Требования, стоимость и порядок получения лицензии на алкоголь для кафе, баров и других общепитов

Документы для получения лицензии на алкоголь

Полный и подробный перечень документов для разных видов алкогольных лицензий приводится в Административном регламенте, утверждённом приказом Росалкогольрегулирования от 27.12.2013 № 335.

Минимальный пакет документов включает в себя:

  • заявление о выдаче лицензии (прил. № 2 к Административному регламенту)
  • нотариально заверенные копии учредительных документов организации (если копии не заверены, то с предъявлением оригиналов);
  • копии свидетельств о госрегистрации заявителя и постановке на налоговый учёт, заверенные ИФНС, выдавшей оригиналы;
  • копия платёжного документа об оплате госпошлины за выдачу лицензии;
  • документы, подтверждающие наличие у заявителя уставного капитала необходимого размера (справка банка, решение общего собрания участников ООО и акт оценки имущества при внесении в УК неденежных средств, документ о внесении дополнительных вкладов и др.)
  • заключения МЧС и Росприроднадзора о соответствии помещений экологическим требованиям и пожарной безопасности;
  • документы, подтверждающие наличие в собственности или в аренде производственных и складских помещений (в случае аренды срок в договоре обязательно должен быть указан не менее одного года, бессрочный договор будет основанием для отказа).

В каких основных случаях не допускается розничная продажа алкогольной продукции:

  1. Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции не выдается во всех видах общественного транспорта городского и пригородного сообщения, на остановочных пунктах его движения, на станциях метрополитена, на автозаправочных станциях.
  2. В детских, детских образовательных организациях, детских библиотеках и на территориях, которые к ним прилегают. Расстояние до данных учреждений регулируется местным законодательством.
  3. В медицинских организациях для детей и взрослых, в том числе и стоматологиях, массажных кабинетах и на прилегающим к ним территориям. Расстояние до медицинских учреждений регулируется местным законодательством.
  4. На объектах спорта, фитнес-клубов, бассейнов, центров йоги и т. п., а также на прилегающих к ним территориях. Расстояние до спортивных учреждений и методика расчета расстояния определяется местным законодательством.
  5. На рынках оптовой и розничной торговли.
  6. В местах массового скопления людей, например: на вокзалах, в зданиях аэропорта и т. п.
  7. На военных объектах и территориях рядом с ними. Размер расстояния определяется законодательством.

Законодательная база по лицензированию алкоголькой продукции

  • Закон Санкт-Петербурга от 07.06.2006 г. №287-41 «Об обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции»;
  • Закон Санкт-Петербурга от 07.06.2006 г. №287-41 «Об обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции»;
  • Постановление Правительства РФ от 14.08.2012 № 824 «Об аннулировании лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции во внесудебном порядке» и других документов.

Проверка соблюдения лицензионных требований

Согласно проекту, существенные изменения претерпит пункт 13 «Положения о лицензировании фармдеятельности». Кроме того, появится совершенно новый пункт, который связан с пунктом 13 общей темой и будет размещён вслед за ним. В данном случае действующие и новые нормы лучше сравнить, сопоставив их в таблице:

Постановление № 1081 Проект нового постановления
13. Лицензионный контроль осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности». 13. Оценка соблюдения соискателем лицензии, лицензиатом лицензионных требований проводится в порядке, установленном Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».
14. Проверка соблюдения лицензиатом лицензионных требований осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере обращения лекарственных средств.

Итак, из постановления «изымается» упоминание о Федеральном законе от 26.12.2008 N 294‑ФЗ «О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». С формальной точки зрения это настораживает — все‑таки в этом законе комплексно прописаны права проверяемых. Во-вторых, трудно не заметить, что в новой редакции 13‑го, да и 14‑го пункта отсутствует понятие «лицензионный контроль», которое пока ещё есть в действующем постановлении. Это кажется разумным. Если есть госконтроль в сфере обращения ЛС, который охватывает и соблюдение лицензионных требований, то зачем нужно выделять «лицензионный контроль».

В заключение темы нового постановления упомянем также новый абзац пункта 17. Согласно нему, выписка из реестра лицензий на бумажном носителе будет предоставляться за плату, а в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лицензирующего органа — бесплатно.

Необходимые документы

В лицензирующий орган необходимо предоставить следующие документы:

  1. Заявление о выдаче лицензии, в котором будет указано наименование организации, адрес его пребывания, адрес электронной почты, по которому будет вестись переписка, платежные реквизиты.
  2. Оригиналы или копии учредительных документов, заверенных нотариусом.
  3. Копии ИНН, ОГРН, нотариально заверенная выписка из ЕГРЮЛ.
  4. Документы, подтверждающие право собственности или договор об аренде помещения для организации общепита.
  5. Квитанция об уплате государственной пошлины.
  6. Уведомление о начале предпринимательской деятельности с отметкой Роспотребнадзора для кафе, ресторанов и баров (ст. 19 Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» от 22.11.1995 N 171-ФЗ).
  • Скачать бланк заявления на получение лицензии на алкоголь
  • Скачать образец заявления на получение лицензии на алкоголь для общепита

Что нового в законе с 2022 года

Вопрос о том, что нового нас ожидает с 2022 года, давно стал постоянным. Чтобы быть в курсе всех изменений, приходится тратить немало времени на отслеживание новостей и приведение в порядок лицензий и разрешений. Алкогольное лицензирование – это процесс получения разрешения на право продавать или создавать спиртосодержащую продукцию. Есть разные виды лицензии, от этого зависят новые требования, предъявляемые к компаниям.

С марта 2017 года будет существует две разные лицензии на распространение:

  • Для общепита;

  • Для торговли.

Этого владельцы заведений добивались давно. Ожидается, что такой подход сможет снизить издержки по ведению ресторанного бизнеса и сделает для потребителей процесс распространения напитков в барах более выгодным, чем на улице или дома. В барах зато больше нельзя будет купить закрытую бутылку. Если раньше небольшие заведения приторговывали и как магазины, позволяя приобретать закрытые бутылки на вынос дешевле, то теперь это станет невозможным.

Для владельцев ресторанов такой подход означает, что можно будет нести меньше расходов на хранение и учет продукции. Предложение напитков в ресторанах признали услугой, поэтому налогообложение тут будет осуществляться по-другому.

Были попытки ввести лицензию «на создание новых напитков», то есть на смешивание коктейлей. Кто-то из чиновников посчитал, что это приводит к производству других видов алкоголя. Но эта идея не получила хода: владельцы баров вздохнули с облечением.

Еще одно новшество состоит в том, что теперь для отзыва лицензии или отказа в ее продлении вполне может стать непогашенная задолженность по налогам или иным подобным сборам.

Вопросы и ответы

Чтобы оценить, сколько стоит лицензия на производство алкоголя, организации потребуется изучить актуальные требования к уставному капиталу такой компании. Они определены статьей 11 171-ФЗ. Чем более крепкие алкогольные напитки собирается изготавливать предприятие, тем большую стоимость уставного капитала оно должно иметь. Это обусловлено более высокими рисками, связанными с нарушением технологических требований, и рядом других факторов. Так, согласно пунктам 2_1 и 2_2 статьи 11 интересующего нас федерального закона стоимость уставного капитала должна составлять:

  • для предприятий, которые собираются заниматься изготовлением водки, стоимость уставного капитала не менее 80 миллионов рублей;
  • для организаций, которые планируют выпускать алкогольную продукцию с содержанием этилового спирта в объеме готового напитка больше 15%, стоимость уставного капитала не менее 10 миллионов рублей.

Основные требования сформулированы в статье 16 171-ФЗ. Они включают следующие позиции:

  • общая площадь торгового объекта – не меньше 50 квадратных метров (для сельской местности – 25 квадратных метров);
  • наличие фундамента и отдельного входа, подключения ко всем необходимым инженерным коммуникациям;
  • наличие компьютера, обеспечивающего возможность подключения к системе ЕГАИС;
  • наличие кассового аппарата.

Поскольку лицензия на розничную торговлю алкоголем выдается профильными департаментами органов местного самоуправления регионов, им предоставлена возможность определять список дополнительных требований к розничным магазинам. Чаще всего он включает в себя условие об определенной удаленности объекта от образовательных и социальных организаций, но иногда содержит и другие нормативы.

Стоимость государственной пошлины оплачивается на реквизиты того контролирующего органа, который занимается рассмотрением заявки и оформлением разрешительного документа. Эти данные, как и цена лицензии на алкоголь в 2020 году, опубликованы на сайте соответствующего ведомства. Пошлина оплачивается до подачи заявления, включив в состав пакета документов квитанцию о ее уплате.

Алкогольная декларация представляет собой специальный документ, который в соответствии с постановлением Правительства № 815 должны предоставлять в контролирующие органы участники рынка алкогольной и спиртосодержащей продукции. В ней отражаются параметры основной деятельности предприятия, будь то производство, хранение, перевозка или реализация таких товаров. Такая декларация составляется и отправляется адресату ежеквартально: за первые три квартала – до 10 числа месяца, следующего за окончанием каждого из них, за IV квартал – до 20 января следующего года.

Порядок получения лицензии ИП

Получение лицензии на определённый вид предпринимательской деятельности требует от соискателя соответствия некоторым требованиям. В зависимости от статуса юридического лица или ИП, а также вида его предпринимательской деятельности, правила получения могут различаться.

В большинстве случаев лицензирования соискатель лицензии должен удовлетворять следующим определённому требованию или комплексу требований. Например:

  • иметь недвижимость, транспорт, оборудование и т. д.;
  • содержать активный рабочий штаб;
  • иметь профессиональное образование, стаж работы и т. д.;
  • иметь сформированный капитал.

Следует принять во внимание, что некоторые виды деятельности запрещены для индивидуального предпринимательства. Это касается:

  • банковских операций при создании банка;
  • деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • работ в области использования атомной энергии;
  • деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.

Если гражданин зарегистрирован в качестве ИП и соответствует выдвигаемым требованиям, он может приступать к получению лицензии. Процесс можно схематично представить в виде инструкции.

Заявление на предоставление лицензии

На первом этапе предприниматель пишет заявление с просьбой предоставить ему лицензию для выбранного им вида деятельности. Образец заявления о выдаче лицензии на розничную продажу алкоголя здесь.

В заявлении ИП указывает данные такого рода:

  • личные данные предпринимателя (паспортные данные);
  • контактную информацию (номер телефона, электронный адрес);
  • основной государственный регистрационный номер (ОГРИП);
  • идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
  • реквизиты документа, подтверждающего факт уплаты госпошлины за предоставление лицензии;
  • вид деятельности с указанием выполняемых работ, услуг.

В заявлении о предоставлении лицензии обязательно указывается идентификационный номер налогоплательщика

Сбор документов

Далее предприниматель готовит необходимые документы для лицензирующего органа. Минимальный пакет документов состоит из:

  • паспорта;
  • ксерокопии свидетельства о государственной регистрации ИП;
  • заверенной нотариусом копии ИНН или оригинала ИНН и незаверенной копии;
  • заявления на получении лицензии;
  • данных о квалификации сотрудников (если это требуется).

Стоит иметь в виду, что перечень документов может быть расширен. Поэтому лучше заранее уточнить, какие документы необходимы в этом случае.

Свидетельство о государственной регистрации ИП является одним из документов, предоставляемых гражданином в лицензирующий орган

Оплата госпошлины

Затем ИП оплачивает государственную пошлину за рассмотрение лицензирующим органом его заявки и прикладывает к пакету документов квитанцию об оплате. Размер госпошлины будет зависеть от конкретного вида деятельности. Как правило, госпошлина взимается в размере 7500 руб., но в некоторых случаях лицензия обходится дороже.

Подача документов в лицензирующий орган

Вся документация принимается лицензирующим органом по описи, на копии которой ставится отметка о дате приёма.

Экземпляр описи с отметкой о дате приёма вручается заявителю либо передаётся ему тем способом, каким документы были получены

В течение трёх рабочих дней лицензирующий орган принимает решение о рассмотрении заявления или о его возврате, если документы не соответствуют требованиям (например, предоставлены не в полном объёме). Если принято решение о возврате заявления, соискателю направят уведомление о необходимости устранения нарушений в течение 30 дней.

Уведомление о необходимости устранения выявленных нарушений направляется предпринимателю заказным письмом или в форме электронного документа

Получение готового документа

После того как заявление на выдачу лицензии приняли, в срок до 45 рабочих дней выносится решение о выдаче лицензии. Итоговое решение оформляется приказом лицензирующего органа. Лицензию выдадут в течение 3 рабочих дней после её подписания и регистрации.

Решение о выдаче требуемого документа принимается только при соответствии лицензиата всем выдвигаемым требованиям

В случае получения отказа предприниматель имеет право обжаловать такое решение в суде.

В случае утери бланка бизнесмен имеет право обратиться в местный распорядительный орган с просьбой о выдаче дубликата.

Что необходимо для получения лицензии

Предпринимателей, впервые занимающихся реализацией спиртных напитков, интересует, кто выдает лицензию на алкоголь. Это Федеральная служба, которая регулирует данный рынок. На месте открытия торговой точки необходимо обращаться в лицензирующие органы местной власти.

В соответствующий орган необходимо подать заявление и большое количество документов. Для всех организаций порядок получения лицензии на торговлю алкоголем одинаковый.

Компания должна представить документы:

  • копию Устава своей организации;
  • ИНН;
  • при произведении каких-либо изменений, необходимо свидетельство, это подтверждающее;
  • для розничной торговли выписка из ЕГРЮЛ;
  • для АО документы о выпуске акций;
  • коды статистики;
  • данные о генеральном директоре и приказ о его назначении;
  • размер уставного капитала;
  • данные последнего отчета;
  • квитанция оплаты госпошлины;
  • документы на помещение (арендный договор или купли-продажи);
  • технический паспорт от БТИ;
  • для розничной торговли необходимо зарегистрировать контрольно-кассовую машину;
  • для объектов общепита заключительные документы от МЧС.

Описание закона

Федеральный Закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» был принят Государственной Думой 19 июля 1995 года. Сотрудники Совета Федерации одобрили документ 15 ноября того же года. В законную силу вступил акт 22 ноября 1995 года. Последние изменения в настоящий Федеральный Закон №171 были внесены 3 июля 2016 года.

Регламентирует ФЗ №171 правовые основы изготовления этилового спирта, алкогольной спиртосодержащей продукции. Также законопроект устанавливает ограничения потребления алкоголя. Целью настоящего закона является охрана нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан. На уровне Федерации, данный документ преследует цель по защите экономических интересов РФ.

Состоит Федеральный Закон о продаже крепкого алкоголя из 4 глав и 27 статей:

Глава 1 (ст 1-7) указывает на общие положения законодательного акта — сфера действия, правовое регулирование, полномочия государственных органов власти в отношении алкогольной продукции.

Глава 2 (ст 8-17) указывает на требования, предъявляемые к изготовлению продукции с содержанием этилового спирта — правила пользования специальным оборудованием, необходимые документы.

Глава 3 (ст 18-22) указывает на порядок лицензирования деятельности по изготовлению и обороту алкогольной продукции — прекращение действия лицензии, восстановление лицензии.

Глава 4 (ст 23-27) указывает на проведение контроля за деятельностью организаций, занимающихся производством и сбытом алкогольной продукции — лицензионный контроль, государственный надзор, общественный контроль.

Действие закона об алкоголе не распространяется на:

  • физических лиц, изготавливающих спиртосодержащую продукцию для собственного потребления, не в целях сбыта;
  • на зарегистрированные лекарственные препараты, содержащие спирт;
  • на аптеки, занимающиеся производством лекарственных препаратов с содержанием этилового спирта;
  • изготовление и пользование продуктов с содержанием спирта, не пригодного для внутреннего употребления, находящегося в металлической упаковке объемом не больше 450 мл;
  • ввоз и вывоз из территории России алкоголя, предназначенного для пользования официальных представительств иностранных государств или дипломатических представительств;
  • ввоз и вывоз алкоголя, используемого в качестве образцов на выставке.

Вышеуказанная алкогольная продукция попадает под действие других законодательных актов.

Сфера применения закона о лицензировании отдельных видов деятельности

Статья 1 Закона устанавливает сферу его применения. Нормативный акт регулирует отношения, возникающие между организациями, индивидуальными предпринимателями и федеральными органами исполнительной власти и органами власти субъектов РФ в связи реализации отдельных видов деятельности требующих лицензирования. Сегодня лицензированию подлежат свыше 50 видов работ и услуг, вот некоторые из них: 

  • услуги в сфере образования;
  • тушение пожаров;
  • частная охранная деятельность;
  • услуги связи;
  • реализация и проектирование авиационной техники;
  • утилизация химического оружия;
  • производство и установка медицинской техники;
  • фармацевтическая деятельность;
  • производство и испытание огнестрельного оружия, военной техники;
  • перевозка пассажиров и другие услуги и работы в иных сферах. 

Полный перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, представлен в статье 12 Закона. Однако положения нормативного акта четко разграничивают виды деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с ним и с другими законами. Так, положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования: 

  • деятельности, непосредственно связанной с защитой государственной тайны (Закон РФ № 5485-I от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне»);
  • использования атомной энергии (Федеральный закон № 170-ФЗ от 21 ноября 1995 г. «Об использовании атомной энергии»);
  • деятельности кредитных организаций (Федеральный закон № 395-I от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности»);
  • производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции (Федеральный закон № 171-ФЗ от 22 ноября 1995 г. «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»);
  • видов деятельности на рынке ценных бумаг и репозитарной деятельности (Федеральный закон № 39-ФЗ от 22 апреля 1996 г. «О рынке ценных бумаг»);
  • деятельность по проведению организованных торгов (Федеральный закон № 325-ФЗ от 21 ноября 2011 г. «Об организованных торгах»);
  • деятельности депозитариев и паевых инвестиционных фондов, а также аукционных инвестиционных фондов (Федеральный закон № 156-ФЗ от 29 ноября 2001 г. «Об инвестиционных фондах»);
  • деятельности негосударственных пенсионных фондов, в том числе, по пенсионному обеспечению и страхованию (Федеральный закон № 75-ФЗ от 7 мая 1998 г. «О негосударственных пенсионных фондах»);
  • страховой деятельности (Закон РФ № 4015-I от 27 ноября 1992 г. «Об организации страхового дела в Российской Федерации»);
  • клиринговой деятельности (Федеральный закон № 7-ФЗ от 7 февраля 2011 г. «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте»);
  • космической деятельности (Закон РФ № 5663-I от 20 августа 1993 г. «О космической деятельности»);
  • энергосбытовой деятельности ( Федеральный закон от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»).

Лицензирование указанных видов деятельности производится в порядке, предусмотренном законодательными актами, регулирующими отношения в соответствующей сфере. 
Кроме того, особенности лицензирования, в части касающейся срока действия лицензии, порядка продления срока действия и принятия решения о ее предоставлении, аннулировании или возобновлении действия, могут регулироваться отдельными законодательными актами по следующим видам деятельности: 

  1. оказание услуг связи, теле- и радиовещания (Федеральный закон. № 126-ФЗ от 7 июля 2003 г. «О связи», Закон РФ № 2124-I от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации»;
  2. частная охранная и детективная деятельность (Закон РФ № 2487-I от 11 марта 1992 г. «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»);
  3. образовательная деятельность (исключение – частная организация, расположенная на территории центра «Сколково») (Федеральный закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»);
  4. частная деятельность по управлению многоквартирными домами (ст.ст 192-202 Жилищный кодекс РФ);
  5. сбор, обработка, транспортировка, утилизация и размещение отходов 1-4 класса опасности (Федеральный закон № 89-ФЗ от 24 июня 1998 г. «Об отходах производства и потребления»). 

Как получить документ?

Главный орган, контролирующий производство и реализацию алкогольной продукции, выдающий необходимые разрешения, в том числе и лицензию на продажу спиртных напитков, является федеральная служба Росалкогольрегулирование (или РАР).

Основной документ, на основе которого работает РАР — Федеральный закон №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

Особое внимание необходимо обратить на статьи 16 и , в которых описаны необходимые требования и порядок выдачи разрешения на продажу алкогольных товаров. Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания дает право закупать алкоголь, хранить его и продавать в розницу.Срок действия документа — 12 месяцев, с возможностью пролонгации каждый год

Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания дает право закупать алкоголь, хранить его и продавать в розницу.Срок действия документа — 12 месяцев, с возможностью пролонгации каждый год.

Требования к оформлению лицензии

Если алкогольная продукция, которой вы занимаетесь, содержит этил свыше шести процентов, вам необходимо будет оформить лицензию. Но для этого ваш бизнес должен отвечать всем требованиям. Они описаны в соответственных законах Российской Федерации. Перечислим их:

Уставной капитал

К организациям, которые планируют продавать в розницу или оптом спиртные напитки, предъявляются следующие требования к уставному капиталу. Его размеры:

  • продажа алкогольных напитков с содержанием этила до пятнадцати процентов — десять тысяч рублей;
  • продажа напитков с содержанием этила больше пятнадцати процентов – триста тысяч рублей;
  • содержание в напитках этила более пятнадцати процентов этил и отсутствие этих напитков в реестре – один миллион рублей;
  • оптовая реализация – десять миллионов рублей.

Требования к помещению

Площадь торговой точки должна отвечать требованиям законодательства

Помещение для торговли может быть собственностью владельца, может арендоваться, но есть требования по поводу его площади. Если точка открывается в городе, ее квадратура — не менее пятидесяти квадратных метров. Если торговая точка будет действовать в селе — не менее двадцати пяти квадратных метров. Необходимо предусмотреть сигнализацию, систему вентиляции, пожаробезопасность, кассовые аппараты, строгую отчетность документов.

Нельзя располагать точки по продаже спиртного рядом с организациями детского, медицинского направления и военными объектами, на остановках общественного транспорта или автозаправках, на рынках, недалеко от источников, имеющих повышенную опасность.

Мобильным объектам или фирмам, продающим спиртные напитки несовершеннолетним, алкогольная лицензия не выдается.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector