Открытие музея

Персонал

В масштабных музейных проектах задействовано большое число сотрудников:

  • экскурсоводы;
  • специалисты по коллекции;
  • менеджеры;
  • организаторы представлений;
  • подсобные рабочие;
  • охранники;
  • бухгалтера.

Скромную выставку владелец может организовать и представить самостоятельно, привлекая для отдельных нужд сторонние организации — реклама, обеспечение защиты, ведение учета.

В штат лучше набирать специалистов с опытом работы в музейной сфере. Частный бизнес привлекает сотрудников из государственных заведений повышенным уровнем зарплаты и разнообразием форматов деятельности. Поэтому при достаточном финансировании будет несложно нанять квалифицированный персонал.

Начальный этап запуска проекта по открытию своего музея не обойдется без затрат на рекламу. Если целевая аудитория четко определена и немногочисленна, то достаточно создать качественный оптимизированный интернет-сайт, оплатить первые места в выдаче поисковых сайтов и разместить информацию на тематических форумах.

В ситуации, когда музей задумывался для широкого круга посетителей, действовать нужно более масштабно:

  1. Сотрудничество с образовательными учреждениями и муниципальными властями.
  2. Установка указателей и информационных щитов в многолюдных местах.
  3. Реклама в интернете.
  4. Объявления в СМИ.
  5. Представление интересов на тематических конференциях и выставках.
  6. Заключение договоров о взаимовыгодной работе с конкурентами — отечественными и зарубежными.

Традиционный музей, размещенный в большой помещении, может предоставлять залы для проведения выставок экспонатов других направлений, тем самым расширяя аудиторию, которая заодно ознакомится с основной коллекцией.

Музеи ведут просветительскую, развлекательную и обучающую деятельность. Чем активнее организуются экскурсии, лекции, мастер-классы, тем большую известность получает заведение и увеличивается поток посетителей.

Видео: как открыть в России частный музей.

Бизнес на пастиле

Изначально о том, что можно создать музей пастилы, его будущие директора и владельцы Наталья Никитина и Елена Дмитриева даже не думали. Последнее производство пастилы в Коломне – одном из городов-лидеров этой индустрии в России XIX века – официально закрылось в 1916 г., а все рецепты были утрачены. Неожиданным толчком послужил европейский чемпионат по конькобежному спорту, полуфинал которого в 2008 г. проходил в Коломне. Тогда Наталья Никитина и Елена Дмитриева занимались организацией культурной программы мероприятия и искали что-то самобытное и характерное именно для позиционирования Коломны. В итоге они решили материализовать пастильницу из романа Ивана Лажечникова “Ледяной дом”;. После того как несколько фабрик отказались принять заказ на изготовление пастилы, Никитиной и Дмитриевой ничего не оставалось, как самим осваивать старинные рецепты. Спустя три месяца пастила получилась, а затем появился и проект музея: его основатели собрали по библиотекам 50 рецептов лакомства.

Чтобы избежать имущественных сложностей, создательницы Музея пастилы решили обратиться за помощью в частные фонды. Они подали заявку на грант Фонда Владимира Потанина и, выиграв, получили от него 700 000 руб. Дальше музей захотел расшириться и присмотрел для этого расположенное неподалеку полуразрушенное здание пастильной фабрики купца Чубрикова. На ее базе было решено наладить производство. Сейчас пастила, продающаяся в музее, производится в кондитерском цехе при столовой, что в 20 км от музея, объем выпуска составляет порядка 4000 коробок в месяц. С открытием новой фабрики это число может вырасти в полтора-два раза. Под проект создатели музея получили беспроцентный беззалоговый кредит от фонда “Наше будущее”; Вагита Алекперова на сумму около 3 млн руб. В сентябре этого года фабрику откроют для посетителей.

Преимущества и недостатки открытия музея

Каждый бизнес имеет положительные и негативные стороны, с которыми непременно сталкивается предприниматель – простота и сложность организации, конкуренция, окупаемость и пр.

Преимущества музейного бизнеса:

  1. Не требует лицензирования. Чтобы открыть такой бизнес, не нужно получать лицензию на осуществление деятельности. К примеру, чтобы создать журнал, необходима лицензия Минпечати. Для музейного предприятия такие документы не требуются.
  2. Актуальность идеи. Музеи всегда привлекают туристов и любителей древности. Среди них крупные коллекционеры, которые предпочитают заказывать частные экскурсии.
  3. Простота организации. Нет необходимости содержать большой штат сотрудников.
  4. Быстрая окупаемость.

Недостатки:

Зависимость от расположения. Если музей расположен далеко от культурного центра города, туристам он будет неинтересен. Сезонность. Большая часть посетителей – это туристы из других городов и стран. Обычно они путешествуют летом. В межсезонье большого потока посетителей не будет. Наличие специальных знаний

Важно грамотно расставить предметы по экспозициям – чтобы они дополняли друг друга и создавали единую композицию. Кроме того, для каждого экспоната должны быть созданы специальные условия хранения – температурный и влажностный режим, а для письменных источников и картин – специальное освещение

Необходима надежная охрана – даже самые крупные музеи грабят, если в них есть ценные для коллекционеров предметы.

Что сказать публике при помощи мультимедиа?

Музей один, а инструментов много. Как их использовать, чтобы придать смысл и не перенасытить, не потерять баланс и не подменить суть? Как только вы зададитесь этим вопросом, вам потребуется помощь специалистов. Процесс медиации в данном случае включает массу аспектов и требует интеллектуальных и временных затрат, не говоря о финансах.

Всё начинается со знакомства с содержательной стороной музея, с поиска точек притяжения экспозиции, подбора исходных данных (экспонатов, информации) и определения мультимедийной составляющей, которая зависит от цели конкретного музея и пожеланий его организаторов.

А дальше – детальная разработка и согласование проекта. Сюда помимо смысловой составляющей могут входить монтаж электрики и слаботочных сетей, систем кондиционирования воздуха и пожарной безопасности, возведение стен и перегородок, оформление интерьера музея, создание макетов и диорам.

И, только когда серьёзная подготовка завершена, можно приступать к монтажу самой экспозиции и мультимедийного оборудования. В нём, в зависимости от задачи, задействуются самые разные устройства: проекционные экраны с изображениями в натуральную величину, сенсорные терминалы, виртуальные медиакниги, 3D-технологии, аудиогиды, интерактивные планшеты и многое-многое другое.

В результате музей превращается в уникальное пространство, предлагающее инновационный способ общения и погружения в историю, где посетитель может шаг за шагом знакомиться с содержанием, лучше его понимать, то есть не просто смотреть и видеть, но и манипулировать, выбирать и в некотором роде экспериментировать.

Музей на свой вкус

По версии TripAdvisor, одного из самых популярных сайтов для путешествий, в Петербурге и пригородах насчитывается 483 музея, значительная часть которых — частные экспозиции. Мотивы финансирования музеев из частных средств чаще всего продиктованы личными интересами их основателей. Это может быть и увлечение фольклором (музей матрешки, музей игрушки, музей лаптей), и интерес к спорту (музей хоккея и футбольные экспозиции), и дополнение к собственному бизнесу (музей кирпича, музей специй, музей кофе), но самые знаковые экспозиции вырастают все же на основе частных коллекций.

“Есть художественные галереи, которые составляют львиную долю из вновь открытых. Это даже не музеи, а демонстрационные залы, выступающие каналом сбыта произведений искусства. Есть ведомственные музеи, которые открываются при действующих предприятиях или вузах, их главные задачи: PR, HR–продвижение и социальная ответственность или промышленный туризм. Монетизации здесь обычно нет, или она вторична”, — рассуждает Наталия Белякова, доцент НИУ ВШЭ, партнер Центра территориального маркетинга.

Эксперт также выделяет “инстаграмные” музеи: “Это правильно организованное пространство для фото, в основе которого рекорды, нечто ужасное или прекрасное — все, что радует фотокамеры смартфона. Это довольно гибкий формат, почти поп–ап с коротким жизненным циклом. Строго говоря, это не музеи, а временные собрания, палаты диковин, но зато четко направленные на извлечение прибыли”. Петербуржцы и иногородние туристы охотно разбавляют посещения титульных музеев города легким экспо–жанром.

Свой бизнес: как открыть музей

Частные музеи – перспективное и интересное направление для организации собственного бизнеса. Эта ниша пользуется в России стабильным спросом, особенно в городах с развитым туризмом. Как открыть собственный музей и зарабатывать на нем? Готовый бизнес-план музея поможет разобраться в этих вопросах.

Открытие музея: особенности, рентабельность, бизнес-план

Люди творческого склада нестандартно подходят к предпринимательству, превращая хобби в бизнес. Открытие музея: особенности, рентабельность, бизнес-план реализации оригинального проекта с расчетом окупаемости инвестиций.

Музей часто ассоциируется с историческими и монументальными направлениями — краеведческий, художественный, военный. На самом деле выставочными экспонатами могут быть абсолютно любые вещи, главное, чтобы присутствовал интерес широкой публики. Зачастую идея организовать музей как бизнес приходит в голову состоявшемуся коллекционеру, и тогда остается решить административные вопросы.

Прежде чем приступать к осуществлению задумки, необходимо оценить преимущества и недостатки проекта по открытию выставочного зала:

Плюсы Минусы
1 Деятельность не лицензируется, не нужны специальные разрешения и согласования. Дорогостоящее удачное расположение помещения. Если место арендуется, то возникает риск расторжения договора и перемещения коллекции, придется начинать все сначала.
2 Предприниматель способен самостоятельно выполнять всю работу. Обширный штат персонала требуется только в крупных музеях. Бизнес обычно имеет сезонность и сдвиг основной массы посещений в сторону выходных дней.
3 Если начинающий бизнесмен обладает редкими и необыкновенными объектами, то это повышает вероятность успешного развития дела. Чтобы адекватно оценить значимость коллекции, необходимо обладать специальными знаниями и умениями.

При реализации бизнес-идеи нужно обращать внимание на критические моменты. Например, составлять график работы музея так, чтобы люди имели возможность посетить заведение в субботу и воскресенье, а также в поздние вечерние часы

Инструкция к действию

Если речь не идет о формате «музей на дому», то прежде необходим бизнес-план с расчетами базовых показателей как для идейного вдохновителя проекта, так и для привлечения инвесторов со стороны:

  1. Концепция предприятия.
  2. Регистрация в государственных органах.
  3. Подбор помещения.
  4. Ремонт и оборудование.
  5. Персонал.
  6. Финансовые расчеты.

Шаги стандартные для развития любого дела, но везде есть свои особенности.

Концепция

В музейном бизнесе важно определиться с форматом и тематикой заведения. Вкусы людей быстро меняются, поэтому выбираются универсальные и непреходящие ценности, либо, наоборот, нечто эпатажное

Например, в музей эротики или орудий пыток ходит масса любителей острых ощущений.

В городах с изначально туристической направленностью проще — люди приезжают отдыхать, стараются получить новые впечатления и расширить кругозор.

Такой контингент сам придет в музей, задача владельцев — ярко обозначить свое присутствие на картах, в справочниках, путеводителях.

Чтобы привлечь аудиторию и создать место паломничества в обычный, ничем не примечательный пункт, прилагается немало усилий.

Музеи обычно бывают 2 типов:

  • в помещении;
  • под открытым небом.

Также различают моно-музеи и микс из различных тематик, объединенных под одной крышей.

Удачным решением будет соединить развлекательную и познавательную функции, например, как это сделано в музее Дарвина, с элементами шоу-программы, цветомузыкой, демонстрацией киноматериалов. Еще одна ниша в бизнесе — ориентация на узкий спектр интересов объемной аудитории.

Такой путь выбрал музей НЛО, бокса, ретро-автомобилей. Поклонники в этих сферах исчисляются тысячами, при постоянном обновлении экспонатов обеспечен стабильный поток клиентов.

Традиционной считается художественная направленность — галереи и пассажи с картинами, фотографиями, инсталляциями. Обязательно предоставляется возможность посетителям приобрести понравившиеся работы.

Любой частный музей, созданный не ради чистого искусства, а для извлечения финансовой выгоды, существенную часть дохода получает от реализации дополнительных услуг, продажи оригинальных экспонатов или копий. Часто плата взимается за разрешение вести кино- и фотосъемку на территории выставки.

Как открыть частный музей с нуля: регистрация бизнеса, налогообложение

Для регистрации в налоговой инспекции частного создается: ИП или ООО. В таблице ниже анализируются основные преимущества, а также необходимый перечень документов для каждой из форм бизнеса. При регистрации по ОКВЭД выбирайте основную деятельность:

92.52- «Деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий»

Форма организации бизнеса
Преимущества использования
Документы для регистрации
ИП (индивидуальный предприниматель
)
Используется для открытия небольшого узкотематического музея (80-100м²). Количество персонала 1-2
  • квитанция об оплате госпошлины (800 руб.);
  • заверенное заявление у нотариуса по форме №Р21001;
  • заявление о переходе на УСН (иначе будет по умолчанию ОСНО);
  • копия всех страниц паспорта.
ООО (общество с ограниченной ответственностью
)
Используется для открытия крупного музея (>100м²), привлечения дополнительного финансирования, масштабировании, капитальном строительстве
  • заявление по форме №Р11001;
  • устав ООО;
  • решение об открытии ООО или протокол при наличии нескольких учредителей (партнеров);
  • квитанция об оплате госпошлины (4000 руб.);
  • заверенные у нотариуса копии паспортов учредителей;
  • заявление о переходе на УСН.

По закону уставной капитал ООО не может быть меньше 10 000 руб.!

Оптимальным выбором системы налогообложения для музея будет упрощенная система налогообложения (УСН)
с начислением налога от доходов с процентной ставкой 6% (при условии, что более 70% доходов формируются за счет музейной деятельности!).

Отраслевые нюансы и этапы

Проект предполагает открытие музея
в одном из исторических центров страны, связанных с историей и археологией края.

Основные этапы организации бизнеса:

  • строительство здания музейного комплекса;
  • формирование экспозиции;
  • найм опытных и интересных гидов;
  • открытие и прием экскурсионных групп.

1 – Резюме

1.1. Суть проекта

1.2. Объем инвестиций для запуска музея

1.3. Результаты работы

2 – Концепция

2.1. Концепция проекта

2.2. Описание/Свойства/Характеристики

2.3. Цели на 5 лет

3 – Рынок

3.1. Объем рынка

3.2. Динамика рынка

4 – Персонал

4.1. Штатное расписание

4.2. Процессы

4.3. Заработная плата

5 – Финансовый план

5.1. Инвестиционный план

5.2. План финансирования

5.3. План продаж разработки открытия музея

5.4. План расходов

5.5. План налоговых выплат

5.6. Отчеты

5.7. Доход инвестора

6 – Анализ

6.1. Инвестиционный анализ

6.2. Финансовый анализ

6.3. Риски открытия музея

7 – Выводы

Бизнес-план открытия музея предоставляется в формате MS Word – в нем уже есть все таблицы, графики, диаграммы и описания. Вы можете их использовать «как есть», потому что он уже готов к использованию. Либо можете скорректировать любой раздел под себя.

Финансовые расчеты предоставляются в формате MS Excel – в финансовой модели выделены параметры – это значит, что вы можете изменить любой параметр, и модель все автоматически рассчитает: построит все таблицы, графики и диаграммы.

Особенностью финансовой модели является то, что все формулы, параметры и переменные доступны для изменения, значит, корректировать модель под себя сможет любой специалист, который умеет работать в MS Excel.

Инвестиционные затраты на реализацию бизнес плана музея

Учитывая историческую и культурную значимость проекта, основной его целью должно быть привлечение государственных субсидий и грантов на реализацию, которые выделяются областной или городской администрацией. Для привлечения безвозмездного финансирования скачайте у нас на сайте образец готового полноценного бизнес-плана музея, с расчетом основных финансовых и экономических показателей. Это позволит описать всю значимость проекта для региона и привлечь государственные структуры к его финансированию.

Инвестиционный план:

  • разработка проекта и строительно – монтажные работы – ХХХ руб.;
  • завоз мебели и элементов внутреннего и внешнего благоустройства – ХХХ руб.;
  • формирование экспонатов экспозиции – ХХХ руб.;
  • разработка сайт – ХХХ руб.;
  • продвижение нового музея — ХХХ руб.;
  • найм и обучение специалистов – ХХХ руб.;
  • резервы и запасы на случай непредвиденных инвестиционных расходов – ХХХ руб.

Общая стоимость реализации инвестиционного проекта открытия музея составит от 50-ти до 120-ти млн. руб.

Технические вопросы

Для организации технологической составляющей бизнес плана открытия музея потребуется осуществить ряд действий: сформировать экспозицию, составить перечень и произвести оценку экспонатов, подготовить исторические справки и тексты для гидов и наполнения сайта, оформить музей и начать прием экскурсионных групп.

Оборудование музейного комплекса:

  • витрины, полки и прочие элементы для размещения экспонатов;
  • система освещения и звукового сопровождения;
  • интерактивные панели с историей каждого элемента экспозиции;
  • общая и индивидуальная система сигнализации;
  • видеонаблюдение и датчики дыма;
  • мебель и оргтехника;
  • кассовое оборудование;
  • турникеты и рамка безопасности;
  • оборудование гардероба.

Этап 2. Помещение

Следующим этапом является подбор помещения. Нюансом является то, что помещение следует приобрести и стать его собственником. Это позволит избежать возможных «скитаний», переездов с одного места в другое, увеличения стоимости арендной платы и других сложностей.

Также можно прибегнуть к поиску спонсоров, которые согласились бы на их территории разместить музей. Спонсорами могут быть крупные предприятия и другие учреждения. Помимо всего прочего существует возможность получения помещений в учреждениях культуры либо у городских или районных властей, которые бы могли предложить помещение по льготным условиям.

Лучше всего стать собственником помещения, а не брать в аренду.

Как создаются музеи

Всё начинается с идеи, которая проходит красной нитью через музейную концепцию. Основатели сами решают, какая информация будет представлена на всеобщее обозрение и каков будет масштаб проекта. Далее создание музеев под ключ выполняется примерно в такой последовательности:

  • построение концепции музея;

  • подготовка 2D- или 3D-проекта с визуализацией музейного пространства;

  • разработка интерактивной составляющей (если это предусмотрено проектом);

  • изготовление мобильных конструкций, мебели, витрин и другого музейного оборудования;

  • печать полиграфии и изготовление других изделий, необходимых для оформления (плакатов, табличек, стендов и т. д.);

  • подготовка площадей;

  • поставка оборудования, экспонатов на объект;

  • расстановка всех составляющих по предназначенным для них местам;

  • обучение персонала.

Нужно отметить, что, хотя мы и привыкли считать музеями целые здания с множеством экспонатов, некоторые создатели ограничиваются небольшими экспозициями в пределах одного помещения.

Организационная составляющая проекта

Чтобы наш бизнес план
открытия музея
не встретил на пути своей реализации препятствий и временных задержек, следует заблаговременно осуществить мероприятия из нижеприведенного списка:

  1. Определить оптимальную форму деятельности и провести юридические действия по ее оформлению.
  2. Открыть расчетный счет и осуществить постановку на учет в налоговой инспекции.
  3. Выбрать место для строительства комплекса.
  4. Составит примерный перечень экспонатов экспозиции и источники их получения.
  5. Провести переговоры с краевой администрацией и подписать соглашении о содействии и сотрудничестве.
  6. Определить потенциальные источники финансирования, включая государственную поддержку

Краткий инвестиционный меморандум

Музеи — важная часть культурного и исторического наследия времени. Они хранят память о прошлом, позволяя окунуться в другую эпоху и представить, как жили раньше. Однако сохранение культурного наследия не единственная цель — существуют тематические музеи, которые посвящены эпохам, всевозможным коллекциям и личностям.

Логичным расположением станет историческое здание в центре города — культурные места преображают городскую среду, а туристы и прохожие легко найдут музей.

Оптимальная площадь для открытия музея — 350 м2.

Число сотрудников для работы в музее — 13 человек.

В независимости от формата, музеи работают по типовой финансовой модели — продают билеты, экскурсии и сувениры.

При условном ежемесячном числе посетителей 2100 человек, из которых 1300 купят билеты для свободного посещения, а 800 закажут экскурсию с гидом, и цене за билет в 250-400 рублей.

  • Сумма первоначальных инвестиций — 1 892 000 рублей
  • Ежемесячные затраты — 901 500 рублей
  • Ежемесячная прибыль — 134 364 рублей
  • Срок окупаемости — 18 месяцев
  • Точка безубыточности — 4 месяца
  • Рентабельность продаж — 18%

Преимущества и недостатки открытия музея

Каждый бизнес имеет положительные и негативные стороны, с которыми непременно сталкивается предприниматель – простота и сложность организации, конкуренция, окупаемость и пр.

Преимущества музейного бизнеса:

  1. Не требует лицензирования. Чтобы открыть такой бизнес, не нужно получать лицензию на осуществление деятельности. К примеру, чтобы создать журнал, необходима лицензия Минпечати. Для музейного предприятия такие документы не требуются.
  2. Актуальность идеи. Музеи всегда привлекают туристов и любителей древности. Среди них крупные коллекционеры, которые предпочитают заказывать частные экскурсии.
  3. Простота организации. Нет необходимости содержать большой штат сотрудников.
  4. Быстрая окупаемость.

Недостатки:

Зависимость от расположения. Если музей расположен далеко от культурного центра города, туристам он будет неинтересен.
Сезонность. Большая часть посетителей – это туристы из других городов и стран. Обычно они путешествуют летом. В межсезонье большого потока посетителей не будет.
Наличие специальных знаний

Важно грамотно расставить предметы по экспозициям – чтобы они дополняли друг друга и создавали единую композицию. Кроме того, для каждого экспоната должны быть созданы специальные условия хранения – температурный и влажностный режим, а для письменных источников и картин – специальное освещение.
Необходима надежная охрана – даже самые крупные музеи грабят, если в них есть ценные для коллекционеров предметы.

Мультимедийный музей завтрашнего дня. Или сегодняшнего?

Мультимедийное посредничество сопровождает посетителя, предлагая ему несколько способов понять и оценить экспозицию, заострить внимание и подробнее изучить то, что кажется наиболее интересным. Оно обогащает функционал, оживляет музей, открывает его с новой стороны и делает более доступным.. Такой обмен знаниями не может быть осуществлён без интеграции новых способов доступа к необходимой информации

А они, в свою очередь, стали возможны благодаря цифровым технологиям, мультимедийным устройствам, веб-интерфейсам и мобильным инструментам, которые всё больше используют в музеях, выставочных пространствах.

Такой обмен знаниями не может быть осуществлён без интеграции новых способов доступа к необходимой информации. А они, в свою очередь, стали возможны благодаря цифровым технологиям, мультимедийным устройствам, веб-интерфейсам и мобильным инструментам, которые всё больше используют в музеях, выставочных пространствах.

Стремление к оригинальности и самобытности сегодня буквально подталкивает музеи испытывать самые новейшие устройства. И очень часто музейные залы становятся прекрасным полем для экспериментов с цифровыми инновациями, которые дают интересный, уникальный результат.

Говорят, в запасниках вещи теряются. Это правда?

Запасник Лувра во время опасного повышения уровня воды в Сене. 2016 год

Наталья Козырева: 

Потерять листы очень непросто, потому что они лежат в папках, на папке сверху написаны инвентарные номера и каждый лист имеет два номера: один — номер по инвентарной книге, а другой — из книги поступлений. Когда я пятьдесят лет назад пришла в музей, мне говорили: «Имей в виду, если случится беда — скажем, на музей упадут бомбы, — ты должна спасать не кар­тинки, а инвентарную книгу и книгу поступлений». Это самые дорогие вещи, потому что по ним можно восстановить, из чего состояла коллекция музея. 

Случаются и находки, но не потому, что не было листа, и вдруг нашелся, а потому, что возникает новая атрибуция. Художник был неизвестен, а потом обнаружились доказательства того, кто мог быть автором, — таких примеров особенно много в истории искусства XIX века. В фонде старого рисунка Рус­ского музея есть очень большая коллекция рисунков, при­шедших из Академии художеств. Это рисунки с натуры, и рисовали их студен­ты — они потом стали Брюлловыми и Ивановыми. И атрибуции этих листов имеют очень большую историю, некоторые вещи дважды, а то и трижды меняли автора, потому что возникали новые письма, дневники, экзаменационные листы, которые позво­ляли точно сказать, кому принадлежит тот или иной лист.

В некоторых случаях это действительно находки. У нас есть очень хорошее собрание книжной графики Натана Альтмана  Натан Исаевич Альтман (1889–1970) — авангардист, театральный художник, участ­ник Комфута (объединения коммунистов-футуристов), принимавший участие в выстав­ках авангардистов, в том числе «Бубнового валета». Для торжеств по случаю первой годовщины революции Альтман оформлял улицы Петрограда; он же, используя элементы кубизма, написал портрет Анны Ахматовой в синем платье с ярко-желтым платком на плечах.. Иллюстрации к одной из книг были наглухо замонтированы автором в паспарту, то есть паспарту были скле­ены. Когда мы проверяли состояние листов и вскрыли эту тонкую бумажную обертку, оказалось, что Альтман заложил внутрь еще один лист, который нигде не был описан.

Мария Петрова:

Наш музей очень молод, и у нас ярких историй о пропажах еще не было. Но такое бывает, и чаще всего это касается крупных музеев с долгой историей бытования предметов. Причины могут быть разные: переезд в другое здание, или ошибки в документах, приводящие к путанице. Сегодня существуют очень строгие инструкции для музеев, благодаря которым должно очень четко фик­си­роваться любое перемещение музейных предметов. Помимо этого, прово­дятся регулярные сверки наличия коллекций. В музеях все-таки работают люди, а не машины, и поэтому, конечно, иногда предметы теряются. Но, кста­ти, рано или поздно они находятся. Я не знаю случаев, когда предметы были утеряны безвозвратно. Наоборот, бывает так, что возвращаются вещи, потерян­ные 20–30 лет назад. У меня был такой случай. И понадобилось настоящее расследование, изучение старых документов в архиве, чтобы отследить все перемещения и ошибки.

Марина Чистякова:

В запасниках проводятся регулярные проверки наличия

По топографической описи должно быть понятно, в каком конкретном шкафу и на какой конкрет­ной полке хранится предмет, и любая проверяющая комиссия обращает внимание не только на наличие топографий, но и на их соблюдение. Иногда предметы теряются просто в силу человеческого фактора, усталости или невни­матель­ности, но у нас работает принцип так называемого индивидуаль­ного ответственного хранения, то есть за каждым хранителем закреплено определенное количество вещей, и если он по каким-то причинам оставляет предметы не там, где они должны быть по топографическому указателю, то сразу начинаются поиски. 

Кроме того, вещи путешествуют, мы выдаем их на выставки в музеи других городов и стран, и важно это отмечать в той же топографии. Поскольку объем предметов огромный, существует даже специальный сектор движения фондов, который фиксирует такие перемещения

Зачем компаниям нужны музеи?

Ответ на этот вопрос очевиден, когда подобные объекты создаются для сохранения важных экспонатов, которыми будут любоваться многие поколения. Но зачем организациям брать на себя лишние хлопоты и расходы, если они всего лишь выпускают продукцию или оказывают те или иные услуги? На самом деле создание музейного пространства может выполнять разные функции:

  1. Рекламную – для большего охвата целевой аудитории. Люди, приходящие в музей, знакомятся не только с продукцией/услугами предприятия, но и с его историей. А это повышает лояльность потенциальных клиентов.

  2. Образовательную, направленную на обучение сотрудников, партнёров, стажёров.

  3. Представительскую – для повышения имиджа компании.

  4. Коммерческую – для получения дополнительной прибыли. Сегодня вход во многие музеи платный, и компании тоже могут взимать определённую плату с посетителей для пополнения своего бюджета.

Сами себе спонсоры

Традиционно считалось, что частный музей не может существовать без дотаций, однако представители некоторых российских частных музеев уверяют, что им удается себя окупать. “Мы поддерживаем отношения с организациями, которые обслуживают освещение Москвы, они оказывают нам всяческую помощь: помогают реставрировать старые фонари, привозить их на территорию музея, решать административно-технические вопросы, – рассказывает Наталья Потапова. – Наш музей зарегистрирован как некоммерческая организация, негосударственное учреждение культуры, поэтому все доходы идут на финансирование основной деятельности”;. По ее словам, музей является самоокупаемым. “Доход музея в прошлом году составил около 6 млн руб. Наши экспонаты не очень капризные, больше средств уходит на их приобретение, чем на реставрацию”;, – добавляет она.

С основным “экспонатом”; повезло и Музею пастилы. Его владелицы уже получили предложение разместиться в duty free, их продукция небольшими партиями продается в магазинах “Вода ОнЛайн”; и “Здоровая жизнь”; в Москве. В дальнейшем Наталья Никитина не исключает возможности открытия бутика с пастилой где-нибудь в Европе. Причем, если не брать в расчет грантовые программы, Музей пастилы тоже является рентабельным. Спустя год после старта музей вышел “в ноль”;, расплатился со всеми долгами и теперь реинвестирует доходы в производство. Кроме открытия фабрики, у владелиц музея имеются серьезные планы по дальнейшему развитию. Во дворе первого помещения появится летнее кафе “Вкусные истории”;, которое тоже планируется связать с литературой и рецептами, например из поваренной книги Софьи Андреевны Толстой. Следующим зданием в музейной сети Никитиной и Дмитриевой может стать усадьба купца Силаева – та самая, во флигеле которой поселился Музей пастилы. “Там мы хотим организовать Музей сладких снов – гостевой дом с историческим интерьером, без электричества, где можно будет остаться переночевать, – объясняет Наталья Никитина. – Но проблема в том, что дом находится в собственности у Московской области. Организация, которая там сейчас сидит, не против переезда, но нужно ждать, пока им предоставят другое помещение”;.

В свою очередь, Музею паровозов приходится работать с более проблемным “активом”;. “Никаких финансовых плодов наш музей не приносит и фактически себя не окупает, – сетует директор музея Сергей Дорожков, – поскольку средства для реставрации и покупки наших объектов требуются колоссальные. Каждый год учредители, другие частные лица вкладывают несколько миллионов рублей. А гранты для нас – это капля в море”;. Эксперт пояснил также, что в работе с такими дорогими объектами интерактивные программы невозможны. Системную работу как с государственными, так и с частными музеями в России ведет только Фонд Владимира Потанина. При этом гранты выделяются на конкурсной основе и под конкретные проекты. “Идея нашей программы в том, что музей должен быть не кладбищем, а местом, где людям интересно, максимально открытым для публики, а также обязательно прекрасно представлять свои целевые группы, понимать, для кого что он делает”;, – поясняет заместитель директора фонда Наталья Самойленко. Всего к настоящему времени проект провел 8 конкурсов, в каждом из которых было по 20-25 грантов. Кроме того, фонд организует различные обучающие программы для музейщиков на основе зарубежного опыта. “Пусть музеи во всем мире не могут быть самоокупаемыми, однако везде они научились зарабатывать. Европейский опыт показывает, что на музейный магазин и кафе может приходиться в среднем от 15 до 42% в общей структуре доходов музея”;, – рассуждает директор по проектам Ассоциации менеджеров культуры Инна Прилежаева. По ее словам, в России маркетологи из бизнеса в культуру еще не приходят, но тема активно обсуждается на конференциях. При этом эксперт отмечает, что как раз частные музеи первыми начинают работать в рыночной логике и держат руку на пульсе, тогда как государственным сложнее перестроить систему своей деятельности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector