Растаможка авто из европы в россии

Процесс растаможки

Машину по закону нужно предоставить таможенному инспектору в течение суток. За это же время надо успеть заплатить все налоги и пошлины. В 2021 году граждане России имеют право отсрочить оплату до полугода при условии, что авто зарегистрировано в другой стране.

Если ответственно подходить к ввозу автомобиля, то можно сэкономить время и деньги. Перед тем, как растаможить автомобиль из Германии, необходимо подготовить пакет документов, от правильности которого зависит успешность прохождения границы России.

Для растаможивания потребуются документы по списку:

  • Загранпаспорт и внутренний паспорт гражданина России.
  • Технический паспорт на машину.
  • Сертификат об экологической безопасности.
  • Транзитная декларация по форме Т1.
  • Бланки деклараций по форме ТД-6 и ТД-7, которые предоставляют льготы.
  • Договор купли-продажи.
  • Страховка, транзитный номер, разрешение на ввоз.

Все указанные документы необходимо тщательно проверять, так как даже мелкие недочеты могут послужить отказом при растаможке.

Пошаговая инструкция

В 2021 году процесс оформления документов необходимо начинать с предоставления всех материалов сотрудникам таможни, и состоит из следующих действий:

  1. По приезду на границу России, нужно предъявить сотрудникам таможни заполненный бланк декларации. Все данные записываются в особый журнал с присвоением им уникального номера.
  2. Происходит рассмотрение и проверка предъявленных документов. Данные в декларации сравниваются с сопроводительными бумагами на транспортное средство из Германии. На этом шаге таможенный инспектор может отказать в рассмотрении документов, если выявятся неточности, исправления или неполные данные.
  3. Проводится технический осмотр автомобиля. Его реальное состояние должно совпадать с описанным в документах.
  4. При успешной проверке таможенный инспектор ставит на декларации подписи и печати.
  5. На последнем этапе производится расчет стоимости пошлины. Проверенные документы и полный расчет отправляются в соответствующие службы, в которых полученные данные заносятся в базу для контрольной проверки. Это делается для определения количества ввозимых автомобилей за год, для вопросов по розыску и других целей.

По окончании проверки автовладельцу выдается технический паспорт на автомобиль и свидетельство, предоставляющее право на ввоз авто из Германии в Российскую Федерацию.

Где лучше покупать машину в Германии

Будем смотреть правде в глаза — мошенников на вторичном автомобильном рынке достаточно не только в России, но и в Европе. Да, в Старом Свете жесткие требования к скрученным пробегам, в целом довольно легко отследить историю ДТП с машиной, но как говорится — лучше от сумы не зарекаться. «Бэушными» авто очень любят заниматься выходцы из Восточной Европы и азиатских республик Ближнего Востока, а также наши бывшие соотечественники, для которых не зазорно продать откровенный хлам, да еще и втридорога.

Далеко не каждый может похвастаться хорошим немецким, а тут в принципе все довольно доступно изложено на родном языке в описании к машинам.

Покупка в салонах. Если российские официальные дилеры начали профессионально заниматься «вторичкой» относительно недавно, всего каких-то 3-5 лет назад, то в Германии очень распространена ситуация, когда машину с пробегом берут в салоне. Главное, чтобы это был именно официальный дилер, а не салон, занимающийся продажей всего подряд.

Тут стоит обратить внимание на то, что Европе лизинг весьма популярен. Да, не так как в Штатах, но доля лизинговых машин довольно весомая. Понятное дело, человек купивший машину в лизинг, не будет к ней относиться с должной заботой — все равно «не свое и не жалко», да и проблем с продажей машины не будет

По окончанию срока лизинга ее просто возьмет на реализацию банк. В стране немало «серых» продавцов, даже с крупной разветвленной сетью салонов, которые продают машины после лизинга — не рекомендуем обращаться туда. От хваленого немецкого качества там останется лишь одно название, а вы разочаруетесь в авто из Германии в целом.

Понятное дело, человек купивший машину в лизинг, не будет к ней относиться с должной заботой — все равно «не свое и не жалко», да и проблем с продажей машины не будет. По окончанию срока лизинга ее просто возьмет на реализацию банк. В стране немало «серых» продавцов, даже с крупной разветвленной сетью салонов, которые продают машины после лизинга — не рекомендуем обращаться туда. От хваленого немецкого качества там останется лишь одно название, а вы разочаруетесь в авто из Германии в целом.

«Официалы» же как правило дорожат своей репутацией и потому еще перед показом машины вас обязательно проинформируют о том, были ли окрасы кузова у предлагаемого экземпляра, сколько раз и когда он заезжал на сервис и другие нюансы из истории эксплуатации машины.

  • О регионах страны. Лучше всего покупать машину в Германии в богатых развитых регионах, обходя стороной Восточную часть страны (бывшую ГДР) и приграничные территории. В таком случае риск купить сваренный из разных запчастей авто после «тотала» сводится практически к нулю.

  • О пробегах. Особенности эксплуатации машин из Германии, да и в целом Западной Европы — довольно высокие среднегодовые пробеги, поэтому если вы хотите честно потом перепродавать такой вариант без скрутки пробегов, будьте готовы обосновать свою позицию. Как правило, большой пробег за сотню тысяч километров характерен для большинства машин премиум-сегмента, который нам и выгодно везти в Россию. Но это вовсе не значит, что машина будет как либо изношена — просто среднестатистический немец больше ездит по автобанам, вот и все. Что в общем то подтверждает и состояние машин — довольно распространены ситуации, когда Audi или Mercedes с пробегом под 200 тысяч на деле оказываются в превосходном техническом и внешнем состоянии.

Таможенное оформление

До ввоза автомобиля в РФ обратитесь в таможенный орган по месту жительства с заявлением на оформление таможенных документов, которые потребуются для ввоза автомобиля (п. п. 1, 2 ст. 7 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010).

В заявлении укажите ставки обеспечения и сведения о приобретаемом автомобиле. После этого на счет таможенного органа вносится депозит. Нужно получить таможенную расписку, которая подтверждает уплату обеспечительной суммы, или сертификат обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов (далее — гарантийный сертификат) (п. п. 1, 5 ст. 145 Закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ; п. 2 ст. 9 Соглашения от 18.06.2010; п. 1 ст. 88 ТК ТС; ст. 3 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 21.05.2010).

При пересечении границы подайте уведомление в таможенный орган в пункте пропуска. Пограничный таможенный орган фиксирует пересечение границы автомобилем. Здесь нужно предъявить документы, подтверждающие право собственности на автомобиль (договор купли-продажи), техпаспорт, таможенную расписку и гарантийный сертификат (ч. 5 ст. 11 Закона от 01.04.1993 N 4730-1).

Обязательно оформляется транзитная декларация — документ о внутритаможенном транзите автомобиля, в котором сотрудник таможни укажет срок доставки исходя из расстояния между пунктом пропуска и пунктом назначения (ст. 182, пп. 4 п. 2 ст. 355 ТК ТС). Автомобиль должен быть доставлен именно в этот срок.

Прибыв в место жительства вместе с автомобилем, поместите его в зону таможенного контроля (п. п. 1, 2 ст. 225 ТК ТС). Предъявите следующие документы: паспорт владельца; транзитную декларацию; техпаспорт; документ, подтверждающий право собственности на автомобиль (договор купли-продажи); таможенную расписку; гарантийный сертификат; документ, подтверждающий норматив выбросов, соответствующий экологическому классу 4; квитанцию об уплате обеспечения; таможенную декларацию; заявление о переводе денежных средств, ранее внесенных на депозит по таможенной расписке, в счет уплаты таможенных платежей.

После проверки всех документов сотрудник таможни по месту жительства регистрирует таможенную декларацию и осматривает автомобиль (п. п. 4, 5 ст. 225 ТК ТС).

Обеспечительный депозит засчитывается в счет уплаты рассчитанной суммы платежей. Если сумма платежей больше размера депозита, доплачивается недостающая сумма (п. 6 ст. 145 Закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ; п. 3 ст. 14, п. 1 ст. 15 Соглашения; п. 1 ст. 227 ТК ТС).

Процедура таможенного оформления завершается выдачей владельцу автомобиля паспорта транспортного средства (п. 4 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утв. Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005). После этого автомобиль нужно поставить на учет в органах ГИБДД.

Выгодно ли покупать автомобили в Китае?

Стоимость новых и подержанных машин в Поднебесной значительно ниже, чем в России, разница доходит до нескольких тысяч долларов. К примеру, новый Tiggo 5 в хорошей комплектации стоит 89900 юаней (около 13000$), в Москве – около 14000$ в минимальной, Chery Arrizo 5 в КНР стоит 58900 юаней (около 8900$), в России – около 11 тысяч долларов. Разумеется, тамошние автохаусы регулярно устраивают акции и предлагают скидки, поэтому разница на самых дешёвых машинах может оказаться 2-3 тысячи долларов.

Если же обратить внимание на менее популярные марки, то цены и вовсе могут показаться заманчивыми. Здесь без труда можно купить внешне красивый и комфортный в управлении автомобиль за 5-6 тысяч долларов

Другой вопрос – как себя покажет «тёмная лошадка» в эксплуатации.

Оформление, оплата и доставка

Прежде, чем осуществить покупку автомобиля из Германии с пробегом, нужно учесть следующие моменты:

  • как планируется сделать окончательный выбор машины своей мечты;
  • каким образом будет оплачиваться такая дорогостоящая покупка;
  • какой компанией будет осуществляться доставка автомобиля с пробегом из Германии.

Окончательный выбор автомобиля можно сделать, отправившись в Германию лично, и потерять на этом кучу времени и денег. Но проще созвониться с автосалоном, в котором найден подходящий вариант. Если повезёт и в салоне есть русскоговорящий менеджер, полная информация будет предоставлена сразу. Если нет, нужно будет искать переводчика. Опять придётся тратить время и деньги, но потери будут гораздо меньше.

Сотрудник немецкого автосалона с удовольствием даст полный ответ на все вопросы. Проконсультирует по процедуре возврата НДС, предоставит все дополнительные материалы (фото автомобиля, копии ПТС, проект договора купли-продажи и т. д. ). Если устроили ответы на все вопросы и принято решение о покупке, дальнейшие действия будут следующими:

  • направляется менеджеру автосалона копия паспорта и банковские реквизиты для зачисления возвратного НДС;
  • запрашивается счёт на оплату и оформленный договор;
  • переводятся сканы документов на русский язык. Ещё раз всё проверяется и можно отправляться в банк для осуществления перевода денег. В банке могут запросить договор купли-продажи для фиксирования валютной операции. Обычно копии договора бывает достаточно. Заверять её нотариально необязательно;
  • российским законодательством предусмотрены ограничения по размеру переводов, совершаемых физическими лицами, но, предъявляя договор купли-продажи автомобиля, можно будет отправить полную сумму единовременно. Как правило, банковский перевод занимает 3 — 4 рабочих дня.

За это время можно будет найти компанию, которая специализируется на перегоне автомобилей в Россию, и заключить с ними договор. Найти компанию-доставщика достаточно просто.

Как только менеджер автосалона подтвердит поступление оплаты, можно приступить к решению вопроса доставки.

Специалисты компании проверяют правильность экспортных документов для возврата НДС, им выписывается доверенность на получение автомобиля, и всё, что остаётся — это ждать приглашения на таможенный пост, где будут ожидать сотрудники компании-доставщика.

Перегон машины из Германии обойдётся в 1 20 — 1 500 евро. Помимо этого, надо будет потратить примерно 10000 руб. на дополнительные таможенные расходы.

Все формальности закончены, и б/у машина из Германии приобретена!

Как их привозят?

Конкретно осмотренный выше Volkswagen Touran привезён к нам частником, у которого явно имеется и виза и спец.знания и опыт взаимодействия с таможней. Грубо говоря, перекуп-перегонщик. В конце 90-ых, начале 2000-ых таких было очень много, и они, похоже, возвращаются.

Правда на сегодняшний день это более развитый бизнес с соответствующим сервисом. Основная масса подобных автомобилей из Европы сейчас привозится через компании, которые работают и с аукционами, и с обычными частниками. В общем, всю работу по выкупу, растамаживанию и доставке берут на себя.

Кто-то сначала привозит, а потом продаёт, кто-то работает только под заказ для конкретного покупателя. В общем, услуги на любой вкус и цвет.

Покупать или нет?

Похоже, при условии сохранения текущей пошлинной политики на ввоз иномарок, наш рынок продолжит пополняться подобными ввезёнышами из Европы. С одной стороны, они восполняют огромную брешь, позволяя людям купить относительно недорого свежий нашпигованный «семейник» на технологичных агрегатах.

С другой – многие из них приходят к нам не с чистой совестью и нуждаются в тщательной проверке. Это нам сегодня попался не самый страшный вариант, пробег всего 228 ткм. Но бывают машины из перевозок, где в год автомобиль способен проехать и 100 000 км и больше. Может в Европе и хорошие дороги, и солярка лучше, но, как вы видите, износ многих элементов подчиняется только количеству пройденного пути, информацию о котором лучше знать до того, как расплатитесь за авто.

Что говорят профессионалы о доставке машин из Китая?

Трудоёмкость и сложность процедуры заставляет экспертов усомниться в целесообразности проекта. В незнакомой стране трудно проверить физическое состояние подержанной машины, китайцы вполне могут «открутить счётчик» спидометра, занизив пробег машины. Поэтому единственный вариант самостоятельной покупки – это работа с проверенным соотечественником.

Другой способ приобрести машину – обратиться за помощью к специализированным компаниям, которые оказывают посреднические услуги профессионально. Дилеры либо подбирают автомобили под заказ, либо дают одно из специальных предложений, которое они получают за счёт мониторинга рынка.

Как выбрать автомобиль в Германии?

На сайте www.mobile.de выбрать авто достаточно просто. Есть русский интерфейс, который кстати чуть беднее чем немецкая версия.  Цены тут начинаются от 100 евро, предложений очень много, так что начинать можно сразу с расширенного поиска. Фильтры можно сохранять в своем профиле, но даже если вы не зарегистрируетесь, то последний фильтр сохраняется в cookies вашего браузера. На примере моего фильтра на конкретный автомобиль объясню важные моменты.

Марка, модель — это понятно каждый выберет своё.

Ограничиваем пробег сверху. Большинство машин потребует ощутимых вложений после 150 тыс. пробега. С нуля до 150 тыс. цена падает эффективно, затем медленно.
Вид топлива — тоже понятно. Себе искал дизельный ибо расход в 2 раза меньше.
Коробка передач — аналогично. Себе искал механику, т.к. для подержанного авто это более надежный вариант, экономящий деньги.
Поврежденные транспортные средства. Самым дорогим элементом автомобиля является кузов, поэтому от его состояния в первую очередь зависит цена. В Германии труд очень дорог, поэтому даже чуть битый авто часто оказывается на разборках. Если вы не способны оценить степень и влияние изменения геометрии кузова и не готовы к реставрации, то отмечаем «Не показывать». Если уже пользовались разборками и готовы, например, поменять дверь и шпаклевать порог, то можно сэкономить.
Технический осмотр — лучше поставить не менее 3 месяцев до следующего ТО. Дело в том, что без TUV вы не сможете перерегистрировать авто и уехать на нем своим ходом. Также техосмотр должен действовать на момент постановки на учет если речь идет о странах еврозоны

При этом важно знать, что дилеры часто могут сделать это ТО для вас в качестве скидки и машина без TUV — это не приговор, но настораживает, т.к. если TUV уже закончился, значит машина долго не продается.
Цена — лучше ограничить снизу, чтобы отбросить некондицию, и сверху поставить в район средней цены — подбираем по кол-ву объявлений, попадающих под фильтр.
Региональный поиск — очень важный критерий, от которого зависит скорость, качество и успех всего мероприятия по покупке авто.

Планирование маршрута доставки автомобиля из Китая

Туристу, отправляющему в Китай за машиной, требуется виза категории F. Чаще всего автомобили приобретают в Пекине и других крупных городах. Управлять транспортным средством можно лишь в том случае, если водительские права подтверждены в КНР. Эта процедура нетрудная, но требует времени, поэтому подобное разрешение оформляют лишь люди, постоянно посещающие Китай.

Купив автомобиль в КНР, проще и дешевле отправить его в Россию железнодорожным или морским транспортом. Автовоз обойдётся несколько дороже, так как путь – значительно дальше. Стоит отметить, что упростить процесс покупки и доставки могут сопровождающие организации, представленные и в КНР, и в РФ.

Доставка автомобилей и мотоциклов из Германии (крытый, открытый автовоз, паром)

Компания EuroGUS Automobile & Logistics предлагает широкий спектр транспортно-экспедиционных услуг.

Мы организуем перегон авто из Германии на открытом автовозе в Москву (еженедельно). Наши автовозы собирают машины, минибусы и мотоциклы по всей Германии, весь груз на автовозе всегда застрахован согласно конвенсии CMR о международных перевозках

(Фото: Автовоз 2011, Автовоз 2012, Автовоз 2013, Автовоз 2013 крытый автовоз, 2014, 2015, 2021, 2021, 2021, крытый автовоз, 2019 в Москву) Важно: на таможенном терминале в Москве существует возможность растаможить автомобиль и получить ПТС жителю любого города РФ без предварительного внесения таможенного депозита по месту прописки

Наша компания предлагает доставку легковых автомобилей и мотоциклов в крытых автовозах, которые позволяют максимально защитить перевозимое транспортное средство от погодных условий и обладают высоким уровнем безопасности и конфиденциальности при транспортировке дорогих, редких, раритетных и эксклюзивных автомобилей. Крытый автовоз, предлагаемый нашей компанией вмещает в себя до 6-ти легковых автомобилей. (Фото и Видео) Перевозку автомобилей в крытых автовозах мы осуществляем по направлению Германия — Россия, а так же из городов России в любые города Германии и других стран Западной Европы. Доставка авто в Греманию в закрытом автовозе осуществляется как в туристических целях, так и в целях ремонта и тюнинга.

При наличии 5-ти и более автомобилей на доставку на открытом автовозе в другие города России — Нижний Новгород, Краснодар, Казань, Уфу, Самару, Оренбург, Челябинск, Омск, Курган, Новосибирск, Тюмень или Екатеринбург — и стран СНГ, мы предоставляем автовоз, следующий по маршруту клиента.

Регулярное паромное сообщение между портами Германии, Бельгии и Голландии с портами Санкт Петербурга и Финляндии позволяет нам оказывать услуги по доставке автотранспорта морским путем.

Инструменты для осмотра авто

Самостоятельный выбор и покупка автомобиля весьма волнительное приключение. Чтобы свести риск к минимуму, следует обзавестись важными гаджетами:

  • толщиномер
  • сканер VCDS для VAG или Launch для любого авто
  • европейская SIM-карта
  • фонарик

Толщиномер

Ремонтируют автомобили с легкими повреждениями в Германии очень хорошо. Сказывается большая концентрация специалистов и хорошего оборудования. Поэтому найденный вами небольшой слой шпаклевки на двери не критичен, зато в цене машина падает больше, чем стоит целая дверь на разборке. Если дилер впаривает вам хлам под видом «не бит, не крашен» можно сразу разворачиваться. У нас так было под Берлином.

Сканер для компьютерной диагностики

Что касается компьютерной диагностики могу сказать — это вещь! На первой же машине прибор показал что зачем-то снимали руль, а во второй выявил отсутствие фронтальной подушки безопасности водителя. Толщиномер и тщательный осмотр креплений подтвердил следы ремонта левой передней части. Неровная работа мотора была слышна и так, и VCDS действительно выдал сильный перекос в коррекциях работы форсунок дизеля и с датчиком положения заслонки EGR.

Кстати, величина пробега в разных блоках управления на всех просмотренных нами авто совпадала с заявленным (это правда ничего не значит, просто для статистики). Зато куча не стираемых ошибок стала причиной отказа от нескольких вариантов. Ошибки в блоках — это самая доступная диагностика, которую может провести любой без всякой подготовки. Но не стоит сразу бежать от авто с ошибками. Например, банально севший аккумулятор пропишет ошибки почти в каждом блоке. Не стираемая ошибка в блоке рулевого управления может уйти после адаптации или просто пары десятков км пробега. Кстати в блок управления пишется и величина пробега, когда возникла ошибка и сколько машина проехала после последнего сброса всех ошибок.

Вообще диагностика необъятная отдельная тема. Лично я рекомендую иметь хотя бы простейший ELM327, т.к. протокол ODBII является обязательным и с его помощью тоже можно читать и сбрасывать ошибки, правда по-умолчанию только из блока управления двигателя. Изделия фирмы Launch хороши, но безбожно дороги для обычного частника. Больше всего повезло владельцам машин концерна VAG, ведь при помощи дешевых шнурков можно не только диагностику делать, но и легкий тюнинг и сервисные операции. VCDS, VAG-COM и ВАСЯ-Диагност, по-сути одно и тоже и я не вижу смысла переплачивать, особенно за русскую версию, так как при наличии хоть какого-то английского или немецкого описания параметра в русской версии может быть просто пробел. Данное ПО сделано убого на мой взгляд, но оно как-то работает и дает результат, который мне реально помог в выборе б/у авто.

SIM-карта

Сразу после пересечения границы Еврозоны, например в Польше имеет смысл приобрести любую предоплатную симку в любом супермаркете. Лучше заранее подыскать дешевый тариф с включенным интернет-трафиком. Обычно за 5-10 евро. Летом 2017 года в еврозоне отменили роуминг, поэтому этой симкой можно будет пользоваться и в Германии. Телефонная связь понадобится при обзвоне продавцов и назначении встреч. Интернет — для просмотра новых предложений, поиска адресов, контактов и объезда пробок.

Фонарик

Чтобы качественно использовать фонарик рекомендую достать инструкцию по инспекционному сервису вашего будущего авто. Для VAG можно найти ПО Elsawin. Лучше версии 4.0. Примерно с 16 года эта система стала полностью онлайновой, а пароли доступа есть только у дилеров и в авторизированных сервисах.

Финансовые показатели и краткие выводы

Итак, давайте вернемся к началу статьи и попробуем ответить на те вопросы. которыми мы задавались. Выгодно ли заниматься бизнесом по перепродаже авто из Германии? Да, но при условии что вы готовы существенно вложиться на старте.

Минимальный порог инвестиций в бизнес — 1 500 000 рублей. Располагая суммой  меньше, вы в теории сможете найти приличный вариант, но не заработаете на нем ничего. Это оправдано только если вы берете машину для себя, а не на продажу.

Диапазон 1,5-2 млн. руб. Занимаясь машинами из Германии в ценовом диапазоне в 1 500 000 — 2 000 000 рублей, можно заработать от 50 до 100 тысяч рублей с каждого авто. Многие перекупщики засмеют, поскольку те же деньги при должном уровне опыта и знаний можно заработать и покупая-продавая машины на внутреннем рынке. Правда в их случае часто работает фраза «не соврешь — не проживешь», а занимаясь машинами из Германии, вы будете зарабатывать честные деньги на честных машинах

Для некоторых это тоже важно. 

Эксклюзивные модели. Также в этом ценовом диапазоне можно заниматься эксклюзивными для России моделями — то есть такими вариантами, которые отродясь в стране не продавались

Это могут быть например стильная Alfa Romeo Julia, спортивные родстеры Abarth и городские электрические малышки Fiat 500 (кстати, рекомендуем ознакомиться с нашим материалом про салон электромобилей). Тут уже можно играть не только на стремлении потребителя получить качественный автомобиль, но и на желании «быть не как все». 

Редкие комплектации. К «эксклюзиву» можно отнести и редкие в РФ комплектации — как вам, например, BMW X5 на тканевом салоне или X3 с задним приводом и на «механике»? Оборотная сторона медали — довольно долгий период реализации таких вариантов, что может привести к длительной «заморозке» оборотных средств на несколько месяцев а то и больше.

Ниша бизнеса «от пяти и выше». Да, располагая на руках пятью-шестью миллионами рублей, можно говорить о куда более весомых гонорарах с проданной машины. Наш пример с четырехлетней Porsche Panamera показывает, что на перегоне такой машины можно заработать 200-300 тысяч рублей и выше. Но, как и в других сферах бизнеса, премиум сегмента требует соответствующего подхода и навыков — чтобы зарабатывать хорошие деньги на этих авто нужно находить действительно идеальные варианты.

Денис Малеев, директор транспортной компании, автожурналист, эксперт портала openbusiness.ru в области автобизнеса Связаться с автором: dm@openbusiness.ru(c) www.openbusiness.ru — портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса
06.02.2020

Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector