Как изменилась цена на бензин в россии за 20 лет
Содержание:
Актуальные показатели
Рассматривая средний показатель цен на бензин по статистике за последние почти 20 лет становится очевидно, что его стоимость находится в постоянном росте. Такая же ситуация обстоит с дизельным топливом. Чтобы в этом убедиться, предлагаем посмотреть на данные от Федеральной службы государственной статистики.
Бензин
Цены на бензин автомобильной марки АИ 80 (А – 76) имеют следующую динамику, в соответствии с информацией официального сайта Росстат:
Год | Цена | Год | Цена |
2002 | 7,58 | 2012 | 26,56 |
2003 | 9,06 | 2013 | 27,91 |
2004 | 12,46 | 2014 | 40,41 |
2005 | 14,32 | 2015 | 32,23 |
2006 | 15,75 | 2016 | 33,59 |
2007 | 17,01 | 2017 | 35,22 |
2008 | 17,41 | 2018 | 37,74 |
2009 | 19,16 | 2019 | 39,42 |
2010 | 20,09 | 2020 | 40,13 |
2011 | 24,65 | 2021 | 42,84 |
Как видно, рост происходит регулярно, что не может не сказываться на остальных ценах. Причем, как отмечают специалисты, бензин дорожает независимо от стоимости на нефть. Даже в пиковые проседания котировок на баррель нефти, в РФ отмечается тенденция роста на все типы ГСМ. Также топливный рынок ведет себя и по отношению к АИ-92 бензину. Имеются следующие данные за 1 литр топлива:
- 2013 год – в среднем по регионам около 28 руб.
- В 2014 году выросла до 32,2.
- В 2015 составляла уже 33,3 руб.
- В 2016 поднялась до отметки в 34,7.
- В 2017 году – 36,5.
- И уже в 2021 – 44.
Точно такая же ситуация со всеми остальными марками бензина, включая АИ-95 и 98.
Дизель
Что же касается динамики розничных показателей на дизтопливо в России, то здесь ситуация за 10 лет точно такая же, как и с бензином:
- 2013 год – дизтопливо стоит 31,5 руб.
- 2014 год – взлетает до отметки 33,8.
- 2015 год – 34,9.
- 2016 год – 36,8.
- 2017 год – 38,7.
- 2018 год – 39,34.
- 2019 год – 44,14.
- 2020 год – 46,3.
- 2021 год – 49,4.
На графике отражена динамика роста на тот период времени.
Прогноз
Что касается прогнозных данных, то, в ближайшие 5 лет ожидается дальнейший рост цен на бензин.
Так МинЭнерго дает следующие прогнозные показатели:
- планируется порядка 4%. Поэтому, и цены на бензин вырастут приблизительно в этих отметках.
- В 2023 году прогнозная “вилка” будет находиться от 48,37 до 50,19 руб.
- К 2024 году от 48,67 до 51,41.
Как видно из прогнозных данных, не стоит ожидать даже незначительного замедления темпов роста. Стоимость горюче-смазочных материалов будет непрерывно повышаться, подтягивая за собой цены на все остальные группы продовольственных и непродовольственных товаров.
Переработка на НПЗ
Как вы поняли на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), происходит трансформация сырой нефти до конечных продуктов. В первую очередь, это:
- Бензин
- Дизель
- Керосин
- Прочие химические объекты
Под прочими я понимаю, действительно множества химических объектов и соединений. Как следствия эти вещества применяются даже в легкой промышленности, производят искусственные ткани и различные пластмассы.
Как я уже писал сверху, есть всего два процесса – это метод прямой перегонки, а также методы различных «крекингов».
Несмотря на сложность заводов – методов переработки, НПЗ закладывают в бензин всего – 6 % от стоимости литра.
А как у них, и у нас (я про США)?
Если честно, то я не поклонник США, просто взял для сравнения, как у них обстоит дело с производством и налогами? И почему галлон бензина (примерно 4,55 л.), в пересчете на литры стоит чуть дороже, на данный момент (2016 год), около 40 рублей литр? Хотя уровень дохода американцев на много выше чем средний статистический по России.
Этому есть несколько объяснений:
Во-первых, в США почти все НПЗ перерабатывают бензин, по новым технологиям у них уже давно нет метода прямой перегонки, хотя в России он присутствует в 90% случаев. Что это дает? ДА то что в России с 1 литра нефти мы получаем всего около 150 – 160 мл бензина, а в США примерно в три раза больше около 450 – 480 мл. Для сравнения в Европе это 300 – 350 мл.
Во-вторых, налог государства в США заложенный в литр всего 25 – 30%, а вот в России все 49! Если бы государство снизило бы налоги хотя бы до 30%, то стоимость на АЗС доходила бы до 26,73 рубля!
Вот вам и весь расчет. Много цифр и букв, но если подбить чистую себестоимость литра топлива в России, без налогов и прибыли компаний, это – 9,141 рубль! При конечной цене в 33 рубля.
Если запутались, посмотрите мое видео, там я постараюсь более подробно разложить информацию, что говориться на пальцах.
Динамика
Теперь узнаем, как изменялась цена по годам, то есть как интенсивно она росла. Эти данные могут помочь при анализе влияющих факторов и изучении зависимости от региона России.
По годам
Если оценивать динамику стоимости дизтоплива и бензина в России в 2019 году и сравнивать с периодом в почти 20 лет, то есть начиная с 2000 года, то картина складывается по годам следующим образом:
- С 1996 по 2000 год выросла на 100%;
- Затем по пятилеткам с 2000 по 2005 год – возросла на 120%;
- С 2005 по 2010 год увеличилась приблизительно на 70%;
- К 2015 году опять же таки на 70%;
- А вот за период с 2015 по 2017 год на 20%.
Как видно из представленной статистики, стоимость непрерывно растет, что негативно сказывается на благосостоянии граждан. Если же сравнивать стоимость 1 л. бензина в разных странах мира, то например, в Соединенных Штатах Америки, к середине 2018 года она достигла в пересчете на российскую валюту 52,1. В Объединенных Арабских Эмиратах 1 л. бензина марки Super 98 стоит порядка 0,69$. В пересчете на валюту России это составило порядка 46 руб.
Эта отметка в США гораздо выше, чем в России, но здесь необходимо учитывать паритет доходов граждан. Не исключаем тот факт, что Америка является импортером, а не экспортером нефти. Только в последний год она стала нетто-экспортером впервые за период, начиная с 1940 года.
Если же рассматривать Объединенные Арабские Эмираты, то они также являются экспортером этого продукта. И цены у них приблизительно такие же, как и в РФ (Ситуация резко изменилась в 2020 году). Поэтому говорить о том, что стоимость любого вида топлива в обозримом будущем будет снижаться, не приходится. Ведь в других странах стоимость приблизительно такая же.
Если оценивать граждан, то здесь Россия несомненно проигрывает. Поэтому ситуация не изменится до тех пор, пока доходы населения не вырастут и граждане не смогут приобретать большее количество топлива на имеющуюся среднюю зарплату.
Если с этой точки зрения рассмотреть период, который складывался в России начиная с 2000 года, то вот каким образом выглядит средняя покупательская способность граждан по отношению к бензину:
- В 2000 году на медианную зарплату гражданин мог приобрести 225,1 л по средней цене.
- К 2005 году покупательская способность увеличилось и составила уже 325,4 л.
- 2010 год отметил с еще более позитивной динамикой. Среднестатистический гражданин на медианную зарплату мог приобрести уже 592,4 л.
- 2015 календарный период еще сильнее повысил этот уровень, доведя его до 688,9 л.
- А 2016 год показал отметку уже в 706 л.
- В 2017 этот показатель составил приблизительно 722,4 л.
По городам
Рассматривая города и регионы с наибольшей стоимостью горюче-смазочных материалов, вот какие регионы стоит выделить на примере АИ-92 по результатам 2017 года:
- Чукотский автономный округ – 51,5.
- Якутия – 50,7.
- Магаданская область – 44,4 руб.
- Камчатский край – 44,9.
- Приморский край – 39,3.
Данные на 2019 год
Наименьшая цена оказалась в:
- Кемеровской области – 35,7 руб.
- В Томской области – 34,5.
- В Омской области – 35,6 руб.
- В Челябинской области – 35,5.
- В Чеченской республике – 35 руб. ровно.
Что касается Москвы и Московской области, то на 2017 год на марку топлива АИ-95 показатель был в среднем зафиксирован на отметке 40,33 руб. Если рассматривать динамику, то она повысилась на 3,2%.
Также стоит отметить, что во всех городах происходил в этот период рост цен. За исключением Самары, Кирова, Архангельска, Тамбова, Ульяновска, Владимира, Саранска, Пензы, Рязани, Екатеринбурга, Кургана, Костромы, где происходило небольшое снижение стоимости топлива. Стоит отметить, что цена понизилась в среднем на 0,5%.
Себестоимость добычи разведки нефти
Процесс реально сложный, потому как большие нефтяные запасы располагаются у нас на северной части нашей страны, где холода, плохая инфраструктура и т.д. Но также хочется отметить что много работает и старых месторождений, которые располагаются на Кавказе, в средней полосе России. Прежде чем бурить землю, проводят геологическую разведку, затем ставят буровые — бурят, после чего начинают выкачивать нефть и гонят ее по трубам, цистернами на поездах, нефтевозах или танкерами.
Может показаться, что процесс добычи и разведки сложный, с одной стороны да, причем, если буровая станция находится где-то в море, ведь ее нужно обслуживать, платить зарплаты мастерам и рабочим и прочему персоналу – однако стоит один раз пробурить и вы будете качать из этой скважины многие годы, окупится очень быстро, затем будет идти только прибыль.
Не смотря, на все «сложные» процессы, себестоимость разведки и добычи сейчас всего около 9,5 – 10 % от стоимости литра топлива.
Транспортировка
Если честно, то писать тут особо не о чем – нефть нужно доставить до НПЗ (нефтеперерабатывающих заводов), а вот делать это можно по-разному. Это либо транспорт:
Обычные автоцистерны
- Либо танкеры, большие корабли в которые заливают нефть почти «до краев»
- Поезда железнодорожные цистерны.
Второй и более прогрессивный тип – это прокачка непосредственно по трубопроводам до НПЗ – если сказать грубо, то от буровой по трубе в хранилища заводов.
Как ни крути, но за транспортировку также нужно платить, ведь даже нефтепровод нужно содержать, наблюдать за ним.
Однако эта часть самая дешевая, она занимает всего – 1,2% от стоимости литра бензина.