Переход на усн «доходы минус расходы»

Расходы

В состав «переходных» расходов организации, применявшие метод начисления, должны включить непризнанные расходы, оплаченные в периоде применения общей системы налогообложения. Это объясняется тем, что при методе начисления расходы учитываются на дату их осуществления (п. 1 ст. 272 НК РФ). Дата оплаты на дату признания расходов не влияет. При упрощенке действует кассовый метод (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). При нем расходы формируются по мере их оплаты. Причем для признания некоторых видов затрат установлены дополнительные условия.

Авансы, выданные в период применения общей системы налогообложения в счет предстоящих поставок (без НДС), включайте в базу по единому налогу на дату поступления товаров (работ, услуг). При этом учитывайте ограничения, связанные со списанием покупных товаров и основных средств. Оплаченные, но непризнанные расходы включайте в состав затрат по мере выполнения условий, при которых они уменьшают налоговую базу по единому налогу. Такие правила предусмотрены подпунктом 4 пункта 1 статьи 346.25 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: можно ли организации на упрощенке учесть расходы на аренду? Аренда оплачена авансом на несколько лет вперед в период применения ОСНО (до перехода на спецрежим)/

Да, можно.

Расходы на аренду офиса, которые организация оплатила, применяя метод начисления, при расчете единого налога учитываются на дату их осуществления (подп. 4 п. 1 ст. 346.25 НК РФ). Налоговую базу уменьшайте ежемесячно по мере фактического получения услуг по договору аренды. Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 14 ноября 2005 г. № 03-11-04/2/132.

Пример учета расходов на аренду, оплаченных до перехода на упрощенку. Организация платит единый налог с разницы между доходами и расходами

ООО «Альфа» арендует помещение под офис. Договор аренды заключен на период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2017 года включительно (24 месяца). Сумма арендной платы за весь срок действия договора составляет 480 000 руб.

В декабре 2015 года «Альфа» применяла общую систему налогообложения и рассчитывала налог на прибыль методом начисления. В этом месяце организация перечислила арендодателю всю сумму арендной платы за два года вперед.

С января 2016 года «Альфа» перешла на упрощенку. Объект налогообложения – «доходы, уменьшенные на величину расходов».

Начиная с января 2016 года бухгалтер организации ежемесячно уменьшает налоговую базу по единому налогу на сумму арендной платы в размере: 480 000 руб. : 24 мес. = 20 000 руб.

Кредиторская задолженность по расходам, которые были учтены при расчете налога на прибыль, налоговую базу по единому налогу не уменьшает. Суммы, выплаченные в погашение этой задолженности после перехода на упрощенку, повторно включать в расходы нельзя. Например, если до перехода на упрощенку неоплаченные товары были реализованы, то учитывать их стоимость при расчете единого налога после оплаты не нужно. Это следует из подпункта 5 пункта 1 статьи 346.25 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: можно ли организации на упрощенке учесть налог на прибыль и НДС, начисленные за период, в котором организация применяла ОСНО? Налоги были перечислены в бюджет после перехода на упрощенку.

Нет, нельзя.

Любые расходы, поименованные в пункте 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ, могут быть признаны, только если они соответствуют критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). То есть независимо от классификации расходы, указанные в пункте 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ, уменьшают налоговую базу по единому налогу, если они:

документально подтверждены;

экономически обоснованны;

связаны с деятельностью, направленной на получение доходов;

не поименованы в статье 270 Налогового кодекса РФ.

Уплату налога на прибыль и НДС по обязательствам, которые возникли в период применения общей системы налогообложения, нельзя признать расходом, соответствующим критериям пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ. После перехода на упрощенку эта операция уже не связана с деятельностью, направленной на получение доходов, следовательно, не является экономически обоснованной. Кроме того, суммы налога на прибыль и НДС, начисленные к уплате в бюджет, не могут учитываться при налогообложении в силу положений пунктов 4 и 19 статьи 270 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, для уменьшения налоговой базы по единому налогу за счет уплаты налогов, начисленных в период применения общей системы налогообложения, у организации, перешедшей на упрощенку, оснований нет. Правомерность этого вывода подтверждается письмами Минфина России от 16 октября 2007 г. № 03-11-05/251, от 19 декабря 2006 г. № 03-11-04/2/281.

Почему стоит сохранять статус ИП

Почему бы просто не перейти в статус самозанятого и перестать быть ИП? Тем более, что при желании страховые взносы на пенсию может платить и обычное физлицо на этом режиме, а не только индивидуальный предприниматель.

Дело в том, что самозанятость исполнителя для заказчиков-юрлиц и ИП имеет в себе определённые риски. Ведь если плательщик НПД снимется с учёта в качестве самозанятого, то он превращается в работника по гражданскому договору, за которого надо платить страховые взносы. Неслучайно в договоры с самозанятыми включают особое условие о том, чтобы исполнитель заранее предупреждал о своем отказе от НПД.

Ещё один неудобный нюанс для партнёров-организаций и ИП связан с приёмом платежей от самозанятого, потому что ему надо выдавать кассовый чек.

Предположим, плательщик НПД, который не является индивидуальным предпринимателем, хочет арендовать торговую или офисную площадь. Большинство собственников коммерческой недвижимости принимают оплату от арендаторов только платежным поручением через расчётный счёт. В таком случае выдавать кассовый чек о приёме оплаты не требуется. Конечно, устанавливать ККТ только для того, чтобы получить арендную плату от самозанятого, мало кто согласится.

Кроме того, не все виды деятельности при оказании услуг доступны обычным самозанятым. Так, разрешение на такси могут получить только ИП или организации, а просто физлицу его не выдают. А ещё обычному плательщику НПД не выдадут лицензию на автоперевозки, на медицинскую, фармацевтическую, образовательную деятельность.

Наконец, если после перехода на НПД индивидуальный предприниматель превысит лимит доходов в 2,4 млн рублей, он сможет быстро вернуться на другой льготный режим – УСН или ПСН. Обычный самозанятый после превышения лимита может продолжать деятельность только с уплатой НДФЛ по ставке 13%. Ну или ему тоже придётся регистрировать ИП.

Переход на УСН в 2021 году

Чтобы перейти на упрощенку необходимо в налоговую инспекцию подать уведомление о переходе на УСН.

Обратите внимание! Чтобы перейти на УСН с 2021 года, подать уведомление нужно было до 31 декабря 2020. Если вы не успели этого сделать, то придется ждать еще год

Если вы только планируете открыть ИП или зарегистрировать ООО, то уведомление можно подать либо с документами на регистрацию, либо в течение 30 дней после государственной регистрации.

Обратите внимание, что если вы не уложитесь в указанный срок, то будете автоматически переведены на основной режим налогообложения – самый сложный и невыгодный для субъектов малого и среднего предпринимательства. Существующие ИП и организации могут перейти на УСН только с 1 января следующего года

Для этого им необходимо подать уведомление до 31 декабря текущего года. В связи с тем, что организации в заявлении должны указывать доход, полученный за 9 месяцев (по состоянию на 1 октября) заявление они могут подать не ранее 1 октября

Существующие ИП и организации могут перейти на УСН только с 1 января следующего года. Для этого им необходимо подать уведомление до 31 декабря текущего года. В связи с тем, что организации в заявлении должны указывать доход, полученный за 9 месяцев (по состоянию на 1 октября) заявление они могут подать не ранее 1 октября.

Чтобы перейти на УСН действующие ИП и ООО должны отвечать следующим условиям:

  • Размер дохода за 9 месяцев года не превышает 112 500 000 руб. (условие действует только для организаций).
  • Количество сотрудников не более 130 человек.
  • Стоимость основных средств не превышает 150 млн. руб.
  • Доля участия других организаций не более 25%.

Обратите внимание, перейти на УСН можно только 1 раз в год, равно как и сменить объект налогообложения. Подробнее о том, как подтвердить право работы на упрощенке, читайте здесь

Подробнее о том, как подтвердить право работы на упрощенке, читайте здесь.

Каким критериям должны соответствовать расходы?

Основной риск для налогоплательщика при применении УСН «доходы минус расходы» заключается в непризнании налоговой инспекцией расходов, заявленных им в декларации. Если инспекция не согласится с формированием налоговой базы, то, кроме недоимки, будет рассчитана пеня и наложен штраф по ст. 122 НК РФ (20% от неуплаченной суммы налога)

Поэтому важно понимать, каким критериям должны соответствовать расходы, помимо наличия в представленном выше перечне.

Учитываемые налогоплательщиком на УСН расходы должны быть одновременно экономически оправданны, документально подтверждены и направлены на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ):

Экономическая оправданность расходов и направленность их на получение дохода

Расходы должны быть направлены на получение прибыли, т.е. иметь деловую цель. Например, налогоплательщик может доказать, что расходы на выплаты увольняемых работников являются целесообразными, так как значение имеет деловая цель – намерение получить положительный экономический эффект в связи с увольнением конкретных работников, в том числе вследствие уменьшения или изменения структуры персонала, замены работников; кроме того, выходное пособие выполняет функцию защиты работника от временной потери дохода до трудоустройства4.

В случае отсутствия деловой цели налоговый орган, а вслед за ним и суд могут сделать вывод о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды с доначислением соответствующей суммы налога. О необоснованности налоговой выгоды могут свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии следующих обстоятельств5:

  • невозможность реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг (например, среднесписочная численность сотрудников организации – 0 человек, а она оказала услуги на несколько миллионов рублей);
  • отсутствие условий, необходимых для достижения результатов соответствующей экономической деятельности, в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;
  • учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также требуются совершение и учет иных хозяйственных операций;
  • совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета.

Отметим, что налоговое законодательство не содержит положений, позволяющих налоговому органу при применении ст. 252 НК РФ оценивать произведенные налогоплательщиками расходы с позиции их экономической целесообразности6.

Таким образом, обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности7.

Документальная подтвержденность расходов

Минфин разъяснил, что под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные8:

  • документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ;
  • документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы;
  • документами, косвенно подтверждающими расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Затраты налогоплательщиков могут быть обоснованы любыми документами, напрямую или косвенно подтверждающими факт их осуществления, так как Налоговый кодекс не устанавливает конкретный перечень документов, подтверждающих произведенные расходы.

В то же время суд встанет на сторону налогового органа при формальном составлении первичных документов, в которых не отражены действительные хозяйственные операции9, либо при представлении документов, по которым невозможно определить, как осуществлялся учет оказанных услуг, каким образом рассчитывалась их стоимость и размер затрат10.

Оплата налога и представление отчётности

^

Отчетный период
Квартал
Полугодие
9 месяцев

Налоговый период
Год

Порядок действий

1
Платим налог авансомНе позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода. Уплаченные авансовые платежи засчитываются в счет налога по итогам налогового (отчетного) периода (года) ()

2Заполняем и подаем декларацию по УСН

  • Организации — не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом
  • Индивидуальные предприниматели- не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом

3
Платим налог по итогам года

  • Организации — не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом
  • Индивидуальные предприниматели — не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом
  • Через банк-клиент
  • Сформировать платёжное поручение
  • Квитанция для безналичной оплаты

Подача декларации

Порядок и сроки представления налоговой декларации

  • Организации — не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом
  • Индивидуальные предприниматели — не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом
  • Налогоплательщик — не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором прекращена предпринимательская деятельность по УСН
  • Налогоплательщик — не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором утрачено право применять УСН

За налоговый период до 2021 года налоговая декларация представляется по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 26.02.2016 № ММВ-7-3/99@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в электронной форме.

Начиная с налогового периода за 2021 год налоговая декларация представляется по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.12.2020 № ЕД-7-3/958@ «Об утверждении формы, порядка заполнения и формата представления налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в электронной форме и о признании утратившим силу приказа ФНС России от 26.02.2016 № ММВ-7-3/99@» (Зарегистрирован 20.01.2021 № 62152).

Форма налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложенияpdf (401 кб)

Загрузить

Формат представления налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в электронной формеdoc (266 кб)

Загрузить

Порядок заполнения налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложенияdoc (253 кб)

Загрузить

Cхема по налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложенияxsd (61 кб)

Загрузить

Форма налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложенияpdf (401 кб)

Загрузить

Формат представления налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в электронной формеdoc (266 кб)

Загрузить

Порядок заполнения налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложенияdoc (253 кб)

Загрузить

Cхема по налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложенияxsd (58 кб)

Загрузить

Обращаем внимание, что налоговые декларации за налоговый период 2020 года налоговыми органами принимаются по формам и форматам, утвержденным приказом ФНС России от 26.02.2016 № ММВ-7-3/99@, а также с приказом ФНС России от 25.12.2020 № ЕД-7-3/958@, в случае их представления с 20.03.2021 (письмо ФНС России от 02.02.2021 № СД-4-3/1135@).

Контрольные соотношения для целей самостоятельной проверки декларации, утвержденной приказом ФНС России от 26.02.2016 № ММВ-7-3/99@, на предмет корректности ее заполнения направлены письмом ФНС России от 30.05.2016 № СД-4-3/9567@.

Налоговые декларации, действовавшие в предыдущих периодах, и периоды применения, размещены на странице «Представление налоговой и бухгалтерской отчетности» в разделе «Представление на бумажном носителе» в подразделе «Шаблоны форм налоговых деклараций»

Условия для применения УСН

В 2020 году компании могут применять УСН при условии, что их доходы за год не превысили 150 миллионов, а средняя численность работников не более 100 человек.

Но с 2021 года для упрощенцев вводятся нововведения. Если компания немного превысит данные показатели, они смогут остаться на УСН, но налоговая ставка будет увеличена.

Повышенные ставки налога будут применяться налогоплательщиками УСН при условии, что их доходы составят от 150 до 200 миллионов рублей или численность штата – от 101 до 130 человек включительно.

Если упрощенец превысит лимиты в 200 миллионов рублей дохода или в 130 человек, то с квартала превышения лимитов налогоплательщик «слетает» со спецрежима и уплачивает налоги по общей системе налогообложения.

Более наглядно ставки налогов и соотношение новых условий представлены в таблице ниже.

Ставка налога при УСН с 2021 года

Сумма дохода и численность штата Ставка налога при УСН с 2021 года
УСН «доходы» УСН «доходы минус расходы»
Доход до 150 млн. руб.

Численность до 100 человек

6% 15%
Доход до 150 млн. руб.

Численность 101 – 130 человек

8% 20%
Доход 150 – 200 млн. руб.

Численность до 100 человек

8% 20%
Доход 150 – 200 млн. руб.

Численность 101 – 130 человек

ОСН ОСН

Начисление НДС

Порядок учета НДС по реализации зависит от даты оплаты и отгрузки товара (оказания услуги): до перехода на ОСНО или после.

Отгрузка

Оплата

Начисление НДС

До перехода

После перехода

Нет

После перехода

До перехода

Только с отгрузки

После перехода

После перехода, но до отгрузки (аванс)

С аванса, затем с отгрузки; одновременно с отгрузкой НДС с аванса нужно взять к вычету

Учет входного НДС зависит от даты оприходования товаров или оказания услуг. Если дата — до перехода на ОСНО, то НДС включают в стоимость товара (услуги), а если позднее — принимают к вычету.

Бизнес может «слететь» с УСН в любом месяце, но плательщиком НДС он всегда становится с начала квартала. Получается, что налогоплательщик должен начислить НДС на отгрузки за весь квартал.

Однако налоговики считают, что бизнесмен имеет право перевыставить покупателям счета-фактуры с НДС только за тот месяц, когда он утратил право на УСН, а также за 5 последних дней предыдущего месяца. Это связано с тем, что в НК РФ предусмотрен пятидневный срок для выставления счетов-фактур (письмо ФНС РФ от 08.02.2007 № ММ-6-03/95@).

Поэтому, если бизнесмен утратил право на упрощёнку во втором или третьем месяце квартала, то часть начисленного НДС ему придется заплатить за счёт собственных средств. Если налогоплательщик всё-таки перевыставит счета-фактуры с начала квартала, то вероятны споры с налоговиками.

Шанс выиграть спор есть. Во-первых, существует более позднее Минфина от 25.01.2016 № 03-07-11/2722 с благоприятной для налогоплательщика позицией. Кроме того, имеется и положительная судебная практика (например, постановление ФАС Поволжского округа от 30.05.2007 № А12-14123/06-С29).

Плюсы и минусы АУСН

После отмены ЕНВД у бизнеса действительно есть запрос на ещё один льготный и при этом простой налоговый режим. Ведь у организаций выбор систем налогообложения сейчас совсем небольшой: ОСНО, УСН или ЕСХН. У индивидуальных предпринимателей возможностей больше, им доступны также НПД и ПСН.

Станет ли автоматизированная система налогообложения этим дополнительным выбором, большой вопрос. На наш взгляд, плюсы АУСН в предложенном виде неочевидны, хотя разработчики в пояснительной записке к проекту перечисляют следующие преимущества.

  • Не надо сдавать налоговую декларацию (напомним, что на обычной УСН декларация сдаётся всего раз в год).
  • Расчётом налога занимается ФНС на основании сведений, переданных налогоплательщиком и банками.
  • Зарплату работникам перечисляет уполномоченный банк, который также удерживает НДФЛ и направляет его в бюджет.
  • Страховые взносы за работников платить не надо, при этом они не лишаются права на страховую пенсию. В связи с этим отменяется сдача РСВ.
  • И ещё одно странное преимущество – плательщики АУСН не должны проводить специальную оценку условий труда (наравне с дистанционными работниками и надомниками).

В законопроекте также сказано, что АУСН позволит обеспечить рост поступлений в бюджет за счёт привлекательности нового налогового режима для субъектов малого предпринимательства и легализации доходов от осуществляемой деятельности.

Однако по поводу привлекательности АУСН возникают определённые сомнения, которые можно отнести к минусам этого режима.

  1. Простота расчёта налога очень условна. Доходы и расходы налогоплательщика будет контролировать не только ФНС, но и банк. Кроме того, эти данные сам плательщик АУСН должен заносить в личный кабинет, и если какой-то доход не задекларировать вовремя, то налагается штраф в размере 20% от неуплаченного налога. Если сравнивать этот критерий с самозанятыми, то у них налог рассчитывается только на основании доходов, заявленных в личном кабинете. Дополнительного контроля по данным ККТ или расчётному счёту на НПД нет.
  2. Отмена отчётности по взносам компенсируется новыми отчётами – в банк, который перечисляет зарплату и другие выплаты. Освобождение от бухгалтерского учёта имеет значение только для организаций. ИП его и так не ведут, независимо от системы налогообложения. При этом для собственников бизнеса важен управленческий учёт, и им тоже кто-то должен заниматься. Кроме того, даже небольшому количеству работников, разрешённых на АУСН, надо рассчитывать зарплату и другие выплаты. Поэтому нельзя сказать, что применение автоматизированной системы налогообложения полностью освобождает от необходимости иметь бухгалтера.
  3. Нулевая ставка по страховым взносам за работников и ИП за себя – это плюс. Но при этом не надо забывать о повышенных налоговых ставках на АУСН: 8% и 20% соответственно. Напомним, что субъекты МСП платят взносы за работников по сниженным ставкам (по выплатам свыше МРОТ), и эти суммы учитываются при расчёте налога. С учётом этого надо тщательно рассчитать итоговую налоговую нагрузку бизнеса. Может оказаться, что АУСН для вашей ситуации окажется менее выгодным, чем УСН или другой налоговый режим.
  4. При предложенном подходе взимания налога существенно возрастает риск налоговых споров. Расчёт, произведённый ФНС, заведомо признаётся справедливым, но что делать налогоплательщику, если он с ним не согласен? Налоговый период в один месяц и всего лишь 10 дней на перечисление налога – слишком краткий срок для подготовки возражений. По факту банк будет списывать именно те суммы налога, которые указаны в уведомлении от ФНС. Кто отвечает за возможные ошибки, и как они будут компенсироваться бизнесу, пока неясно.

Полагаем, что если автоматизированную систему налогообложения примут в предложенном виде, то она будет востребована небольшим количеством бизнесменов. Считать АУСН альтернативой ЕНВД точно не стоит.

Возможно, что в проект ещё будут вносить изменения, которые сделают АУСН более привлекательной для бизнеса. Мы будем и дальше следить за внедрением этого налогового режима и сообщать о нём нашим пользователям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector