Mindmap
Содержание:
- Xmind – программа для создания ментальных карт и её аналоги
- ЧТО ДУМАЮТ ПОЛЬЗОВАТЕЛИ ИЗ РАЗНЫХ СФЕР О МАЙНД-КАРТАХ?
- Бумага или сервисы
- Философия
- КАК ДЕЛАТЬ МАЙНД-КАРТЫ?
- Программные средства майндмэппинга
- Типы ментальных карт (форматы визуализаций)
- Как создать? Пошаговая инструкция и рекомендации
- ГДЕ СОЗДАВАТЬ МАЙНД-КАРТЫ?
- Как составить интеллект-карту
- Традиционная система записи
- Выводы
Xmind – программа для создания ментальных карт и её аналоги
Популяризация техники mind map привела к появлению множества онлайн-сервисов и компьютерных программ, позволяющих создавать красивые ровные цветные древовидные схемы любого масштаба.
Xmind заслуживает внимания: в этой программе предусмотрено множество функций. Они позволяют манипулировать процессом мышления более эффективно. Это:
- сортировка элементов;
- вставка ссылок, файлов, ярлыков, текстовых пометок;
- изменение уровней вложенности, отношения между элементами;
- возможность передать права на редактирование коллегам.
С помощью этого ПО составляют не только ментальные карты, но и планы, графики, диаграммы, таблицы, презентации. Есть режим «мозговой штурм». Наработки сохраняются в формате xmind (открывается в самой программе и онлайн сервисе MindMeister). Также результат сохраняется в форматах офисных программ Microsoft и в pdf.
Существует бесплатная и платная версия программы (XMind Pro). В последней к перечисленным функциям добавляются бесчисленные графические возможности, диаграммы Гранта.
Coggle.it
Популярный аналог программы XMind. Зарекомендовал себя как простой и легкий редактор. Идеальное решение для начинающих. Возможно совместное редактирование. Экспорт в формате png, pdf. В бесплатной версии можно создать только три интеллект-карты.
MindNode.com
Платное ПО для операционной системы Mac OS. Также работает на мобильных гаджетах. Доступна пробная версия. Результат можно сохранить в файлах графических редакторов, в pdf и в формате сервиса-конкурента Freemind.
Bubbl.Us
Онлайн-сервис, работает и на смартфонах (мобильное приложение). Экспорт в формате изображения. Нет готовых шаблонов, как у предыдущего, но есть заготовки диаграмм, схем, таблиц.
MindMeister.com
Популярный онлайн сервис. В бесплатной версии можно создать лишь 3 ментальные карты. Позволяет превратить статичную схему в презентацию. Есть цветовые темы, иконки.
Mapul.com
Онлайн-редактор. В бесплатной версии можно создать только одну диаграмму. Оплачивается доступ помесячно. И его покупают за причудливый дизайн. Есть режимы презентаций и мозгового штурма. Экспорт в png, pptx.
WiseMapping.com
Бесплатный онлайн-инструмент. Платная версия предлагается для бизнес-целей. Готовый код можно вставить на сайт. Есть шаблоны. Экспорт во множестве форматов.
Mind42.com
Бесплатный онлайн-сервис. Позволяет создавать списки, планировать мероприятия. Создаваемые диаграммы не публикуются в общий доступ, при необходимости ими можно поделиться. В онлайн-сервисе можно проводить мозговой штурм.
Mindomo.com
Позволяет делиться созданными схемами, редактировать одновременно с другими людьми, превращать их в презентации, сохранять в облако и открывать с любого устройства. Экспорт. Макеты, значки, заметки, ссылки.
Popplet.com
Бесплатное приложение. Есть видео-подсказки. Множество инструментов (можно рисовать карандашом). Предусмотрен экспорт в формате изображений, pdf. Есть возможность открыть доступ другим пользователям.
ЧТО ДУМАЮТ ПОЛЬЗОВАТЕЛИ ИЗ РАЗНЫХ СФЕР О МАЙНД-КАРТАХ?
Если после столь обстоятельного разъяснения, что есть ментальная карта и почему ее стоит использовать в работе, у вас еще остались сомнения в ее практичности и ценности, то предлагаю мнения тех, кто уже на «ты» с этой самой mind map.
Дарья, выпускница MBA Skolkovo:
Ментальная карта помогает структурировать мысли и смотреть на ситуацию шире. Это своего рода персональный брейншторм (если дело касается личных проектов), который потом может стать и картой для обсуждения с коллегами, друзьями, т.е. превратиться в доску для коллективного мозгового штурма. Я использую их для самого первого этапа, когда много мыслей и хочется все упаковать. Не лишним бывает возвращаться уже по ходу к этому майндмэпу и отслеживать, какие области уже покорены.
Марина, молодой ученый:
Я использую! В разы упрощает процесс планирования!
Татьяна Митрова, директор Энергетического центра в Московской школе управления «Сколково»:
Использую ментальные карты с командой. Важные фишки: форма блоков обозначает разные виды работы, например исследования – овал, мероприятия – прямоугольник, научные статьи – ромбик, облачко – колонка в средствах массовой информации; цвет – он у каждого сотрудника свой. Так сразу видны зоны ответственности, а ярко-красным мы отмечаем те активности, где нужны экстренные действия.
Заключение
Когда я погружаюсь в рутину, мне хочется из нее поскорее выбраться. Это мотивирует меня интересоваться, что можно еще придумать в той профессии, которой я сейчас посвящаю время. Как делать каждый свой день интересным, а каждое задание – выполненным не формально, а творчески. С майнд-картами работать интереснее и проще, чем с линейной информацией. Это факт! ■
Бьюзен Т. Интеллект-карты / пер. с англ. Ю. Константиновой. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. – 199 с.
Горьков С.Н. Мышление 2.0. Как решать нерешаемые задачи. – М.: Издательский дом Университета «Синергия», 2018. – 80 с.
https://is.gd/SrncYw
https://is.gd/iXnMrD
https://is.gd/WjZ2nR
https://is.gd/mzCMta
Бумага или сервисы
Преимущества |
Недостатки |
Не требуется подключение к Интернету, гаджеты – нужны только подручные средства |
Нет возможности стереть лишний блок |
Самостоятельное черчение каждого блока, рисование стрелок благотворно влияют на работу мозга |
В результате карта получается очень большая – одного листа часто не хватает, а на больших ватманах А2 или А1 рисовать неудобно |
Нет возможности скрыть те блоки, с которыми в данный момент не ведется работа |
Более современный способ создания карт – специальные приложения на компьютере. Работать с ними удобно по нескольким причинам:
блоки добавляются в 1–2 клика;
легко изменить текст, его размер или цвет (если требуется акцентировать внимание);
с помощью кнопок «+» или «-» можно развернуть или свернуть блоки;
блоки можно передвинуть, поменять местами, изменить их положение на карте.
Рекомендации по созданию
Основные рекомендации мы уже дали в пошаговом описании. Теперь дадим несколько советов, последуйте им и создадите диаграмму, более легкую для восприятия, понимания и запоминания.
Используйте по возможности объемные изображения, фигуры, выпуклые буквы.
Используйте цвета, контраст, чтобы проще было считать интеллект-карту.
Уменьшайте размеры объектов и толщину линий: чем дальше от главной идеи, тем меньше должен быть блок с информацией.
Размещайте объекты в некотором удалении друг от друга
Важно, чтобы вы смогли легко воспринять общую картину. Сокращайте понятия, описывайте элементы лаконично, чтобы вместить все объекты на лист
Пишите разборчиво, если создаете схему вручную.
Пронумеруйте мысли, чтобы видеть последовательность.
Философия
Чем индивидуальнее ваша ментальная карта, тем лучше. Ведь именно ваше личное мышление его осмысляет. Это выводит нас к вопросу о понимании, которое все-таки происходит в наших головах, а не в книгах и учебниках. И здесь очень к месту слова Мераба Мамардашвили:
«Мы попытаемся подойти к материалу так, чтобы в нем почувствовать те живые вещи, которые стоят за текстом и из-за которых собственно, он и возникает. Эти вещи обычно умирают в тексте, плохо через него проглядывают, но тем не менее, они есть. И читать тексты и рассуждать о них имеет смысл тогда, когда ты не догматической ученостью себя наполняешь, а восстанавливаешь именно живую сторону мысли, из-за которой они создавались. Лишь в этом случае, когда мы встречаемся с текстом через две тысячи лет после его создания, он оказывается для нас не элементом книжной учености, а, скорее, конструкцией, проникнув в которую, мы можем оживить те мысленные состояния, которые находятся за текстом и возникли в людях посредством этого текста.»
Идея Тони Бьюзена как раз и заключается в создании такой «несущей конструкции», призванной помочь восстановить живые мысли, находящиеся за скучным текстом, или создать их, если использовать майндмэппинг в качестве инструмента для создания новых идей. Ведь память и креативность — в сущности, две стороны одного процесса: память воссоздаёт прошлое, а креативность создаёт будущее.
Особое изящество идее придают параллели между организацией мышления посредством ментальных карт и устройством человеческого мозга: во-первых, сам нейрон выглядит как мини-майндмэп (ядро с ответвлениями), во-вторых, мысли на физическом уровне отображаются как «деревья» биохимических импульсов.
Как я уже сказал вначале, сфера эффективного применения майндмэппинга чрезвычайно широка. Это и планирование (например, дня, встречи, статьи, проекта), и обучение, и организация информации, и способ разобраться в проблеме, и создание идей, и даже сочинение сказок в семейном кругу (Бьюзен очень интересно об этом рассказывает). Конечно, я не смогу здесь изложить ни всей книги (которую очень рекомендую), ни своего личного опыта. Скажу только, что майндмэппинг — это в каком-то смысле искусство, поэтому требуется практика для того, чтобы научиться рисовать красивые майндмэпы. Но это искусство естественно для нашего мышления и доступно каждому. И оно помогает жить.
Заметки по теме:
- Ментальные карты для изучения языка.
- Омега-мэппинг: технология создания радикальных идей и решения проблем, основанная на визуализации основных этапов творческого процесса.
Ссылки по теме:
- Сайт Тони Бьюзена: Buzan Centres
- Блог Mapping Techniques
- Freemind — Бесплатный софт для построения ментальных карт
- Заметка Юрия Шиляева про использование ментальных карт в проектировании сайтов
- Статья Тимура Василенко на improvement.ru
- Страница об интеллектуальных картах Canva
Примеры
Три метода майндмэппинга (Paul Forman)
Выбор пути из противоположностей (Paul Forman)
50 вдохновляющих идей (Paul Forman)
За пределами зоны комфорта (Paul Forman)
КАК ДЕЛАТЬ МАЙНД-КАРТЫ?
Процесс создания карты мыслей творческий, можно даже сказать, что в некотором смысле это искусство. Нет никаких строгих правил и формальностей. Но чтобы освоить майндмэппинг и использовать его во благо, нужно знать основные принципы и техники построения. К ним и обратимся.
Принцип построения
Метод построения интеллект-карт напоминает мне основной принцип работы художников: от общего к частному.
У майнд-карты древовидная структура. Есть центр и ответвления. Иерархия выстроена от главного, самого крупного уровня до второстепенного. Есть центральный образ, который может выглядеть как название темы, звучать как вопрос или быть графическим образом (рисунком, пиктограммой, фотографией), иллюстрирующим предмет изучения. Ему-то, а точнее, его раскрытию, и будет посвящена вся карта. Рассмотрим на примере (рис. 3).
От центрального понятия отходят толстые ветви первого уровня. Тони Бьюзен называет их основными идеями (basic ordering ideas, BOI). Это фундаментальные темы, названия глав в книге ваших мыслей (рис. 4).
Далее идет второй уровень понятий, которые уточняют и развивают глобальную идею первого уровня. Третий, четвертый и т.д. Можно добавлять сколько угодно уровней (рис. 5).
Попробуйте нарисовать хотя бы одну карту. Уверена, что очень быстро вы осознаете, насколько это естественно и увлекательно. Да, интеллектуальные карты действительно бесконечный мыслительный процесс.
Расположение
Можно рисовать майнд-карту, размещая центральный образ слева, справа, сверху, по центру. Лист бумаги при этом удобнее располагать горизонтально. Так у вас будет больше свободного места для нескольких уровней идей. Не мельчите, чтобы между понятиями был «воздух», иначе будет трудно понять, что к чему относится. Смысл карты все же в упрощении понимания сложного, а не наоборот! Рисуйте так, чтобы в ней мог разобраться и неподготовленный человек. Это особенно актуально, если вы используете интеллект-карту для введения новичков в курс дел команды.
Слова могут располагаться как внутри толстых ветвей каждого уровня, так и над ними. Кроме того, можно добавить соединяющие стрелки между понятиями разных уровней, чтобы показать, как они «контактируют» друг с другом. Вам будет проще запомнить то, что имеет логическую связь.
Можно выработать свою систему
Например, сверху располагать то, что более важно, и т.д
Оформление
Майнд-карта – довольно емкий инструмент, поэтому каждую идею нужно выражать кратко. Желательно использовать одно ключевое слово, избегая фраз или предложений, чтобы была свобода для дальнейшего развития, простор для мысли. А еще лучше выразить идею рисунком или символом. Яркие образы будут рождать ассоциации.
Пофантазируйте над оформлением, чтобы карта хорошо читалась. Используйте разные цвета, формы ячеек и их размеры для упрощения восприятия. Каждое ответвление от центрального образа выделите определенным цветом. Только не переусердствуйте! Больше восьми цветов будет сложно воспринимать. Линии между разными уровнями могут быть объемными, закрашенными или полыми, а слова – обведены в круги. Используйте фигуры разных размеров для иерархии, различные шрифты и начертания. Повторюсь: мы составляем карту не с целью что-то сокрыть, утаить, а потом мучительно расшифровывать. На ум приходит: «Станьте проще – и люди к вам потянутся». В нашем случае вы сами досконально разберетесь в вопросе, нарисовав подробную карту, а затем в зависимости от задачи − донесете каждый аспект до команды, назначите ответственных или постепенно выполните все самостоятельно. Поэтому простота и еще раз простота.
Логические модели в майнд-картах
- Блок + список. Позволяет визуализировать большое количество задач. Подходит для бизнес-планов организаций, плана устного выступления перед аудиторией (рис. 6)
2. Иерархия. В центре – ваша цель. Ответвления первого уровня – это направления деятельности, а второго уровня – конкретные задачи для достижения цели. Так может быть представлен экшен-план по проекту или график на неделю (рис. 7).
3. Взаимосвязанная. Если нужно подчеркнуть связь между элементами, используйте линии, стрелочки, одинаковые цвета, математические знаки (рис. 8).
Программные средства майндмэппинга
Интернет-сервисы:
-
bubbl.us
– бесплатно только 3 карты;
– англоязычный интерфейс;
– сохранение карты как изображения;
– можно поделиться картой, отправить по почте;
– возможно без авторизации создать карту без онлайн-сохранения.Помощь > > > -
cacoo.com
– бесплатный сервис;
– русскоязычный интерфейс реализован частично (после авторизации можно установить русский язык, но не все элементы будут на русском);
– сохранение карты как изображения;
– можно поделиться картой, отправить по почте, встроить карту в свой интернет-ресурс;
– возможна совместная работа с картой нескольких человек.Помощь > > > -
mindmeister.com
– бесплатно только 3 карты;
– русскоязычный интерфейс;
– расширенные по сравнению с bubbl.us возможности редактирования;
– сохранение карты как изображения;
– можно поделиться картой, отправить по почте, встроить карту в свой интернет-ресурс;
– возможно без авторизации создать карту без онлайн-сохранения.Помощь > > > -
Canva.com
— бесплатный сервис (в рамках международного социального проекта “Canva для образования” учителя могут подать заявку на получение бессрочного бесплатного доступа к премиум-версии Canva Pro);
— русскоязычный интерфейс (для работы доступны более 450 кириллических шрифтов);
— большое количество шаблонов;
— встроенный редактор позволяет подобрать оптимальное сочетание цветов;
— возможно работать в команде (класс. группа);
— к каждому отдельно взятому элементу майндмэп участники команды могут оставлять комментарии;
— готовые интеллект-карты можно скачать в формате изображения, PDF-файла, встроить в интеренте-ресурс, сохранить в личном облачном хранилище файлов (Google Drive, Dropbox, OneDrive) и т.д.
— есть веб-версия и версии для мобильных устройств (Android и iOS) (все изменения синхронизируются автоматически).Помощь >>>
Бесплатные программы для установки на персональном компьютере:
-
Freemind — одна из самых распространенных бесплатных программ по построению ментальных карт
– интуитивно понятное управление;
– наличие основных функциональных возможностей для построения Mind maps;
– возможность сохранять карту в различных форматах (jpeg, pdf, html и др.);
– необходимо перед инсталляцией программы установить Java;
– невозможно прикреплять документы и файлы к веткам;
– графические элементы достаточно низкого качества, однако можно прикреплять собственные. -
XMind — бесплатная программа по созданию ментальных карт, для регистрации достаточно заполнить небольшую форму на сайте
– после регистрации на сайте можно выкладывать свои карты на одноименном интернет-ресурсе;
– за небольшую плату можно получить дополнительные возможности: аудиозаметки, совместное использование карты, информацию о задачах, фильтрацию, режим презентации;
– в бесплатной версии отсутствует конвертация файлов в pdf, текстовый документ, PowerPoint, MindManager. -
Edraw Mind Map (Free Version) — бесплатная программа для рисования ментальных карт, отличается от своих аналогов тем, что построена на векторной графике. Построение ментальных карт в данной программе напоминает сборку конструктора: в любую часть рабочего пространства можно добавить картинку, стрелку, топик;
– много вариантов дизайна графических элементов (стрелки, топики, линии, фон);
– большой простор для творчества, т.к. элементы можно добавлять в любую часть рабочего пространства;
– можно при помощи «карандаша» рисовать линии любой формы и размера и подписывать их;
– любой векторный редактор отличается от привычной работы с растровыми изображениями;
– если нет опыта работы с векторной графикой, какое-то время нужно будет потратить на то, чтобы привыкнуть.
Подробнее об истории создания интеллект-карт и майндмэппинге — в презентации > > >
Типы ментальных карт (форматы визуализаций)
Современные компьютерные программы и онлайн-сервисы позволяют использовать разные форматы визуализации, а некоторые ПО (в частности XMind) объединять разные типы ментальных карт на одном экране.
Схемы
В обычном виде ментальная карта представляет собой древовидную схему: в центре главная идея, а от неё идут ветви первого уровня, от них ветви второго уровня.
Структура
В программе XMind существуют форматы визуализации идей, созданные для бизнес-целей: три вида схем и таблица. Первым видом схемы является структура. С помощью такого формата отображают организационную структуру компании: указывают в виде блочной древовидной структуры (разветвляющейся вниз) места начальников и подчиненных.
Схема «Fishbone»
Второй вид схемы для бизнес-целей – Fishbone. Схемы Fishbone получили такое название, поскольку главная идея изображается как голова рыбы, а сопутствующие прорисовываются от головы к «хвосту». Таким образом изображают связи между идеями и событиями. Результат называют причинно-следственной диаграммой. Такой способ визуализации придумал профессор К. Исикава.
Таблица
Таблицы позволяют сравнивать отдельные элементы проектов. В программе XMind такой формат известен под названием «матрица».
Временные графики
Под этим названием подразумевается формат визуализации, который позволяет отобразить хронологический порядок изменений. На временных графиках обычно фиксируют изменение определенных показателей во времени.
Как создать? Пошаговая инструкция и рекомендации
Ментальную карту можно создать на бумаге, используя цветные карандаши, фломастеры, стикеры. А можно воспользоваться графическим редактором или специальными программами.
- Размещаем в центре главную идею (её образ).
- От нее отводим ветки 2-4 и более. У каждой ветки может быть свой цвет. На конце ветки описываем связь с главной идеей (или пишем ключевые ассоциации, раскрывающие главную идею). Добавляем иллюстрирующие картинки, символы или графику. Это связи первого уровня.
- От каждой ключевой под-идеи ведут ветки к ассоциациям второго уровня. Как правило, первым делом вписывают категории (то, чем оперирует человек, думая о главной идее). А во втором уровне прописываются конкретные задачи, ассоциации, связи.
- Рисуем третий, четвертый и последующие уровни: прорисовываем уровни, пока автор не посчитает схему законченной. Простой считается карта с тремя уровнями. Наброском – с одним уровнем. Диаграмму с четырьмя и более уровнями читать сложно. Если нужно больше, делают ссылку на новую карту и уже в ней расписывают необходимые детали.
- При необходимости рисуем стрелки, демонстрирующие связь между понятиями, ассоциациями. Стрелки могут быть везде: связь может прослеживаться между под-идеей и одним из понятий второго уровня, между понятиями разных уровней. Для наглядности можно также обвести все связи каждой из веток, добавить заметки к блокам.
Например, мы хотим принять важное решение – переезд в другой регион. Основную идею описываем одним словом – переезд
Слева у нас будут плюсы, справа минусы.
Глядя на такую схему, становиться ясно, что некоторые плюсы равноценны минусам (их можно вычеркнуть). Большая зарплата компенсирует разницу в стоимости продуктов. Иногда наличие перспектив важнее, чем близость с родственниками. Трудности переезде можно пережить, если перспективы стоят того. Такое движение мысли, рождаемое в процессе построения ментальной карты приводят нас к единственно правильному для нас решению – к необходимости переезда. Конечно, это грубый пример, но очень наглядный.
Рекомендации по созданию
Основные рекомендации мы уже дали в пошаговом описании. Теперь дадим несколько советов, последуйте им и создадите диаграмму, более легкую для восприятия, понимания и запоминания.
Используйте по возможности объемные изображения, фигуры, выпуклые буквы.
Используйте цвета, контраст, чтобы проще было считать интеллект-карту.
Уменьшайте размеры объектов и толщину линий: чем дальше от главной идеи, тем меньше должен быть блок с информацией.
Размещайте объекты в некотором удалении друг от друга
Важно, чтобы вы смогли легко воспринять общую картину.
Сокращайте понятия, описывайте элементы лаконично, чтобы вместить все объекты на лист.
Пишите разборчиво, если создаете схему вручную.
Пронумеруйте мысли, чтобы видеть последовательность.
ГДЕ СОЗДАВАТЬ МАЙНД-КАРТЫ?
Ментальные карты могут быть бумажными (созданными в блокноте или на флипчарте и т.п.) или электронными (разработанными в специальных приложениях на смартфоне или в веб-версиях на компьютере). Считается, что лучше рисовать ее от руки, ведь сам процесс рисования стимулирует работу мозга, а он в свою очередь генерирует больше идей (а это нам как раз и нужно). Электронные карты получаются менее творческими, более утилитарными, ими легко делиться с коллегами и сохранять как отдельные файлы. Они подходят для более долгосрочных проектов, к которым нужно постоянно возвращаться. Это не альбомный лист, который может помяться и случайно угодить в мусорную корзину!
Что в итоге предпочесть, решать вам. Очевидно, что нужно проверить в действии и тот и другой вариант. И кстати, в некоторых случаях сама задача может стать подсказкой, где ее следует визуализировать.
Диджитал: приложения и веб-сервисы для работы на компьютере, планшете, телефоне
Идеально, если программа поддерживается на всех устройствах – и на рабочем компьютере, и на ноутбуке, и на планшете и смартфоне, чтобы иметь возможность возвращаться к своим ментальным картам в любое время.
Есть приложения на любой вкус. Стоит протестировать несколько, чтобы понять, какой интерфейс и визуальное оформление нравятся больше. Здесь все индивидуально, поэтому эффективно будет только то приложение, которое вы будете использовать регулярно.
Среди популярных приложений для составления майнд-карт можно выделить следующие в порядке рейтинга в AppStore:
- XMind;
- SimpleMind;
- MindMeister;
- MindNode;
- Miro.
У каждого приложения есть бесплатная версия, а также расширенный функционал по подписке. Большинство из них русскоязычные, кроме Miro – оно на английском.
От создателя Тони Бьюзена – Ayoa. Также интересны по дизайну Venngage, Coggle. Там можно найти множество шаблонов и вдохновиться идеями других пользователей.
Подробнее ознакомиться с анализом приложений можно по ссылкам:
- https://in-scale.ru/blog/majnd-karta — топ-20 сервисов и руководство с примерами.
- https://smallbiztrends.com/2020/07/mind-map-tool.html — июльский обзор программ 2020 года.
Карты от руки: блокнот / флипчарт / доска + ручка / цветные карандаши / маркеры
Майнд-карты, которые касаются личных проектов и дел, лучше рисовать от руки. Проверено на собственном опыте! Создание майнд-карты – по-настоящему творческий процесс. В нем вы пройдете все четыре этапа творчества, о которых пишет Грэм Уоллес в своей книге «Искусство мышления»: подготовку, инкубацию, озарение и проверку.
Ментальные карты могут быть очень замысловатыми (рис. 18).
Как еще использовать майнд-карты?
Уже не новость, что ментальные карты завоевывают все большую популярность в… бизнесе. Да, этот инструмент, можно сказать, стал вторым помощником (после основного, конечно, без которого руководителю пока не обойтись) в организации и оптимизации самых разных процессов. Например, он позволяет сделать презентацию для клиентов, описав преимущества нового продукта, разработать структуру сайта или представить потенциальным инвесторам стратегию развития. Или же ваша цель – выход на новый рынок, а может, оптимизация расходов, создание сильного HR-бренда, внедрение принципов бережливого производства в офисе.
Какая бы цель перед вами ни стояла, попробуйте визуализировать все аспекты на пути к ней в виде интеллект-карты. Обязательно добавьте ветки – мини-задачи, которые предстоит решать по ходу. Очевидно, что сбиться с пути при таком наглядно заданном маршруте будет затруднительно. Ниже приведены примеры, как еще можно использовать ментальные карты в целях бизнеса (рис. 19, 20).
1. Ценности, планы и стратегия компании
2. SWOT-анализ
Как составить интеллект-карту
Диаграммы связей можно рисовать на доске, планшете или бумаге, однако для воплощения идеи может не хватить стандартного листа A4. К тому же в бумажном варианте не так-то просто исправлять ошибки и что-то менять. Также используют стикеры: лучше запастись разноцветными листочками, чтобы наглядно представлять идеи на разных уровнях схемы. Чтобы обозначать связи, пригодятся самоклеящиеся узкие закладки (если вы создаёте ментальную карту прямо на стене) или маркер (если работаете с доской).
Существует и множество цифровых сервисов, которые предлагают удобные инструменты и готовые шаблоны для создания интеллект-карт:
- MindMeister,
- Miro,
- XMind,
- MindMup,
- Mind42 и другие.
Их преимущество в том, что можно аккуратно и быстро вносить исправления, а также прикреплять заметки, сноски, изображения, ссылки на дополнительные материалы. Как правило, подобными сервисами можно пользоваться бесплатно с набором стандартных функций — или же предлагается бесплатный пробный период.
Независимо от способа создания, интеллект-карта всегда будет обладать древовидной структурой, обозначающей иерархию между элементами. На примере простой карты с классификацией произведений Пушкина и с помощью сервиса MindMeister покажем, как выстраивается такая структура.
В центре всегда находится ключевая идея, тема, проблема, задача или название проекта. Лучше выделить её ярким цветом и записать крупным шрифтом. В нашем примере это «Творчество Пушкина».
Скриншот: сайт MindMeister
Затем переходим к первому уровню — ключевым категориям, подразделам, ступеням или главам, которые относятся к центральной идее. Лучше всего давать им короткие названия из 1–2 слов. Можно прикрепить к категориям первого уровня изображения, которые ассоциируются с их содержанием.
Скриншот: сайт MindMeister
На втором уровне мы раскрываем содержание названных категорий, добавляем связанные подтемы и понятия. В нашем случае это жанры произведений Пушкина.
Скриншот: сайт MindMeister
На третьем уровне и далее мы переходим к конкретным идеям, детализации. Чтобы наглядно представить иерархию, используйте для разных уровней разные цвета или уменьшайте размер шрифта по мере удаления от центра. Однако не рекомендуется добавлять больше четырёх уровней, иначе карту будет просто неудобно воспринимать.
В итоге наша интеллект-карта из трёх уровней выглядит вот так:
Традиционная система записи
В линейной записи обычно используются текст с заголовками, списки, таблицы и схемы. Вещи вроде бы простые и логичные. Однако всем знакомо усилие, которое приходится прилагать, вчитываясь в конспект, даже сделанный самолично. Почему?
Записанное трудно запомнить и еще труднее восстановить в памяти. Это происходит потому, что визуально такая запись выглядит монотонно, с постоянно повторяющимися элементами — словами, абзацами, списками и т.д. А мы, когда у нас перед глазами плывут монотонные картинки, легко отключаемся.
В таком конспекте трудно выделить главное. Обычно главные идеи мы запоминаем благодаря особым ключевым словам, которые для нас являются носителями впечатлений об идее. Этих слов немного и они теряются в массе ничего для нас не значащих, обычных слов.
Время при такой записи расходуется очень неэффективно
Мы вначале записываем много ненужного, а потом вынуждены это ненужное читать и перечитывать, пытаясь найти те самые ключевые слова и определить степень их важности.
Последствия всего этого обширны и разнообразны: скука, рассеянность, неусвояемость информации, трата времени, ощущение собственной тупости, тихая ненависть к изучаемому предмету и так далее. Причем бывает так, что чем старательнее мы записываем, тем хуже результат, потому что мы вынуждены больше бороться с самими собой, а это утомляет.
Выводы
Как я уже писал в начале статьи, идеального решения на все случаи жизни найти не удалось, но сделать определенные выводы и подобрать инструменты для определенных целей вполне можно.
Первый напрашивающийся вывод — десктоп уже не тот. В том плане, что не приходится выбирать из standalone-приложений, заточенных на работу в оффлайне без использования браузера.
Дальнейшие выводы — по веб-приложениям (с учетом, что мы не хотим попасть на постоянные платежи по подписке, то есть выбираем из бесплатных вариантов):
- Из веб-приложений для создания MindMaps-ов мой фаворит на сегодняшний день — Mind Map Maker. Он удобен в работе и создает визуально приятные майндмэпы, при этом абсолютно бесплатен.
- Если возможностей MindMapMaker-а мало и хочется дополнительных фишек, то можно использовать WiseMapping, который тоже бесплатен и в плане этих самых фишек чуть более функционален, но при этом визуально результат чуть похуже.
- Если вас не смущает, что созданные вами карты будут общедоступными, тогда хорошим выбором может стать Coggle.
И да, я знаю, что существует множество неплохих веб-сервисов для майндмеппинга (например, MindMeister), но они как правило не укладываются в критерий бесплатности с сохранением приемлемой функциональности. В том же MindMeister можно создавать всего 3 карты в бесплатном аккаунте, больше — только по подписке.
Ну и интересное открытие, связанное с сервисом Zenkit и не связанное напрямую с MindMaps-ами. Можете попробовать этот сервис в работе, если вы ищете альтернативу для Trello, в которой можно было бы иметь различные представления для одной и той же структурированной информации (канбан-доска, список, таблица, календарь, mindmap).