а летом они вместе занимались пасекой.

Сергей Лукьянов и его дедушка

Когда парню исполнилось 9 лет, его заинтересовала спортивная гимнастика. Лукьянов проживал в маленьком поселке, поэтому у него не было возможности заниматься в спортивной секции. Юноша решил заниматься гимнастикой самостоятельно, для этого он записывал выступления спортсменов на кассеты, а затем смотрел их и изучал все спортивные элементы.

После окончания десятого класса семейство Лукьяновых переехало жить в Калугу. Там у Сергея появилась возможность записаться в спортивную секцию, чтобы заниматься гимнастикой профессионально. Парень был талантливым и способным, поэтому ему спустя короткое время удалось получить КМС по спортивной гимнастики.

Окончив школу, он хотел связать свою жизнь со спортом, но его родители начали настаивать на том, чтобы парень получил хорошее образование. Лукьянов поступил в Калужский институт туристского бизнеса. Получив диплом о высшем образовании, молодой человек принял решение переехать в Москву. В столице Лукьянов занимался в спортивной секции гимнастикой, а остальное время посвящал учебе в столичном институте.

Перечень обязанностей

Основная задача каскадера – выполнять такие действия, которые неподготовленному человеку не под силу, могут стать причиной серьезных увечий и даже летального исхода. Количество обязанностей представителя этой профессии зависит от места и специфики его работы (универсал или узкопрофильный, исполнитель или постановщик).

Рядовой каскадер обязан:

  • Выполнять трюки, дублировать актеров в процессе съемок кинофильма, в ходе спектакля, фестиваля, шоу.
  • Подробно изучать план исполнения трюкового номера и неукоснительно придерживаться всех его пунктов.
  • Вместе с организатором сцены подбирать нужные устройства и средства страховки, определять место и время их установки.
  • Рассчитывать количество тренировок согласно уровню сложности номера. Не пропускать репетиции.
  • Беспрекословно выполнять требования старшего каскадера в ходе исполнения трюка. В свою очередь старший каскадер должен подчиняться организатору съемки.
  • Соблюдать все рекомендации пиротехников и прочих специалистов касательно техники безопасности выполнения трюковых номеров, применения спецэффектов, определения границ безопасной зоны, мест для взрывов и так далее.
  • Изучать российский и мировой опыт каскадеров, постоянно заниматься саморазвитием, повышать квалификационный уровень, регулярно тренироваться, сдавать необходимые тесты, вовремя проходить медосмотры.

Старший каскадер должен:

  • Выполнять самые сложные номера.
  • Принимать участие в проектировании новых трюковых сцен.
  • Руководить деятельностью каскадеров и организовывать съемку сцены.

Из истории

Профессия «каскадер» появилась в период активного развития кинематографа – в то время, когда начали снимать фильмы с трюками высокой сложности. Сюжеты первых лент были довольно простыми, поэтому актеры в кадре все делали самостоятельно. Усложнение фабулы повлекло за собой повышение опасности кинотрюков и, соответственно, необходимость замены в некоторых моментах актера каскадером. В советском кино дублеры впервые были задействованы в комедии «Веселые ребята». К помощи спортсменов прибегли, чтобы максимально реалистично снять сцену драки оркестрантов.

Удивительно, но многие актеры раньше категорически отказывались от дублирования. Они хотели выполнять трюки сами во что бы то ни стало. Такое безрассудство стоило некоторым из них жизни. В процессе съемки опасных сцен трагически погибли актеры Инна Бурдученко и Евгений Урбанский. В 1960 году Инна, которой в тот момент исполнился всего 21 год, играла в ленте «Цветок на камне». По сценарию она должна была спасти из горящей деревянной постройки знамя. Неизвестно, отказывалась ли она от дублера, но именно эта сцена стала для нее роковой. В момент, когда она выбегала из пламени, произошло обрушение горевшего дома. Получив серьезные ожоги почти 80 % тела, она умерла в больнице. Последним фильмом для Евгения стала картина «Директор». По замыслу режиссера, он должен был мчаться на автомобиле через песчаные барханы. На одной из дюн машина неожиданно перевернулась – актер получил травмы, из-за которых скончался по пути в больницу.

После таких трагедий актерам, не имевшим специальной подготовки, строго запретили самостоятельное выполнение сложных трюков, которые предполагали риск для жизни. Дублерами раньше могли становиться, как правило, спортсмены или циркачи. Сегодня же действуют школы каскадеров, где можно получить необходимую для работы подготовку. Там преподают боевые искусства, верховую езду, учат стрелять, обращаться с пиротехническими средствами, практикуют трюки на высоте, под водой, с горением и так далее.

Где этому учат

Прежде чем разобраться, где пройти обучение, следует понимать, какие профессиональные требования применяются к каскадерам:

  • Хорошая физическая подготовка и отсутствие хронических заболеваний.
  • Отсутствие боязни риска и опасности.
  • Наличие высокого уровня ответственности.
  • Полное ознакомление с правилами техники безопасности и готовность их точного выполнения.
  • Наличие регулярных тренировок и занятий спортом в повседневном расписании дня каскадера.
  • Целеустремленность.
  1. В случае совпадения и наличия всех вышеперечисленных профессиональных требований следующим этапом на пути к профессии каскадера является прохождение обучения в цирковом училище по акробатическому направлению.
  2. Далее необходимо пройти курсы актерского мастерства, получить соответствующую квалификацию и пройти пробы в кино.

Обучение на Каскадера

Каскадёрами обычно становятся молодые мужчины, имеющие хорошую спортивную или цирковую подготовку: гимнасты, акробаты, конные спортсмены.

Существует Школы каскадёров, например, «Империя кино», где готовят профессиональных каскадёров. Но и сюда приходят люди спортивно подготовленные. Занятия в школе проводятся профессиональными каскадёрами и включают в себя следующие аспекты:

  • акробатика
  • высотная подготовка
  • подводная подготовка
  • владение огнестрельным оружием
  • работа с пиротехникой
  • трюки с горением
  • навыки падения
  • единоборства
  • владение холодным оружием

Что нужно знать о профессии?

  • Однако стоит сказать, что не всякий каскадер может сниматься в кино. Обычно подбираются такие актеры, которые будут чем-то напоминать ведущих актеров, которых они и будут страховать. Ведь даже во времена высоких технологий, живого человека заменить будет очень трудно.
  • Сама по себе профессия каскадер относится к творческой и отдельные специалисты даже становились известными актерами, например, Джеки Чан или Жан Маре. Самое главное – быть смелым, готовым к разумному риску человеком, уметь сохранять хладнокровие в любой ситуации. Чаще всего, в каскадеры приходят люди, ранее являющиеся профессиональными спортсменами.

Чем занимается каскадер?

Что бы иметь достаточно полное представление о профессии, хотим рассказать, чем занимается данный специалист.

К роду его занятий относятся следующие пункты:

  1. С легкостью и профессионализмом выполнять трюки, которые связаны с риском и неподвластны неподготовленным актерам. Это могут быть прыжки с высоты, скачки на лошадях, хождение по канатам или бортам крыш высотных зданий;
  2. Проводить рукопашные бои с сильным противником, выполняя сложные приемы, подвластные только профессионалам, занимающимся долгие годы боями;
  3. Совершать ныряние на глубину, нахождение там долгое время без специального снаряжения;
  4. Совершать трюки, связанные с автогонками.

Конечно, все это не подвластно уметь одному человеку. Каждый каскадер специализируется на одном или нескольких схожих трюках.

Александр Иншаков: Профессия каскадера — это рутина

— Вы рисковали? Или профессия каскадера — просто четко выполнять свою работу, и тогда точно знаешь, что вы приземлитесь, где надо, и лошадь прыгнет, куда велено?

 — Риск есть всегда. Конечно, мы не приходим и сразу с разбегу — ударился о стену головой, не задумываясь о том, чем все это закончится — развалится стена или голова? Какие будут последствия? Мы готовимся к своим трюкам. Мы знаем, что мы должны делать. У нас есть задача, цель, которую ставит режиссер, автор сценария, постановщик трюков.

Мы обсуждаем, готовимся, тренируемся. Есть моменты, где это реально опасно. Вот тут уже работают профессионализм, умение, знание. И как правило, все это проходит достаточно спокойно, по крайней мере для исполнителя. Конечно, адреналин есть, конечно, есть подъем такой, но это профессия такая.

— Я понимаю, что это профессия такая. У вас там особые люди с жаждой риска?

— Мы наблюдаем ребят, которые приходят после войны, прошли Афган, Чечню, прочие горячие точки. Конечно, они себя чувствуют в обычной жизни некомфортно.

— И им хочется еще пострелять, пойти в атаку, что-то еще сделать?

— Видимо, да.

— Но вы таких не берете?

 — Мы берем людей, которые могут правильно работать в коллективе, тех людей, которые подготовлены морально и физически, которые не индивидуалисты и не тянут на себя одеяло. Как правило, ребята, которые думают только о себе, у нас долго не задерживаются. Потому что у нас — работа коллективная, здесь надо уметь общаться с людьми, с актерами, с группой, со своими ребятами, с командой.

И не всегда  работа каскадера связана с тем ореолом романтики и героизма, о котором так много говорят и предполагают. Зачастую это серая работа по подготовке трюка, ведь сам трюк длится долю секунды, но надо его подготовить, надо его сделать. На это уходит много времени.

Вот я вспоминаю, работал я на картине у Сергея Александровича Соловьева. Картина про послевоенное время. Мы снимали в Баку. На сажевом заводе все это происходило. Там, в общем-то, даже не трюк был. Один из героев — мальчик-голубятник — бежал по крыше за голубями, срывался и в последний момент цеплялся за карниз на высоте метров тридцать, и висел. Вот нужно было мне все это дело организовать, чтобы безопасно висел мальчик.

Я предварительно сам все это дело подготовил, сделал балкон выдвигающийся, чтобы было над чем висеть. Целую систему страховки организовал, так и сяк отрабатывал. В конечном итоге, я уже сам бегал по этой крыше, как дома, и страховкой не пользовался.

Приехали родители посмотреть на то, что мальчик должен делать. Они сценарий читали. Я им все показал, только в последний момент забыл, что я им все это без страховки показываю. Бежал, споткнулся, покатился, повис над землей, потом ребята выдвинули балкон, я спрыгнул, говорю: Вот примерно так! Я увлекся.

На самом деле, мальчик был практически в безопасности, но это тоже работа, здесь в последний момент нужно было просто подстраховать героя, чтобы там все прошло нормально. Слава Богу, в картине все получилось. Я готовил этот трюк долго. Я выехал в Баку, я прожил там…

— Ради трех секунд?

— Ради трех секунд: пилили стену, выбивали кирпичи, лебедки, тросы… Это колоссальная работа. На этом заводе я был весь в саже, пропитан был ею, хотя завод неработающий. Но, туда, как только попадаещь, пропитываешься насквозь, и никуда не денешься, и время было такое не очень теплое. Вот такая работа каскадера. Так что, о героизме здесь не всегда идет речь.

— Девочки не о тех мечтают?

— Не о тех мечтают.

Погибшие каскадеры

Андрей Ростоцкий

Андрей Ростоцкий Андрей Ростоцкий (1957 — 2002) в качестве каскадера дебютировал в фильме «Они сражались за Родину», где его герой погибал под гусеницами танка (по сей день этот трюк никем не повторен). Погиб, выбирая место для съемок трюков фильма, — сорвался с 30-метровой скалы.

Дар Робинсон

Дар Робинсон Вышеупомянутый нами каскадер, побивший 19 мировых рекордов и первым в мире исполнивший десятки трюков, за двадцать лет работы каскадером имел очень мало травм. Хотя исполнял сложнейшие трюки: прыгал с 30-метровой высоты в воду и с башни Торонто (о чем мы говорили выше), падал с 95-метровой высоты (на подушку безопасности) и многие другие. Дар Робинсон погиб 21.11.1986 года, выполняя трюк на съемках фильма «Тайна миллионов долларов», — он ехал по горной дороге на мотоцикле, не успел затормозить перед поворотом и сорвался со скалы.

Джон Бернекер

Джон Бернекер Джон Бернекер — каскадер, снявшийся в десятке фильмов. В июле 2017 года, на схемках сериала «Ходячие мертвецы», выполняя трюк, он упал с 8-метровой высоты на бетонный пол и был госпитализирован. Спасти его не удалось.

Арт Шолль

Арт Шолль Арт Шолль (1931 — 1985) — американский каскадер, выполнявший трюки на самолетах. Во время съемок боевика «Лучший пистолет» он, сидя за штурвалом самолета, делал вертикальный поворот с постепенным снижением, но не справился с управлением, опустился ниже допустимого уровня и упал в океан. По сей день ни тело Шолля, ни самолет так и не были найдены.

Джой Харрис

Джой Харрис Джой Харрис — канадская каскадерша, погибшая на съемках фильма «Дэдпул-2». Она выполняла трюк на мотоцикле, не справилась с управлением и на большой скорости врезалась в витрину магазина.

Что можно сказать в заключение? На мой взгляд, профессия каскадера — это и спорт, и актерская игра в одном флаконе, приправленные изрядной долей риска. Хочется пожелать этим безрассудным, но очень талантливым людям, всегда изумлять нас своей работой, оставаясь при этом целыми и невредимыми.

Описание профессии

Как уже упоминалось, каскадеры – это прошедшие особую подготовку исполнители трюков. Их делят на 2 категории:

  • Универсальные. Они выполняют задачи любой сложности: скачут на лошади, участвуют в автогонках, тушении пожаров, рукопашных боях, а также прыгают с высоты и ныряют на глубину.
  • Узкопрофильные. Делают трюки только одного типа и уровня сложности.

Стать профессионалом, за которым будут выстраиваться в очередь ведущие кинокомпании, можно, выбрав только какой-либо один вид. Казалось бы, чем больше каскадер умеет, тем он ценнее для работодателя. Оказывается, не все так просто. Например, чтобы мчаться на автомобиле с огромной скоростью, при этом преодолевая возникающие на пути препятствия, нужно быть виртуозным водителем с большим опытом. На оттачивание такого умения могут уйти годы. Дублеры, которые задействованы в трюках с лошадьми, тоже должны постоянно упражняться в верховой езде и дрессировать животное. Высокий уровень профессионализма ценят больше, чем универсальность, ведь он дает возможность отснять сцену одним дублем

К примеру, пылающее и разрушающееся здание крайне важно снять сразу, так как повторы обойдутся очень дорого

Каскадеры работают со специальной страховкой, реквизитом и декорациями. При необходимости они могут сами изготавливать их. Подготовка сложного трюка, который зритель будет видеть какие-нибудь 2–3 секунды, проходит поэтапно. Каждый из них тщательно прорабатывается, чтобы предусмотреть и предотвратить все вероятные риски.

Профессию каскадера относят к редким. В Российской Федерации их всего порядка 100 человек. Принято считать, что трюки в фильмах могут делать исключительно молодые мужчины. Но женщины тоже неплохо справляются с такими заданиями. Один из наиболее ярких примеров – Варвара Никитина. Она не только настоящий профессионал-исполнитель, но и постановщик. Среди самых известных работ: «Зверобой», «Дневной дозор», «Доктор Живаго», «Полицейская академия – 7: Командировка в Москву», «Любовь в большом городе – 2», сериалы «Кухня», «Тайный знак», «Закрытая школа». Варвара – первая женщина-каскадер в России, которая официально признана представительницей этой сложной профессии и состоит в каскадерском обществе.

Подробности

Разумеется, когда подбирают каскадера, стараются, чтобы он был максимально похож на актера, которого будет заменять при выполнении опасного трюка. Также каскадеров не снимают крупным планом. Те, кто хотел бы стать представителем данной профессии, должны усвоить то, что популярность им вряд ли будет грозить. Джеки Чан, пожалуй, является исключением из правил. Но все же среднестатистические каскадеры остаются, так сказать, за кадром.

Впрочем, можно с уверенностью сказать, что профессия каскадера еще долгие годы останется востребованной. Никакие спецэффекты не заменят усилий истинных трюкачей. Чтобы разобраться с тонкостями профессии, необходимо знать, что существует два основных типа каскадеров: универсальные и специализированные. Нетрудно догадаться, в чем заключаются различия. Большим уважением пользуются специализированные каскадеры, потому как считается, что они достигли высочайшего уровня в своем деле. Нельзя научиться трюкам в горящем колесе за один месяц. Для этого требуется время.

Различные страховки незаменимы в профессии каскадера. Но даже с ними риск остается очень большим. Неудивительно, что эту профессию выбирает так мало людей: всего сотня представителей профессии на всю Россию называет себя каскадерами.

Учеба

В России специализированных учебных заведений для подготовки каскадеров очень мало. Поэтому чаще всего в эту профессию идут люди, которые уже имеют узкопрофессиональные знания и навыки в сфере обычного и экстремального спорта или единоборств. Обучаться можно, например, в одной из таких школ:

  1. Студия Varvara-Stunt (Москва). Продолжительность учебного курса – полгода. Сюда принимают актеров-новичков, которым уже исполнилось 18 лет. Здесь можно получить дополнительные знания и навыки в конном спорте, пиротехнике и фехтовании.
  2. Школа-студия «Трюк» (Москва). Преподавателями тут работают специалисты, за плечами которых есть практический опыт на съемочных площадках.
  3. Школа каскадеров при кинематографической студии «Империя кино» (Санкт-Петербург). Продолжительность учебного курса – 1 год. Частота занятий – еженедельно. Выпускники этой школы становятся опытными каскадерами. Они могут не только профессионально исполнять трюки, но и ставить их.

Учащиеся перечисленных заведений получают возможность дополнительно прослушать краткий курс о кинематографии. Он необходим для повышения уровня компетентности будущего дублера.

Каскадером вполне может стать циркач

Желающим получить такую профессию рекомендуется обратить внимание на Государственное училище циркового и эстрадного искусства им. М

Румянцева (Карандаша). Для поступления туда абитуриенту нужно сдать ЕГЭ по русскому языку, литературе и истории. Также предусмотрен творческий конкурс.

«Претензий не имею»

этой истории странное, почти мистическое продолжение: через несколько дней в реальной автокатастрофе разбился и Дедюшко. Об актере знают все. О его смерти сообщалось в новостях, есть сайт его памяти в интернете. Известно даже, что сериал потом снимали без него, взяв на место погибшего как две капли воды похожего человека. Что касается каскадера, то интернет не выдает даже его имени…

Каскадера звали Александр Морин. Со мной согласился пообщаться его брат-близнец, Сергей Морин (Дракон). На съемках «Албанца» они работали вместе.

— Это был какой-то нехороший фильм, полоса неудач. В первый день пришли — актера нет, во второй день — оружия нет. В том роковом трюке должна была работать «девятка», а вместо нее пригнали «семерку». Да еще снимали в пяти метрах от кладбища — плохая примета. Я как-то рядом с больницей работал — и голову разбил. А тут кладбище…

— А о чем была снятая сцена?

— Вообще-то ее должен был играть я. Это была маленькая роль. Мы как бы везем пленника. Дедюшко, бывший полицейский, переодетый дорожным рабочим, перегородил путь. Я выхожу из машины, Дедюшко меня задерживает, берет в заложники. А водитель дает по газам и сбивает обоих. Только вместо меня в тот день снялся брат.

— Почему?

— Постановщик спросил: у кого из вас нога железная? А у меня штырь в ноге — сломал, когда с восьмиметровой вышки прыгал: мимо мата пришел. Ну, говорит, давай тогда пусть он делает. Я за брата совсем не волновался. Ну, говорю, пока, Сань, увидимся в следующей жизни. Пошутил, блин.

— Так что произошло? Он что-то неправильно сделал?

— Да нет, это постановщик виноват. Мне кажется, он вообще первый раз в жизни ставил сбивание. Такие трюки делают на скорости двадцать километров, не больше, а он дал все пятьдесят. И не притормозил. И еще эта «семерка». Через «девятку» он бы перелетел, поломался бы, конечно, но жив бы остался. А тут ударился в лобовое стекло — перелом черепа, две недели пролежал в коме.

— А что постановщик? Он, наверное, должен был понести какую-то ответственность?

— Да нет, я его отмазал.

— Ты???

— Ну да, написал, что претензий не имею. Он мне сказал: ну вы же сами понимали, на что идете? Ну да, понимали… Я тогда подумал: какая разница, брата все равно не вернешь. Не такой я человек, чтобы кого-то в тюрьму сажать.

— И что теперь?

— Да ничего, работает потихоньку. Так больше мне ни разу и не звонил…

Дракон — очень хороший парень, простой, наивный и добрый. Братья пришли в кино, как многие каскадеры, из спорта: у себя в Волгограде занимались акробатикой и тхеквондо. Но мечтали сниматься в кино, как Джеки Чан. Сергей первым поехал в Москву, спросил, где «Мосфильм», пришел туда в надежде записаться в каскадеры, но там все было очень сложно, нужны пропуска. Хотел попытать счастья и перелезть через забор, но тут кто-то рассказал, что есть школа каскадеров «Мастер» на берегу Сетуни, в пяти минутах от «Мосфильма». Сергей пришел туда. Был готов работать кем угодно. Его поставили строить декорации на базе, таскать бетон, убирать территорию. «Чтобы стать каскадером, это надо заслужить», — сказал преподаватель школы Игорь Панин. Потом к Сергею приехал брат, они остались жить на базе и потихоньку осваивали профессию. К ним там все привыкли, прозвали их Джеки Чанами.

— Я когда сломал ногу, мне ребята говорят: ничего, мол, нормально, не поломался — не Джеки Чан. Вон и у Панина скула сломана, лицо все в шрамах. Сейчас я понимаю, что ломаться не обязательно, наоборот: один раз облажался — потом долго не зовут на съемки.

— А никогда не хотелось стать актером? Чтобы никого не дублировать, чтобы тебя все знали…

— Да ну, зачем это? Актер — это человек, от которого ничего не зависит. Возьмут на роль — не возьмут, скажут, типаж не тот, фигура не подходит. Взятки давать, с продюсерами спать — это, конечно, больше про актрис, хотя, говорят, они теперь и мальчиков любят. А каскадер может сам себя сделать. Чего добьешься — столько ты и стоишь. Меня дома, в Волгограде, все уважают, знают, что я не актер какой-нибудь, а честный каскадер.

Трюковые кино-работы, выполненные каскадерами Студии под руководством постановщиков Ассоциации каскадеров

Фильмы и сериалы:

К/ф «Зверобой» (реж. А.Ростоцкий)

К/ф «Львиная доля» (реж. : А.Муратов)

К/ф «Афера» (реж. Е.Лаврентьев)

К/ф «Волшебный фонарь» (реж. Е.Гинзбург)

К/ф «Завещание Сталина» (реж. М.Туманишвили)

К/ф «Карнавальная ночь 2» (реж. Е.Гинзбург)

К/ф «Кавказская рулетка» (реж. Ф.Попов)

К/ф «Полицейская Академия 7 (миссия в Москве)» (реж. А.Меттер)

К/ф «Пистолет с глушителем» (реж. В.Ховенко)

К/ф «К-19» (реж. К.Бигелоу)

К/ф «Всадник по имени смерть» (реж. К.Шахназаров)

К/ф «Марш Турецкого» (реж. М.Туманишвили)

К/ф «Сеть 2» (реж. Ч.Уинклер)

К/ф «Дневной дозор» (реж. Т.Бекмамбетов)

К/ф «Белое золото» (реж. В.Иванов)

К/ф «Cамый лучший фильм» (реж. К.Кузин)

К/ф «Последний уик-энд» (реж. П.Санаев)

К/ф «Мороз по коже» (реж. К.Солимин)

Сериал «Бухта Филиппа» (реж. А.Цабадзе)

К/ф «Самый лучший фильм 2» (реж. О.Фомин)

К/ф «Заяц над пропастью» (реж. Т.Кеосаян)

Сериал «Лебединый рай» (реж. А.Митта)

Сериал «Провинциалы» (реж. В.Усков, В.Краснопольский)

Сериал «Следствие ведут знатоки (новые серии)» (реж. В.Сорокин)

Сериал «Доктор Живаго» (реж. А.Прошкин)

Сериал «Звездочет» (реж. Г.Атнев)

Сериал «Офицеры-последние солдаты империи» (реж. М.Алиев, З.Ройзман)

Сериал «Тайный знак» (реж. Б.Дуров, Н.Эген, Б.Григорьев)

Сериал «Четыре таксиста и собака» (реж. Ф.Попов)

Сериал «След» (реж. Ю.Харнас )

Сериал «Закрытая школа» (реж. О. Асадулин)

К/ф «Путь» (реж. В.Пасичник)

Сериал «Кухня» (реж. Д.Дьяченко)

к/к «Быстрей чем кролики» (реж. Д. Дьяченко)

Когда приземлился, менял цвета как хамелеон

– Вы рисковали? Или профессия каскадера – просто четко выполнять свою работу?

– Риск есть всегда. Конечно, мы не приходим и сразу с разбегу прыгаем или бьемся головой об стену, не задумываясь о последствиях, и о том, что раньше развалится – стена или голова. Мы готовимся к своим трюкам. Порой, месяцами. Знаем, что должны делать.

Как только начинался какой-то очередной проект, нам уже давали список трюков и указывали дату, когда его необходимо исполнить. Мы и готовились. У нас была задача, цель, которую ставил режиссер, автор сценария, постановщик трюков. Были и опасные моменты, но, как правило, все это проходит достаточно спокойно.

– А всплеск адреналина?

– В какой-то мере адреналин присутствует, но не сильный – это уже обыденность, просто профессия такая. Тем более я же занимался любимым мотокроссом, достиг кандидата в мастера спорта. Там были тоже прыжки, гонка – и это уже не всплеск адреналина, а спорт.

– Какие вам довелось выполнять трюки?

– Самые разные. Например, прыжок с 9-го этажа. Вот тогда-то я очень много получил адреналина. Прыгнул, а потом не помню, как дома оказался. Говорят, когда приземлился на батут, менял цвета как хамелеон – то бледнел, то зеленел, то синел, то краснел. Потом сел на мотоцикл и уехал домой, лег спать, а когда проснулся – решил, что мне все это приснилось.

Но готовился я к этому трюку месяца три. Сначала прыгал с гаражей, потом залазил все выше и выше. В воду прыгал. Но всегда был под присмотром. Не один.

Еще трюк – взрыв на кладбище. Взорвали гроб, и я случайно загорелся, но так как был одет в куртку, то сразу и не понял, что горю. Просто почувствовал, что жарко становится.

При съемке фильма «Кровинушка» мы три дня подряд выходили в открытое Черное море. Нужен был дубль прыжка с самой верхней палубы. И я прыгнул. Казалось, что летел долго. Когда вошел в воду не сразу сориентировался, где верх, где низ, а когда понял и начал всплывать, то увидел над собой пузо сухогруза. Но меня страховал водолаз. Он схватил сзади за плечо, а я почему-то не ожидал этого, хотя знал, что он будет меня встречать и сильно напугался.

– Бывало так, что какие-то трюки вам давались легче, а какие-то сложнее?

– Все трюки технически сложные. Перед выполнением трюка, даже личного, вначале приходилось доказать, что это безопасно, нашему «папику» – так мы называли руководителя одесского клуба профессиональных каскадеров «Стант», заслуженного советского каскадера с большой буквы, спортсмена Валерия Завадского.

Бывало, доказывал месяцами, что я не пострадаю. Хотя мы все были застрахованы.

Из истории

Профессия «каскадер» появилась в период активного развития кинематографа – в то время, когда начали снимать фильмы с трюками высокой сложности. Сюжеты первых лент были довольно простыми, поэтому актеры в кадре все делали самостоятельно. Усложнение фабулы повлекло за собой повышение опасности кинотрюков и, соответственно, необходимость замены в некоторых моментах актера каскадером. В советском кино дублеры впервые были задействованы в комедии «Веселые ребята». К помощи спортсменов прибегли, чтобы максимально реалистично снять сцену драки оркестрантов.

Удивительно, но многие актеры раньше категорически отказывались от дублирования. Они хотели выполнять трюки сами во что бы то ни стало. Такое безрассудство стоило некоторым из них жизни. В процессе съемки опасных сцен трагически погибли актеры Инна Бурдученко и Евгений Урбанский. В 1960 году Инна, которой в тот момент исполнился всего 21 год, играла в ленте «Цветок на камне». По сценарию она должна была спасти из горящей деревянной постройки знамя. Неизвестно, отказывалась ли она от дублера, но именно эта сцена стала для нее роковой. В момент, когда она выбегала из пламени, произошло обрушение горевшего дома. Получив серьезные ожоги почти 80 % тела, она умерла в больнице. Последним фильмом для Евгения стала картина «Директор». По замыслу режиссера, он должен был мчаться на автомобиле через песчаные барханы. На одной из дюн машина неожиданно перевернулась – актер получил травмы, из-за которых скончался по пути в больницу.

После таких трагедий актерам, не имевшим специальной подготовки, строго запретили самостоятельное выполнение сложных трюков, которые предполагали риск для жизни. Дублерами раньше могли становиться, как правило, спортсмены или циркачи. Сегодня же действуют школы каскадеров, где можно получить необходимую для работы подготовку. Там преподают боевые искусства, верховую езду, учат стрелять, обращаться с пиротехническими средствами, практикуют трюки на высоте, под водой, с горением и так далее.

На шпагат в 35

Тренировка окончена, пора домой. Там ждёт обед, домашние дела.

Играть воина — почётная роль. Фото: Из личного архива

«Моему поколению сложно понять нынешнюю молодёжь. У них в почёте одни гаджеты, а что в голове — и представить не берусь. Возможно, мой 14-летний сын когда-нибудь захочет повторить мой путь, но пока это время не пришло, — рассказывает Дмитрий. — Правда, в последнее время он проникся спортом, мы стали вместе ходить на тренировки».

Переделав дела, совершив несколько звонков, ярославский каскадёр вновь отправляется в зал.

Дмитрий первый раз сел на шпагат в 35 лет. Фото: АиФ / Юлия Шатохина

Тренировка, состоящая из растяжки и ударной техники, длится около двух часов. Интересно, что впервые на шпагат ярославец сел в 35 лет. А это лишний раз подтверждает, что все успехи — вопрос мотивации. «Да, с возрастом в нашем деле, как и в любом спорте, приходится прилагать больше усилий. Более длительными становятся разминки, потом, возможно, придётся немного упрощать трюки, — говорит каскадёр. — Но пока я чувствую, наоборот, получается всё лучше и лучше. Это и опыт, и натренированность. Целенаправленная работа приносит свои плоды».

Дмитрий Бакунин предстаёт в разном амплуа. Фото: Из личного архива

Что касается травм, то в профессии каскадёра они не редкость. Актёры отрабатывают все трюки до автоматизма, стараясь исключить риск травмироваться. Скорее со временем, не выдерживая нагрузки, возникают профессиональные болезни, такие как проблемы с суставами.

Каскадёрский трюк: разрыв цепей силой мышц. Фото: Из личного архива

Подведем итоги

Нам удалось ответить на вопрос: «Каскадер это кто такой?». Благодаря сегодняшней статье, мы узнали, чем занимается представленный специалист, каковы основные плюсы и минусы трудовой деятельности каскадера, где можно обучиться данной специальности.

Наша статья будет полезна детям, которые любят риск и хотят направить свою любовь к опасности в полезное русло.

Источники

  • https://edunews.ru/professii/obzor/tvorcheskie/kaskader.html
  • https://FB.ru/article/418843/kak-stat-kaskaderom-bez-riska-dlya-jizni
  • https://irg77.ru/pravo/lyudi-i-pravo/professii/kaskader/
  • https://www.profguide.io/professions/Kaskador.html
  • https://oksait.ru/professiya/kaskader-kto-eto/
  • https://okobzor.ru/professii/kaskader/
  • https://varvarastunt.ru/?an=praiss
  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/959594
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector