Действующая классификация налогов с примерами

Принципы построения

Разобраться в столь сложном понятии, не определив принципов его построения, невозможно. Так, все принципы становления и построения налоговой структуры РФ описаны в 3 статье НК РФ. К ним следует относить:

  • справедливость, то есть обременение распространяется на всех (граждане, ИП, организации);
  • определенность, которая не допускает двусмысленных трактовок одного и того же положения, правила, нормы;
  • равенство, устанавливается независимо от расовых, социальных, религиозных, национальных и прочих принципов;
  • доступность, то есть все нормы должны быть сформулированы максимально доступным и понятным языком;
  • удобство, налогоплательщики должны быть информированы обо всех обязательных платежах, объектах обложения и порядках исчисления суммы обязательства;
  • обоснованность, все действующие и новые обязательства должны быть экономически обоснованы, недопустимо вводить обременения, противоречащие Конституции России.

Следовательно, принципы налогообложения направлены на соблюдение действующего законодательства и основ Конституции.

Ставки и вычеты

Примечательно, что государство может применять ставки, схожие с налоговыми, при исчислении вычетов — тех платежей, которые, в свою очередь, должны перечисляться не в бюджет, а из него — гражданам и организациям. Данную работу в РФ осуществляет, в частности, ФНС.

Например, что касается вычетов по НДФЛ, соответствующая ставка составляет 13%, но применяется она в отношении расходов гражданина, признаваемых в качестве основания для соответствующих выплат. Это могут быть затраты, связанные с приобретением жилья — для имущественного вычета, с оплатой учебы — для социальных компенсаций. Использование преференций, о которых идет речь, может предполагать ряд ограничений по размеру выплат, исходя из предельной величины расходов, которая установлена законодательно. Есть вычеты также и для бизнесов, например, по НДС.

Акцизы

Отдельного рассмотрения заслуживают акцизы – какой это налог: федеральный или региональный? Акциз – это косвенный налог, который взимается с цены товара или предоставленных услуг. Представленный сбор причисляется к определенным видам продукции – алкогольной, табачной, топливу и прочим товарам. Оплачивают эти сборы организации, индивидуальные предприниматели, а также продавцы, которые доставляют товар через таможенные границы.

Налоговые ставки устанавливаются следующим образом:

  • по твердой ставке;
  • по адвалорной ставке – учитывается оценочная стоимость товара на таможне;
  • по комбинированной ставке.

Ставки акциза на каждый вид товара в полной мере перечислены в статье 193 НК РФ.

Фискальная система государства: кратко об истории

Налоги и налоговая система РФ на территории нашего государства стали зарождаться довольно давно. Однако структура, наиболее характерная современным реалиям, была организована лишь в 1991 году. В тот момент был принят закон, который так и назывался: «Об основах налоговой системы в России». Данный норматив вводил в действие множество фискальных обременений, таких как НДС, НДФЛ (в то время подоходный налог), акцизы на табак и алкоголь и другие сборы.

Уже в 1998 году была утверждена , а через два года, в 2000, законодатели приняли . Так, стал главной правовой основой налоговой системы РФ Налоговый кодекс. Норматив детально определял порядок взаимоотношений между государством и налогоплательщиками.

Преобразования коснулись не только самой налоговой системы страны, но и органов, осуществляющих контроль. Так, в 1990 году была создана Государственная налог. инспекция, на которую были возложены функции по контролю и сбору фискальных платежей. Затем ее переименовали в службу. Но уже 1998 году службу упразднили, а взамен было создано специальное Министерство по налогам и сборам.

Однако и это не последнее изменение. В 2004 году чиновники решили передать бюджетные полномочия в Минфин РФ. Контрольная же функция была передана в ФНС — службу, которая действует и по сей день. Следовательно, единая централизованная система налоговых органов состоит из Министерства финансов России и ФНС.

Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования

Основное направление деятельности налоговой системы — это создание рационального, эффективного и справедливого механизма, который бы обеспечил достойный экономический рост всему государству. Однако, как показывает практика, ключевым направлением становится повышение стимула к сбору фискальных платежей.

В то же время повышение стимулов к собираемости фискальных обязательств позволило российской экономике выйти на новый, более высокий уровень развития. Это связано с тем, что законодатели предложили рациональные виды и режимы налогообложения, сокращающие фискальную нагрузку плательщиков. А следовательно, большинство экономических субъектов решило выйти из теневой экономики. Однако действующие подходы несовершенны и требуют многочисленных изменений.

Состав региональных налогов

Как отмечено выше в состав региональных налогов входят:

  • налоги, распространяющие на всю территорию РФ в соответствии с федеральными законами о налогах и сборах, а также НК РФ;
  • налоги, установленные законодательными органами самостоятельных субъектов РФ, имеющих свое действие только на территории соответствующего субъекта.

Пока не был введен в действие современный российский Налоговый кодекс, для отечественной системы налогообложения было характерно деление региональных налогов на:

  • обязательные;
  • необязательные.

Суть такого подразделения заключалось в возможности ограниченного применения в регионах (областях) отдельно установленных на территории страны налогов. Государственная власть же на местах была наделена полномочиями вводить налоги регионального значения в те количествах, в которых сочтет нужным самостоятельно безо всяких ограничений. Некоторые субъекты федерации ввиду реализации властями таких полномочий по максимуму были перегружены налогообложением.

Ограничить налоговую нагрузку и привести систему налогообложения на территории всей страны в единое состояние был призван ныне действующий Налоговый кодекс РФ. Именно он закрепил исчерпывающий (закрытый) перечень региональных налогов, которые вправе вводиться в отдельных регионах местными законами, тем самым снизив неподъемную налоговую нагрузку с налогоплательщиков.

Отныне устанавливать дополнительные региональные налоги, которые отсутствуют в НК РФ запрещено, что плодотворно сказывается в первую очередь для субъектов хозяйствования – юридических лиц.

Вам необходима помощь по региональным налогам?

Запишитесь на консультацию к руководителю практики

+7

Общая характеристика налога на прибыль организаций

Налог на прибыль организаций является прямым федеральным налогом, взимаемым с коллективных субъектов (организаций), объектом обложения которым является главный экономический результат деятельности организаций всех форм собственности — прибыль. Российский налог на прибыль организаций является аналогом корпоративного налога за рубежом.

Налог на прибыль организаций является одним из самых значимых для бюджетной системы России. Несмотря на то, что этот налог является федеральным, наибольшее фискальное значение он имеет для региональных бюджетов, поскольку из базовой налоговой ставки в 20% в региональный бюджет зачисляется 18%, а в федеральный — всего 2%. Благодаря этому налог обеспечивает формирование доходов бюджета того субъекта Федерации, где расположена и осуществляет деятельность организация — налогоплательщик. Так, в 2017 г. налог на прибыль организаций составил около 31% налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ. Например, в консолидированном бюджете Воронежской области доля налога на прибыль в 2016 г. составила 17,2% от общего объема доходов.

Налогоплательщиками данного налога являются:

  1. российские организации;
  2. иностранные организации, (а) осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства или (б) получающие доходы от источников в РФ;
  3. организации, являющиеся ответственными участниками консолидированной группы налогоплательщиков.

Консолидированной группой налогоплательщиков (далее — КГН) признается добровольное объединение налогоплательщиков налога на прибыль организаций на основе договора о создании КГН в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций с учетом совокупного финансового результата хозяйственной деятельности указанных налогоплательщиков (ст. 25.1 НК РФ). Ответственным участником КГН является участник КГН, на которого в соответствии с договором о создании КГН возложены обязанности по исчислению и уплате налога на прибыль организаций по КГН и который осуществляет те же права и несет те же обязанности, что и налогоплательщики налога на прибыль.

К российским организациям относятся плательщики налога, имеющие статус юридического лица. Следовательно, к числу плательщиков налога на прибыль не относятся простые товарищества, а также филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц. К российским организациям по своему налогово-правовому статусу приравниваются иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами РФ.

Налоговое резидентство организаций является новым институтом российского налогового права, применение которого началось с 01.01.2015. Его появление обусловлено таким принципом корпоративного налогообложения, как необходимость обеспечения уплаты налога на прибыль в бюджет того государства, где расположен центр управления организацией.

Согласно п. 1 ст. 246.2 НК РФ налоговыми резидентами РФ признаются: а) российские организации; б) иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами РФ в соответствии с международным договором по вопросам налогообложения; в) иностранные организации, местом фактического управления которыми является Российская Федерация, или иное не предусмотренное международным налоговым договором.

Место фактического управления иностранной организацией определяется по правилам п. 2-8 ст. 246.2 НК РФ.

Что еще нужно знать о налогах?

У каждого налога есть свой срок оплаты. Если вы в него не укладываетесь, то последуют санкции. А значит, дополнительные расходы. Вам это нужно?

Прежде чем подобрать систему налогообложения, вам необходимо тщательно проанализировать, какая из них вам подойдет больше всего и в каком случае ваши налоговые отчисления будут меньше. В наше время существуют даже фирмы, которые помогут вам правильно подобрать систему налогообложения, опираясь на род вашей деятельности, предполагаемых контрагентов и т.д.

Со временем вы можете поменять систему налогообложения. Как это лучше сделать, вы можете узнать в налоговой инспекции. Но прежде чем менять систему, обязательно изучите всю информацию подробнее, потому что новая система может вам не понравится. Тогда придется заново тратить деньги и время, чтобы определиться с новой системой или вернуться к старой. Помимо этого, необходимо будет переделывать все документы, поэтому делайте сразу правильный выбор!

Помните, что государство дает вам выбор. Только вы решаете как поступить в определенной ситуации. Чтобы принять правильное решение, лучше обратиться к опытному специалисту.

Имущественный налог

Налогоплательщиками являются физические лица, которые владеют недвижимостью (например, квартирой, жилым домом). За налоговую базу принимается кадастровая стоимость недвижимости.

Какое имущество подлежит налогообложению?

  • Помещение для жилья (например, квартира или же комната).
  • Объект, строительство которого еще не завершили.
  • Дом, предназначенный для жилья.
  • Гараж.

Из-за того, что кадастровая стоимость разная, отличается налоговая база. Ставка налогов тоже отличается:

  • 0,1% — жилые дома, квартиры, гаражи.
  • 2% — торговые центры и помещения, используемые для работы.

Власти Российской Федерации имеют право изменять налоговую ставку для объектов личного пользования, т.е. для домов, квартир, гаражей. Они могут ее либо увеличивать, либо уменьшать. Налоговая ставка на имущество может изменяться максимум 3 раза. Она может меняться в большую либо меньшую сторону.

Что такое система налогообложения?

Под системой налогообложения понимают порядок взимания налогов, то есть тех денежных отчислений, которые каждое лицо, получающее доход, отдаёт государству. Налоги платят не только предприниматели, но и обычные граждане, чей доход состоит только из зарплаты. При грамотном планировании налоговая нагрузка бизнесмена может быть ниже, чем подоходный налог наемного работника.

Ну и коль мы говорим о системе налогообложения, то надо понимать ее основные элементы. Согласно ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

  • объект налогообложения – прибыль, доход или иная характеристика, при появлении которой возникает обязанность платить налог;
  • налоговая база – денежное выражение объекта налогообложения;
  • налоговый период – период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога к уплате;
  • налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога.

На сегодняшний день в России можно работать в рамках следующих налоговых режимов (систем налогообложения):

  • ОСНО – общая система налогообложения;
  • УСН – упрощённая система налогообложения в двух разных вариантах: УСН Доходы и УСН Доходы минус расходы;
  • ЕНВД – единый налог на вмененный доход (отменяется с 2021 года);
  • ЕСХН – единый сельскохозяйственный налог;
  • Патентная система налогообложения (только для налогообложения ИП)
  • НПД — налог на профессиональный доход (доступен ИП и физическим лицам без регистрации ИП).

Как видим, есть из чего выбрать.

Примечание: Есть еще одна редко используемая система налогообложения — при выполнении соглашений о разделе продукции, которая применяется при добыче полезных ископаемых, но мы не будем рассматривать ее в рамках этой статьи.

Давайте ознакомимся с главными элементами российских налоговых режимов. Учтем, что на ОСНО платят несколько разных налогов: НДС, налог на имущество организаций или физических лиц, плюс ИП на ОСНО платят налог на доходы физических лиц, а организации — налог на прибыль.

Элемент УСН ЕНВД ЕСХН ПСН ОСНО
Объект налого­обложения Доходы (для УСН Доходы) или доходы, умень­шенные на расходы (для УСН Доходы минус расходы Вмененный доход налого­платель­щика Доходы, умень­шенные на величину расходов Потенци­ально возможный к получению годовой доход

Для налога на прибыль — прибыль, то есть доходы, умень­шенные на величину расходов.

Для НДФЛ — доход, полученный физлицом.

Для НДС – доход от реализации товаров, работ, услуг.

Для налога на имущество организаций и физлиц – недвижимое имущество.

Налоговая база Денежное выражение доходов (для УСН Доходы) или денежное выражение доходов, умень­шенных на расходы (для УСН Доходы минус расходы) Денежная величина вмененного дохода Денежное выражение доходов, умень­шенных на величину расходов Денежное выражение потенци­ально возможного к получению годового дохода

Для налога на прибыль — денежное выражение прибыли.

Для НДФЛ – денежное выражение дохода или стоимость имущества, полученного в натуральной форме.

Для НДС – выручка от реализации товаров, работ, услуг.

Для налога на имущество организаций – среднегодовая стоимость имущества.

Для налога на имущество физлиц- инвентаризационная стоимость имущества.

Налоговый период Календар­ный год Квартал Календар­ный год Календар­ный год либо срок, на который выдан патент

Для налога на прибыль — календар­ный год.

Для НДФЛ – календар­ный год.

Для НДС – квартал.

Для налога на имущество организаций и физлиц – календар­ный год.

Налоговые ставки по регионам от 1% до 6% (для УСН Доходы) или от 5% до 15% (для УСН Доходы минус расходы) 15% величины вмененного дохода 6% от разницы между доходами и расходами 6% потенци­ально возможного к получению годового дохода

Для налога на прибыль – 20% в общем случае, и от 0% до 30% для отдельных категорий плательщиков.

Для НДФЛ – от 13% до 30%.

Для НДС – 0%, 10%, 20% и расчетные ставки в виде 10/110 или 20/120.

Для налога на имущество организаций – до 2,2%

Для налога на имущество физлиц – до 2%.

Сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов

Эти сборы — обязательные платежи, уплачиваемые в бюджет физическими лицами (в т. ч. ИП) и организациями, получившими разрешение на добычу представителей фауны на территории РФ и/или водных биоресурсов в ее водах.

Налогоплательщики: граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, обладающие лицензией на пользование объектами животного мира на территории России.

К объектам налогообложения здесь относятся, говоря простым языком, звери, птицы, рыбы, крабы, моллюски и т. п., в естественной среде обитания. Ставка сбора зависит от вида животного или рыбы, и устанавливается для каждого вида отдельно. Размер сбора рассчитывается как произведение ставки на количество объектов животного мира.

При этом не уплачивают сборы представители коренных малочисленных народов Дальнего Востока, Сибири и Севера России; а также лица не относящиеся к этим народам, но постоянно проживающие в местах, где охота и рыболовство жизненно необходимы.

Также для ряда случаев (самозащита, научные цели), налоговая ставка устанавливается в размере 0 руб.

Сумма сбора, в зависимости от вида биологического объекта, может зачисляться только в региональный бюджет, либо частично еще и в федеральный бюджет.

Подробные разъяснения и дополнительные данные содержатся в главе 25.1 НК РФ.

Порядок перехода

^

1Переход на УСН одновременно с регистрацией ИП, организаций
Уведомление может быть подано вместе с пакетом документов на регистрацию. Если Вы этого не сделали, то у Вас есть еще 30 дней на размышление ()

2Переход на УСН с иных режимов налогообложения
Переход на УСН возможен только со следующего календарного года. Уведомление необходимо подать не позднее 31 декабря ()

Организации и ИП, которые перестали быть налогоплательщиками ЕНВД в связи с отменой данного специального налогового режима, вправе перейти на УСН с 01.01.2021, уведомив налоговый орган не позднее 01.02.2021 (письмо ФНС России от 14.01.2021 № СД-4-3/119@).

Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья

Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД) — обязательный платеж, начисляемый как определенный процент от суммы дополнительного дохода от добычи углеводородного сырья на каждом участке недр.

Под дополнительным доходом здесь понимается расчетная выручка от реализации углеводородного сырья за вычетом расходов (фактических и расчетных) на его добычу.

Углеводородное сырье включает в себя: нефть (обессоленная, обезвоженная, стабилизированная), природный газ, попутный газ, газовый конденсат (после промысловой подготовки).

Если сумма НДД для участка окажется меньше определенного Законом минимального размера, то уплачивается минимальный налог.

Налоговая ставка — 50%, вся сумма полностью зачисляется в федеральный бюджет.

Налогоплательщики: организации, являющиеся пользователями недр, обладающие необходимыми лицензиями и осуществляющие определенную деятельность (поиск, оценка, разведка и добыча углеводородного сырья, его транспортировка и хранение, и т. д.).

Объект налогообложения: дополнительный доход (расчетная выручка от добычи углеводородного сырья на участке недр, который отвечает по крайней мере одному из нижеследующих требований:

  • расположен частично или полностью на территории Якутии, Красноярского края, Иркутской области, НАО; или севернее 65°00′ с. ш. в пределах Ямало-Ненецкого автономного округа; или в границах российского сектора дна Каспийского моря;
  • расположен частично или полностью в пределах Тюменской области, Ямало-Ненецкого автономного округа; ХМАО — Югры, Республики Коми, в определенных границах;
  • расположен в РФ и включает запасы углеводородного сырья месторождения, которое указано в 8-ом примечании к ТН ВЭД ЕАЭС на 1.01.2018 г.

При этом объектом налогообложения не является дополнительный доход от добычи углеводородного сырья на участке недр, которое частично или полностью включается в себя новое морское месторождение.

Налоговый период — календарный год, отчетный период — первый квартал, полугодие и 9 месяцев.

Более подробно о налоге на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья можно прочесть в главе 25.4 НК РФ.

На этом завершим обзор федеральных налогов и сборов РФ. В следующий раз разберем региональные и местные налоги.

Галяутдинов Р.Р.

ИсточникиПоказать

Статья дополнена и доработана автором 8 дек 2020 г.

Что еще нужно знать о налогах

Они бывают прямыми и косвенными. Отчисления для первых можно без проблем увидеть, например, как в случае с НДФЛ. Косвенные налоги – это те, чья уплата не осознается, поскольку они включены в стоимость товаров. Показательный пример — НДС.

Также, если интересует, куда идут собранные налоги, то следует знать, что отследить их путь можно, но сложно. Все полученные суммы складываются в общую корзину, из которой уже и формируются местные, региональный и федеральный бюджеты, а также фонды. Хотя из этого есть исключения. Например, НДС полностью зачисляют в федеральный бюджет. Так что напрямую узнать, на что пошли уплаченные суммы сложно. Можно ознакомиться только со статьями расходов.

Водный налог

Водный налог — федеральный налог, взимаемый с физических лиц и организаций за специальное (с применением сооружений, технических средств и устройств) и/или особое (подлежащее обязательному лицензированию) пользование водными объектами России.

Налогоплательщики: юридические и физические лица (в т. ч. индивидуальные предприниматели), осуществляющие подлежащее лицензированию пользование водными объектами.

Объектами налогообложения считаются следующие виды пользования водными объектами (реками, морями, озерами, прудами, родниками, подземными водами, ледниками):

  • забор воды;
  • выработка энергии (например, работа ГЭС);
  • сплав древесины;
  • иное использование акватории (поверхности) водного объекта.

При этом не подлежит налогообложению использование акватории для рыбалки или хождения судов, забор воды для орошения с/х земель, полива садоводческих участков или тушения пожаров, и т. п.

Ставка водного налога зависит от экономического района, месторасположения водного объекта, его типа, наименования, объема забранной жидкости, площади используемой водной поверхности или иных параметров. Льготы не предусмотрены.

При этом налогооблагаемой базой, в зависимости от вида водопользования, может быть: забор воды (в 1000 куб. м.), количество произведенной за счет силы воды энергии (в 1000 кВт·ч), объем сплавляемой древесины (в 1000 куб. м. за 100 км сплава), использованная площадь акватории (в кв. км).

Налоговый период — квартал (3 месяца). Водный налог уплачивается по месту нахождения водного объекта и не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (например, налог за I квартал должен быть уплачен не позднее 20 апреля).

Вся сумма водного налога поступает в федеральный бюджет.

Актуальная и подробная информация по водному налогу содержится в главе 25.2 НК РФ.

Налоги и их назначение

В зависимости от назначения, все налоги можно разделить на две категории:

  1. Общий налог.
  2. Целевой налог.

Налоги общего назначения установлены в режиме общего порядка. К общим налогам относят множество взимаемых, причём в любой налоговой системе, налогов.

Они имеют отличительную особенность: после своего поступления в государственную казну они обезличиваясь расходуются на конкретные цели, которые определены соответствующим бюджетом.

Налоги целевого толка можно разделить на два вида: специальные и чрезвычайные.

Специальная налоговая пошлина призвана для финансирования определённых программ, имеющих целевую установку. Такая пошлина закрепляется за конкретным видом расходов. В отношении России:

  • это налоги на транспорт;
  • это налоги на воспроизведение сырьевой базы.

Чрезвычайная налоговая пошлина обычно устанавливается при чрезвычайных ситуациях.

Региональные налоги

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

Перечень региональных налогов установлен ст. 14 НК РФ:

1) Налог на имущество организаций;

2) Налог на игорный бизнес;

3) Транспортный налог.

Особенности региональных налогов регулируются п. 3 ст. 12 НК РФ:

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

Региональными законами могут определяться некоторые элементы налога (например, налоговые ставки), а также вводиться налоговые льготы для некоторых категорий налогоплательщиков.

Пример

Налоговые ставки и налоговые льготы по транспортному налогу для налогоплательщиков города Москвы установлены Законом г. Москвы от 09.07.2008 N 33 «О транспортном налоге».

Нефть

В этом случае уплачивается налог на добычу полезных ископаемых. Налогообложение устанавливается на федеральном уровне и рассчитывается в рублях за тонну. Дополнительно сумма умножается на коэффициент, что зависим от динамики мировых цен. Поэтому, любые расчетные данные быстро теряют актуальность и их приходится регулярно считать по новой.

Виды ставок налогов призваны сделать систему более гибкой и по максимуму охватить деятельность населения и юридических лиц. Но одновременно увеличение их количества должно знать меру — иначе сложность в администрировании будет забирать весь позитивный эффект.

Напишите свой вопрос в форму ниже

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector