Приказ о направлении на курсы повышения квалификации

Содержание:

Посещать обучающие курсы, тренинги, семинары

В современных крупных компаниях огромное внимание уделяется обучению сотрудников. Начальство специально приглашает преподавателей и консультантов, которые проводят семинары, тренинги для персонала

Зачастую посещение таких мероприятий не является обязательным, однако тех, кто отправляется прослушать лекцию или закончить курсы по собственному желанию, сразу отмечает управленец. Интерес к новинкам в профессиональной сфере, желание развиваться и совершенствоваться ценится в любой организации. Для чего нужны тренинги и семинары:

  • Получение новых знаний в профессиональной сфере;
  • Изучение инструментов, позволяющих повысить результативность работы;
  • Знакомство с новыми программными продуктами;
  • Совершенствование существующих навыков;
  • Поддержание командного духа;
  • Повышение уровня интеллектуального, профессионального развития.

Занятия, которые организовывает фирма, зачастую имеют узкую направленность. Дополнительно не помешает пройти курсы иностранных языков, изучить аспекты маркетинга и интернет продвижения, ознакомиться с принципами бухгалтерского учета или правилами заполнения официальных документов. Всесторонне развитый сотрудник всегда необходим руководству.

Как работоспособность сотрудников влияет на результаты бизнеса

Исследования Gallup показали, что у компаний с продуктивной командой ключевые показатели выше, чем у конкурентов: производительность — на 17%, рентабельность — на 21%, продажи — на 20%.

От работоспособности персонала напрямую зависит прибыль и успех бизнеса.

  • Эффективный сотрудник берет на себя больше задач и ответственности, чем прописано в его должностной инструкции. А значит, компания получает результат выше ожидаемого
  • Человек со стабильными показателями работоспособности мотивирует коллег. Они берут с него пример и стремятся расти профессионально. Появляется здоровая конкуренция в коллективе
  • Человеку с высокой продуктивностью можно доверять и делегировать важные задачи. Это снимает часть нагрузки с топ-менеджеров и руководителей
  • Эффективный работник оптимизирует рутинные процессы. Он делает больше задач за меньший промежуток времени, быстрее достигает результатов. И делится улучшенными алгоритмами работы с коллегами
  • Продуктивный сотрудник интересуется сферой, в которой работает, он развивается, предлагает новые идеи и двигает бизнес вперед

Чем больше в компании эффективных людей, тем быстрее она развивается.

Какие бывают виды повышения квалификации — 3 основных вида

Повышение квалификации бывает трех видов.

Классификация проводится в зависимости от продолжительности обучения.

Давайте разбираться.

Вид 1. Краткосрочные программы

Продолжительность программы составляет не менее 72 часов. Обучение организует сам работодатель, оно носит тематический характер (изучается конкретный вопрос, отрабатывается определенный навык и т.д.).

Занятия проводятся рабочими и специалистами предприятия, имеющими более высокую квалификацию. В итоге обучающиеся сдают экзамен.

Вид 2. Тематические и проблемные семинары

Занятия длятся от 72 до 100 часов. При таком варианте для слушателей проводятся тренинги, семинары на конкретные темы, позволяющие анализировать проблемы предприятия или отрасли.

Такая учеба способствует скорейшему приобретению необходимых знаний, профнавыков. После успешной сдачи экзаменов сотрудник получает удостоверение о пройденном краткосрочном повышении квалификации.

Вид 3. Длительные программы

Длительность обучения по такой программе составляет от 100 до 500 часов. Она предназначена для опытных работников, которые испытывают некоторые проблемы в своей профдеятельности. Такое повышение квалификации необходимо и специалистам, наделенным новым должностным функционалом.

Подтверждением пройденного курса служит свидетельство о длительном повышении квалификации.

Повышение квалификации – что это?

Designed by katemangostar/Freepik

В Трудовом кодексе есть статьи, которые оперируют понятиями о квалификации сотрудника, его подготовке и соответствию занимаемой должности или вменяемым обязанностям. Например, при внедрении в производственный процесс новых технологий или оборудования работодателю необходимо проверить – подходит ли квалификация работника. Иными словами, для исполнения того или иного рода деятельности специалист должен обладать специфичными знаниями или умениями.

Предполагается, что диплом о среднем специальном или же высшем образовании и является бессрочным документом, свидетельствующим о необходимой подготовке. Но во многих профессиональных отраслях возможны ситуации, когда квалификацию необходимо либо подтвердить, либо повысить. Именно этот процесс и получил название – повышение квалификации. В целом, повышение квалификации – это один из вариантов дополнительного профессионального образования, которое могут получить только лица, которые ранее получили или средне-специальное, или высшее образование, а также могут это подтвердить соответствующими документами.

Также следует понимать, что повышение квалификации пусть и относится к системе дополнительного образования, но производится исключительно по ранее полученной профессии. К примеру, строитель может повышать свою квалификацию лишь по направлению «Строитель», а арматурщик не имеет права повышать разряд по профилю «Слесарь», если у него нет соответствующего диплома.

Непрерывное образование персонала — основа развития предприятия

Наиболее оптимальным вариантом организации работы в сфере развития персонала является создание системы непрерывного образования сотрудников на основе грамотного сочетания разных форм подготовки новых сотрудников и переподготовки уже работающего персонала. При этом переподготовка должна включать в себя как получение второй профессии, так и повышение квалификации работников с учетом изменений в технологии и организации производства.

Суть непрерывного образования заключается в постоянной адаптации к современным условиям труда и периодическом повышении квалификации работников на протяжении всей трудовой деятельности. Принцип непрерывности должен обеспечиваться поэтапностью прохождения отдельных ступеней образования на основе постепенного усвоения знаний, навыков и умений. Иначе говоря, работник на протяжении всей своей трудовой деятельности находится в процессе обучения, повышая свою квалификацию и двигаясь по карьерной лестнице.

Дополнительное обучение, повышение квалификации

Учиться никогда не поздно. Сами работодатели, особенно сетевые компании, крупные холдинги, предусматривают систему обучения персонала, повышения его квалификации. Работники и по собственной инициативе ходят на курсы, семинары и тренинги.

Как все это будет выглядеть в учете работодателя? В первую очередь важно, кто является инициатором. Если организация, то учеба – это производственная необходимость, часть рабочего процесса, и тогда расходы можно принять, соблюдая те же правила, что и при аттестации – наличие договоров и лицензированное учебное учреждение

В бухгалтерском учете расчет с учебным заведением будет выглядеть аналогично расчету с любым другим контрагентом:

  • Дебет 60 (76) Кредит 51 (50,71) – оплачены образовательные услуги.
  • Дебет 26 (20,44) Кредит 60 (76) – отражение затрат на соответствующих счетах учета (в зависимости от того, кто проходил обучение, и от деятельности организации).
  • Дебет 91.2 (непринимаемые расходы) Кредит 60 – отражены дополнительные затраты (если были), такие как питание, проживание, которые входили в стоимость договора. Такие суммы являются выгодой работника и подлежат обложению НДФЛ и взносами.

В налоговом учете, как видите, часть средств, не относящаяся непосредственно к стоимости обучения, не учитывается при расчете налогооблагаемой базы.

Сотрудник может заключить договор самостоятельно, а работодатель компенсирует ему расходы:

  • Дебет 73 Кредит 51 (50) – выплачена компенсация.
  • Дебет 20 (44) Кредит 73 – отражены расходы.

Если обучение происходит по собственной инициативе сотрудника, а работодатель оплачивает ему такие услуги, то эти суммы также подлежат обложению взносами и необходимо удержать НДФЛ из иных доходов. У работника же сохраняется возможность подать декларацию и получить вычет, если учебное заведение отвечает установленным требованиям (лицензия).

Семинары, тренинги и прочие подобные мероприятия иногда оформляются не как образовательные, а как консультационные услуги. В этом случае оказывать их может любая организация, которую выберет работодатель. В расходах по налогу на прибыль они учитываются как прочие (ст. 264 п. 1 пп. 15).

В перечне расходов для УСН консультационных услуг нет, но есть бухгалтерские, аудиторские и юридические (п. 15 ст. 346.16 НК). Поэтому, чтобы учесть обучение в уменьшении базы, потребуется, чтобы в договоре они звучали именно так.

Обратите внимание! Необязательно ходить или ездить в учебное учреждение. Онлайн и web-семинары и консультации тоже допускаются

Главное, не форма обучения, а правильное оформление документов, суть и цель.

На просторах интернета масса компаний, предлагающих проведение семинаров за рубежом, причем география выходит очень разнообразная: от Европы до Америки и от Азии до Африки. Зачастую это всего лишь способ, предлагающий за расходами на учебу скрыть проведение отдыха. Организация, рискнувшая заключить подобный договор, должна быть готова к обоснованию подобных трат перед инспекторами из ФНС и фондов. Иначе истраченные средства признают доходом тех, кто ездил «обучаться».

Как измерить эффективность обучения сотрудников?

В целом результат измеряется относительно поставленных целей и задач

К примеру, если это менеджеры по продажам, обратите внимание на объем продаж, количество звонков, число теплых и горячих клиентов и их удержание, увеличение среднего чека по клиентам

Компаниям, чьи сотрудники проходят обучение у нас, мы рекомендуем оценивать результат на четырех уровнях.

Уровень эмоций слушателя

Сбор обратной связи: анкетирование по итогам обучения, опросы и личные интервью непосредственных руководителей учеников.

Уровень усвоения информации и изменения поведения

Какие конкретно знания и навыки получил специалист, повысилась ли профессиональная мотивация, применяются ли полученные знания и навыки на рабочем месте?

Сбор информации: анализ проведенных в ходе обучения тестов, экзамена, общей успеваемости. Наблюдение за работой сотрудника, прошедшего обучение, на месте. Сравнение тестирования на входе (перед поступлением) с результатами по итогам обучения. Аттестация, оценка методом «360 градусов». Профильное тестирование по истечению месяца после курсов.

Влияние эффекта от обучения на компанию в целом

Изменение результатов деятельности компании: анализ количественных и качественных показателей.

К примеру, качественными могут быть:

  • увеличение степени удовлетворенности клиентов и уровня лояльности,
  • рост узнаваемости бренда,
  • улучшение психологического климата в компании,
  • снижение текучки кадров в конкретном подразделении.

Количественные:

  • объем продаж,
  • норма прибыли,
  • коэффициент ушедших клиентов,
  • количество неудовлетворенных клиентов,
  • коэффициент рентабельности.

Сбор информации: анкетирование текущих клиентов, опросы ушедших клиентов. Экспертный опыт. Расчет экономических показателей. Учет текучки кадров.

Уровень инвестиций

Оценка возврата инвестиций в обучение, или ROI.

Важно учесть расход на обучение одного сотрудника и доход за год на одного сотрудника. Интересно посмотреть на дельту изменения дохода по сотрудникам до момента обучения, в разрезе процента расхода на их обучение относительно общего расхода за тот же период

Сбор информации: финансовые показатели компании. Фин реп.

Как изучали?

Наталья Кармаева и Андрей Захаров опирались на данные лонгитюда — Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ) ВШЭ. Зависимые переменные — субъективный контроль и удовлетворенность зарплатой и карьерой — были взяты из 20-й волны РМЭЗ, участие в ДПО и контрольные переменные (от социодемографических — пола, возраста, семейного положения — до характеристик рабочего места) — из 19-й волны. За год респонденты смогли оценить отдачу от недавнего обучения. Выборка включала около 5000 опрошенных в возрасте 18-65 лет, участников обеих волн исследования.

Для измерения субъективного контроля использовалась шкала Пирлина. Она позволяет определить общий уровень воспринимаемого контроля — возможности контролировать важные события жизни в будущем. А для анализа удовлетворенности оплатой труда и опциями профессионального роста авторы использовали ответы респондентов на соответствующие вопросы, перекодировав шкалы в дихотомические («удовлетворен – не удовлетворен»).

На первом этапе оценивалась связь обучения с субъективным контролем или удовлетворенностью трудом без контроля других характеристик респондентов (базовая модель). На втором этапе учитывались социодемографические параметры. На третьем — контролировался также индекс социально-профессионального статуса (International Socio-Economic Index of Occupational Status — ISEI), созданный в соответствии с Международной стандартной классификацией занятий (версия 2008 года, ISCO 08). Затем добавлялись особенности труда (стаж работы в организации, сектор, число подчиненных и прочее).

Что получили?

Исследование показало положительную связь ДПО и субъективного контроля. В базовой модели у тех, кто обучался, показатель контроля был на 0,27 стандартного отклонения выше по сравнению с теми, кто не проходил курс. При добавлении других переменных эффект снизился до 0,13, но связь осталась статистически значимой. При этом контроль социодемографических данных почти не влияет на связь обучения и уверенности в своих силах. Эффект снижается прежде всего при добавлении социально-профессионального статуса.

Связь ДПО и удовлетворенности трудом тоже показала любопытные результаты. Участники программ — в базовой модели — на 34% чаще довольны своей зарплатой через год (по сравнению с не посещавшими курсы). Причем социодемографические параметры почти не меняют картину. А вот добавление в анализ индекса социально-профессионального статуса снова ослабляет эффект — до 14%, делая его статистически незначимым.

Связь обучения и удовлетворенности карьерой в базовой модели и с учетом социодемографических характеристик — даже более сильная, чем в случае с зарплатой. После курсов работники на 62% чаще удовлетворены опциями профессионального роста — без контроля других переменных. Но учет социально-профессиональных параметров опять сильно снижает эффект — до 25% — и вновь делает его незначимым.

Таким образом, уверенность в своей способности справляться с задачами заметно выше у работников, прошедших обучение. Это соответствует результатам предыдущих исследований. «Дополнительное образование развивает некогнитивные навыки, в частности — способность решать проблемы, и повышает уверенность в себе», — поясняют Кармаева и Захаров.

Но вопрос в нюансах. Предыдущие исследования, проведенные в постсоветских странах, показывают, что для работников с низким уровнем образования и навыков участие в ДПО значимо связано с повышением самооценки своих компетенций, и положительный эффект выше, чем у высококвалифицированных коллег. В России все наоборот. Удовлетворенность трудом оказалась выше для более «привилегированных» сотрудников (с высокой квалификацией и зарплатой). Кстати, возможна и обратная связь: более производительные работники оценивают свои трудовые усилия как полезные, заинтересованы в карьерном росте, поэтому и охотно учатся.

Экономика образования

Работа без распределения: сколько россиян довольны своей специальностью

Нужно учесть и особенности накопления и использования человеческого капитала в разных сегментах рынка труда. Так, на высокопроизводительных рабочих местах компания будет стремиться удержать сотрудников после курсов, и предложенные ею бонусы могут повышать удовлетворенность трудом. А в сегменте низкопроизводительных рабочих мест после учебы формируются карьерные и зарплатные ожидания, которые сложно реализовать. Дело в том, что сотрудники с низким социально-профессиональным статусом часто находятся на местах с короткими карьерными лестницами и могут быть легко заменены. В России такие рабочие места сосредоточены в государственном, а также в сервисных секторах.

В-третьих, на российском рынке труда немало работников с избыточным или недостаточным уровнем квалификации (это явление носит название «квалификационная яма»). Обычно они меньше довольны трудом. И получение ДПО может не сглаживать негативные эффекты от «ямы» на удовлетворенность трудом.

Формы

Учеба может проходить в разных формах:

  • очно;
  • дистанционно;
  • очно-заочно (по вечерам);
  • в смешанном формате – с сочетанием очной части и заочного обучения с использованием:
    • дистанционных технологий (когда слушатель курсов контактирует с преподавателями через интернет и другие каналы связи);
    • и/или электронного обучения (в этом случае занимающийся на курсах повышения квалификации пользуется для самостоятельной учебы цифровыми ресурсами образовательной организации – виртуальной библиотекой и тренажерами, обучающими видео, тренировочными тестами и т. д).

Соответственно, повысить квалификацию можно:

  • с отрывом от выполнения должностных обязанностей по месту работы;
  • без отрыва от трудовой деятельности;
  • с частичным отрывом от трудовой деятельности.

Варианты

Процесс повышения квалификации может проходить по модульным программам, в которых информация подается предметными блоками, после каждого из которых проводится промежуточная аттестация. Поэтому обучение может быть организовано не только непрерывным курсом, но и поэтапно (с небольшими перерывами между изучением модуля определенных дисциплин).

Повышение квалификации образовательные организации могут проводить своими силами, на собственной материально-технической базе или с использованием сетевой формы обучения. Ее суть состоит в том, что учебное заведение по договору о взаимодействии сотрудничает с одной или несколькими другими организациями – научными, культурными, спортивными, медицинскими, производственными – и использует их ресурсы для обучения, проведения производственной практики, стажировки и любой другой учебной деятельности, предусмотренной программой повышения квалификации.

  • самостоятельно работать с учебной литературой;
  • участвовать в планировании работы предприятия, совещаниях, деловых встречах, чтобы приобрести организаторские навыки;
  • изучать технологию производства;
  • составлять техническую и нормативную документацию;
  • выполнять функциональные обязанности сотрудника предприятия как дублер или врио – временно исполняющий обязанности.

По окончании стажировки выпускник курсов проходит итоговую аттестацию и получает удостоверение о повышении квалификации – такое же, как и после завершения обучения по программам, построенным иначе.

Как проходит повышение квалификации

Итак, различают либо ускоренное, либо длительное повышение квалификации. Рассмотрим немного подробней.

1. Ускоренное

Как правило, проходят тематические тренинги и семинары. Основная цель — дать руководителю знания в той или иной области, помочь адаптироваться к изменившейся ситуации на рынке.

  • Обучение длится до 100 часов;
  • в конце проводится контрольная работа/тест;
  • по итогу выдается специальное удостоверение.

2. Длительное

Более углубленное обучение с практической частью. Позволяет получить новые знания и в большей степени расширить собственные. Благодаря данной программе, руководители становятся более компетентными, и зачастую начинают продвигаться по карьерной лестнице.

  • Обучение может длиться до 500 часов.
  • Выдача удостоверения.

Многие руководители не видят смысла повышать свою квалификацию, т.к. считают себя первоклассными специалистами, которые уже давно показали все свои навыки и знания. Однако только эти качества не могут характеризовать вас как хорошего начальника. Руководители, не прошедшие курсы повышения квалификации, в своей работе могут допускать ошибки, чего попросту не должно быть. Ведь речь идет о собственной репутации и компании в целом.

Эффективно руководить персоналом сможет только грамотный, обученный руководитель!

Как происходит обучение на курсах?

Курсы повышения квалификации занимают от 16 до 249 часов обучения. Помимо стандартных очных занятий в группе, также есть возможность пройти курс ускоренно. Если Вас интересует повышение квалификации дистанционно, Вы также можете пройти курс в нашем центре.
В не зависимости от того обучаетесь ли Вы очно или дистанционно в любом случае после прохождения обучения нужно будет сдавать итоговое тестирование на учебном портале. Это является современным требованием к образователным центрам и все результаты тестирований хранятся в базе данных образовательной организации. Тестирование обычно состоит из 30-50 вопросов по теме материала, каждый вопрос имеет варианты ответа из которых необходимо выбрать верные ответы на вопрос. В конце тестирования Вам будет предложено ознакомиться с результатами тестирования и если Вы не набрали достаточного количества балов, то Вам открывается вторая попытка сдачи теста. Всего Вам будет дано 3 попытки на сдачу тестирования. Если трех попыток будет не достаточно чтобы ответить на вопросы тестирования хотя бы на удовлетворительную оценку, значит Вы просто не читали материал или вообще ни заинтересованы в обучении. Случаи такого плана единичны и выносятся на специальную комиссию, которая собирается и проверяет вручную итоги каждой попытки сдать тест, и если ответы на вопросы теста можно трактовать двояко в пользу слушателя комиссия принимает результаты тестирования за положительные или открывает дополнительную попытку для слушателя (редко бывает ситуация, когда преподаватели разрабатывают материал таким образом, что однозначного ответа на вопос нет).

Общие положения

Нормативные сроки прохождения курсов повышения квалификации регламентируются:

  1. Трудовым кодексом РФ.
  2. Профстандартами.
  3. Ведомственными приказами и распоряжениями.
  4. Трудовым или коллективным договором между сотрудником и организацией, локальными актами предприятия.

Особенности применения положений этих документов в сфере дополнительного профобразования разъясняются в .

Для представителей большинства профессий федеральные законы устанавливают периодичность повышения квалификации раз в пять лет. Например, получать дополнительное профобразование не реже чем каждые 5 лет должны: 

  1. Специалисты в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования (п. 4 ч .6 ст. 55.5-1 Градостроительного кодекса РФ).
  2. Работники прокуратуры (ч. 1 ст. 43.4 ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1).
  3. Сотрудники органов внутренних дел – по мере необходимости, но не реже, чем один раз в 5 лет (п. 8 ст. 76 ФЗ от 30.11.2011 N 342-ФЗ).
  4. – (п. 4 приказа Минздрава № 66н от 03.08.2013).
  5. Специалисты горной промышленности. (ст. 25.5 ФЗ № 81 от 20.06.1996).  

Если требования к периодичности повышения квалификации работников, занимающих определенные должности в соответствии с полученной специальностью, не установлены профстандартами и ведомственными нормативными актами, то согласно ч. 1 ст. 196 ТК, работодатель решает сам, нужно ли направлять сотрудников на учебу, но условия и график повышения квалификации обязательно согласуются с профсоюзом, и все это закрепляется в трудовом договоре (коллективном или индивидуальном).

Периодичность повышения квалификации для большинства профессий и специальностей – один раз в пять лет. Из этого правила есть несколько исключений.

Как исправить допущенные ошибки

Если в документе была обнаружена ошибка, то необходимо выполнить следующее:

  1. Переписать/перепечатать документ. Воспользоваться таким способом можно лишь тогда, если ошибка была замечена:
    • до того, как была поставлена подпись руководителя;
    • в момент подписания.
  2. Издать новый приказ. Но перед тем как приступить к изданию нового документа, необходимо создать аннулирующий приказ, в котором присутствуют ошибки. В нем должно содержаться следующее:
    • регистрационный номер приказа;
    • дата, когда он был составлен;
    • название документа;
    • начало текста в приказе должно начинаться со слов: «Признать утратившим силу»/«Считать недействительным»;
    • кратко, почему его решили отменить;
    • кто несет ответственность за исправления;
    • подпись.

6 причин снижения эффективности сотрудников

Очень важно не ошибиться в выборе средств воздействия на подчиненных. В противном случае это повлечет за собой следующие проблемы:

  • репутационные потери на фоне снижения конкурентоспособности и качества предлагаемого к продаже продукта;
  • отсутствие интереса со стороны опытных сотрудников и высококвалифицированных специалистов к развитию производства;
  • убытки;
  • риск банкротства.

С точки зрения менеджмента, низкая эффективность управления наемными работниками обусловлена следующими причинами:

  1. Завышенные требования к сотрудникам. Поставленные руководителем задачи настолько трудоемки, что люди буквально работают на износ. Постепенно накапливающаяся усталость сказывается на производительности труда.
  2. Ставка на универсальных сотрудников. Стремление заменить деятельность команды делегированием всех задач одному человеку. Пренебрежение возможностями работы в команде ведет к безынициативности и потере интереса к процессу производства остальных сотрудников.
  3. Отсутствие взаимопонимания между руководством и работниками. Расхождение взглядов на производственные процессы. Непримиримость мнений.
  4. Дистанцирование руководителя от рядовых сотрудников. Влияние руководителя на производственные процессы снижается.
  5. Синдром отличника. Нежелание начальника развивать те области, в которых он не может проявить свои таланты.
  6. Постоянная сменяемость персонала. Люди принимают решение об увольнении. Причина этого часто кроется не только в маленьком размере заработка, но и в неприемлемых условиях труда.

Удостоверение – свидетельство – сертификат

По закону программа ДПО, к которому относится и повышение квалификации, может (но не должна) завершаться итоговой аттестацией – неважно, в каком формате она пройдет, учебное заведение вправе выбирать его самостоятельно, но главное – чтобы она вообще была. Только в этом случае слушателю курсов выдадут удостоверение о повышении квалификации

Если программа не предусматривает итоговой аттестации, то учебное заведение может выдавать какие угодно документы собственного образца – свидетельства, сертификаты, да хоть почетные грамоты или памятные дипломы участника, но никак не удостоверения о повышении квалификации. В случае если выпускник курсов не справился с итоговой аттестацией или частично освоил программу и его отчислили, он может претендовать только на справку об обучении. В ней укажут промежуток времени, в течение которого слушатель посещал занятия. Факультативно перечислят изученные модули – это по желанию образовательной организации.

Пример бланка справки об обучении на курсах повышения квалификации, рекомендуемый Минобрнауки

Официально свидетельства, сертификаты – это документы об обучении, а удостоверение – это документ об образовании и квалификации. Из этой формулировки вытекает законодательно установленная разница в юридической силе сертификатов и удостоверений:

  • Удостоверения, будучи документами о квалификации, констатируют повышение или присвоение квалификации по итогам полученного ДПО.
  • Свидетельства и сертификаты, имея статус документов об обучении, удостоверяют факт присвоения категории, разряда, класса как результат пройденного профобучения (например, это свидетельства о профессии рабочего или о должности служащего) или полученного допобразования (это свидетельства о повышении квалификации, которые могут выдавать учреждения ДПО, если курс по длительности меньше допустимого минимума в 16 часов или он не заканчивается итоговой аттестацией).

Фактически оба типа документов – удостоверение и свидетельство – дают право заниматься соответствующей оконченной программе профессиональной деятельностью, но:

  • с удостоверением можно работать на должностях (например, госслужащих), для которых установлены четкие требования к уровню квалификации и образования (высшее, среднее, а после них – дополнительное профессиональное);
  • со свидетельством допустят к выполнению трудовых функций, если для их исполнения нужна квалификация, полученная после изучения программ ДПО или профессионального обучения.

Проще говоря, статус удостоверения выше, чем значимость сертификата или свидетельства, поскольку их можно получить, окончив школу или 9 классов со справкой, а не аттестатом и отучившись на курсах подготовки рабочих или младших служащих. Работодатель вправе сам решать, достаточно ли при приеме в число сотрудников наличия у кандидата свидетельства об окончании курсов ДПО, или он хочет видеть у себя в штате специалиста с удостоверением о повышении квалификации, для получения которого обязательно наличие полноценного профессионального базового образования – среднего или высшего.

Примерные (рекомендованные, но не обязательные) образцы бланков удостоверений и их заполнения содержатся в письме Минобрнауки № АК 608/06.

Кто платит за курсы повышения квалификации (ДПО)?

Тоже работодатель. Он заключает договор с образовательной организацией и берет на себя не только оплату обучения, но и все сопутствующие расходы — например, транспортные, если учеба проводится «в другой местности». При этом за работником, даже если он учится с отрывом от производства, сохраняется средняя зарплата по месту работы.

Кстати, с сотрудником работодатель тоже обязан заключить договор. В нем он должен обозначить все обязанности, которые возложат  на работника после прохождения обучения по программе ДПО, и порядок возмещения затрат, если учеба прервется.

Если у работодателя уже заключен договор с учебным центром, заявку на повышение квалификации сотрудника подает кадровая служба. Но зачем компании вообще тратить на это деньги? Ответ очевиден: хороший работодатель заинтересован в том, чтобы его сотрудники работали более профессионально, быстрее адаптировались к современным технологиям и не отставали от конкурентов. Проще периодически оплачивать человеку повышение квалификации и быть в нем уверенным, чем регулярно платить зарплату некомпетентному сотруднику.

Желающим отучиться по собственной инициативе также ничто не мешает. В этом случае сотрудник сам решает, где пройти курсы повышения квалификации. Если он рассчитывает получить компенсацию расходов, нужно поставить в известность начальство.

Выбрав организацию, следует подать заявку на обучение, дождаться ее одобрения и получить квитанцию на оплату, чтобы оплатить учебу. Следует учитывать, что образовательный центр может потребовать у заявителя перечень документов для приема.

Не бояться сложных проектов и задач

Главной помехой на пути к карьерному росту для многих сотрудников становится неуверенность в собственных силах. Несмотря на огромный опыт в своей сфере деятельности и огромный багаж знаний, предложение взять на себя ответственность за выполнение крупного проекта пугает. Человек начинает сам придумывать для себя оправдания, так как не уверен в себе. Если понадобиться изучить английский, освоить программу или выступить перед потенциальными клиентами, это не повод отказываться, а толчок к развитию.

Повышение получают только активные, постоянно развивающиеся работники, которые не стоят на месте, а двигаются вперед. Руководство всегда отмечает разносторонних, предприимчивых, настойчивых работников.

Формы повышения квалификации

Согласно п. 41 Типового положения работник может повышать свою квалификацию:

  • отрываясь от трудовой деятельности;
  • не отрываясь от трудовой деятельности;
  • частично отрываясь от трудовой деятельности;
  • по индивидуальной форме обучения.

Согласно ст. 187 ТК РФ если сотрудника отправили учиться, оторвав его от работы, то за ним обязательно должны сохраниться место работы, его должность и средняя заработная плата. Если сотрудник был отправлен учиться в другой регион, то ему обязательно должны заплатить не только командировочные расходы, но и выплатить среднюю зарплату за весь период нахождения в служебной командировке.

Если сотрудник повышает свою квалификацию, не отрываясь от трудовой деятельности или частично отрываясь от нее, то он должен получить зарплату за фактически отработанное время. Если работник учится и работает одновременно, то согласно ст. 91 ТК РФ совокупная продолжительность рабочего времени не должна быть выше ежедневной нормы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector