Теологическая теория происхождения государства

Теология и вера

Иногда говорят, что теологи обладают религиозным православным или, например, исламским мировоззрением, поэтому теология якобы не является светской наукой. Но ведь и мировоззрение не является ни наукой, ни профессией. Мировоззренческие установки, среди которых и религиозные взгляды, свойственны всем без исключения людям — это непреложный факт, как и факт, что многие ученые и педагоги исповедуют конкретные религиозные убеждения — химики, физики, геологи, биологи, историки и многие другие, кстати, и религиоведы тоже. У нас большая часть членов Российской академии наук свидетельствуют о своей вере и это не лишает их права на профессиональное занятие наукой и педагогической деятельностью как отраслями хозяйства.

Так что рассматривая предметное поле той или иной научной отрасли и специальности, квалификационный уровень и профессионализм тех, кто ею занимается, не стоит смешивать их качественно-количественные характеристики с мировоззренческим выбором человека.

Даже и не представляю, как и по таким основаниям можно отрицать предметное поле теологии. Ведь в гуманитарной науке есть различного порядка объекты исследования. Для любого образованного человека это очевидно.

Как поступить на религиоведение и теологию

Для поступления на бакалавриат по религиоведению, код специальности которой 47.03.03, потребуется сдавать такие основные предметы:

  • русский язык;
  • историю.

А среди дополнительных могут быть:

  • обществознание;
  • иностранный язык;
  • литература;
  • география.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Известный венгерский философ и религиовед Мирча Элиаде написал много значимых книг по истории религии. Среди них «История веры и религиозных идей» в трёх томах, «Йога: бессмертие и свобода», «Религии Австралии» и другие.

А чтобы поступить на специальность «Теология» в вузы, которая имеет код 48.03.01, необходимо готовить следующие предметы:

основной предмет — русский язык.

А из дополнительных выбирать два предмета из следующих:

  • историю;
  • обществознание;
  • литературу;
  • иностранный язык;
  • географию.

Очень часто многие теологические вузы проводят дополнительные испытания среди абитуриентов, чтобы оценить уровень их интеллектуальной и моральной подготовки.

Список российских учебных заведений по специальности теология

Если же вы хотите изучать именно теологию, стоит учесть следующий момент при выборе вуза: поступая в светский вуз на богословское отделение, вы не сможете служить в церковных учреждениях.

Это образование поможет получить лишь идеологическую или исследовательскую позицию. Если же ваша цель — церковная карьера, лучше подобрать программу обучения в теологическом университете.

Теология: вузы Москвы

Чтобы пройти обучение по специализации «Теология» в Москве, стоит присмотреться к следующим вузам:

  1. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет.
  2. Свято-Филаретовский православно-христианский институт.
  3. Еврейский университет.
  4. Славяно-Греко-Латинская академия.
  5. Московский православный институт святого Иоанна Богослова.
  6. Московский государственный лингвистический университет.
  7. Российский государственный социальный университет.
  8. Московский исламский институт.

В Санкт-Петербурге теологию можно изучать в следующем вузе:

  1. Русская христианская гуманитарная академия.

Теология: другие вузы России

В других городах Российской Федерации также представлены университеты и институты, которые предлагают абитуриентам изучать теологию:

  1. Смоленская Православная Духовная Семинария.
  2. Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского.
  3. Армавирский Православно-Социальный Институт.
  4. Белгородский государственный национальный исследовательский университет.
  5. .
  6. Тульский государственный университет.
  7. Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина.
  8. Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского.
  9. Донской государственный технический университет.
  10. Институт истории и государственного управления Башкирского государственного университета.
  11. Омский государственный университет имени Ф.М. Достоевского.

Надеемся, вы разобрались, в чём различие между религиоведением и богословием. А значит, теперь точно знаете, в какие университеты, преподающие религию, стоит подавать документы.

И помните — если понадобится помощь во время обучения, обращайтесь в студенческий сервис. Наши эксперты справятся даже с самыми сложными темами курсовых и дипломных работ, чтобы вы учились на отлично!

Главные положения

Теории, опирающиеся на божественное происхождение людей и государства, возникли в эпоху феодализма. Первоначально гипотезу о том, что всё создано Всевышним, выдвинули мыслители Древнего Египта, а немного позже подобные убеждения распространились и стали популярными в Вавилоне. Впоследствии взгляды отдельных учёных получили развитие и сформировались в несколько постулатов и догм.

Фундаментом теологической теории является убеждение, что государство — это структура, предложенная Богом и существующая согласно его воле. Следовательно, простой народ не должен подвергать сомнению целесообразность принимаемых законов и действий правителей. Последние считаются посредниками между Богом и людьми, почти так же, как священнослужители.

Характеристика и сущность теологической концепции появления правового государства:

  • Государственное устройство незыблемо и вечно, власть и порядок, предложенный ею, существуют по воле Бога.
  • Наука, законы и любые указы, издаваемые правителями, имеют божественную суть. Они не должны подвергаться критике или сомнениям.
  • Главный изъявитель воли Бога на земле — Папа Римский.
  • Государи и другие представители руководящей системы управляют страной, имея на то главное основание — божье волеизъявление. Простые граждане не вправе вмешиваться в политику, так как Бог не наделил их соответствующими полномочиями.
  • Всякий, кто посмеет критиковать, осуждать власть или попытается совершить переворот, идёт против воли Всевышнего, а значит, совершает ужасный грех и будет наказан. С благоговением и почитанием нужно относиться как к монарху, так и к государевым мужьям (чиновникам всех рангов).

Кратко их можно представить в виде перечня:

  • патриархальная;
  • договорная;
  • насильственная;
  • органическая;
  • автоматическая (обусловленная специализацией труда);
  • материалистическая (марксистская);
  • психологическая;
  • патримониальная;
  • спортивная;
  • ирригационная (гидравлическая).

Трактовка термина

Давайте для начала узнаем, что нам говорит Википедия о том, что такое теология и как ее понимать. Данный термин имеет греческое происхождение, и состоит он из двух слов: «Тео» – Бог и «логос» – слово или знания.

Получается, что изучает вопросы Бога, религии и вообще всего духовного научная дисциплина.

Для многих такое суждение кажется на первый взгляд диким, но стоит лишь прикоснуться в данной отрасли знаний, как сразу все станет на свои места.

Если дать более точное определение тому, что такое теология, то можно сказать, что это наука, которая занимается систематическим изложением, а также толкованием определенного учения о Боге или о религии.

Изучаются догматы, история, зарождение и особенности применения на практике того или иного верования.

Новости по теме

Есть ли в России религиозная культура? При употреблении словосочетания «религиозная культура» в первую очередь в памяти всплывает личный опыт. Седовласый протоиерей гневно отчитывает молодую девушку, возможно, впервые зашедшую в храм, за «неподобающий внешний вид», который заключался в коротких рукавах и джинсах. Прекрасная дочь религии Культура — это прекрасная дочь религии. Это носительница семян созидания и тени совершенства, это та ступень к небу, пройдя которую, мы входим в пространство духа и созерцания премудрости Творца. Культура или культ? Что такое культура? В чем различие религиозного культа и религиозной культуры и на каком этапе культовые формы переходят в чисто культурные явления? Над этими и другими вопросами рассуждают студенты Сретенской духовной семинарии.

Это интересно: Что такое фарисейство и кто такие фарисеи?

У Аврелия Августина

Вторым основоположником теологической теории является Аврелий Августин. Его работы основывались на понимании государства как наказания людям за их грехопадение, власть досталась монархам не по крови, рождению или выбору, а дана свыше, в отдельных случаях сам Бог выбирал правителя, как это было с Моисеем, правителем Израиля.

Зарождение государственности философ описал в своей работе «О граде божьем», где четко прослеживается негативное отношение автора к государству, где оно рассматривается как система для угнетения одних масс людей другими, а единственным, кто мог бы на это повлиять, был Бог.

Если следовать учению Августина, единственно верной и справедливой формой власти является христианское государство, ведь именно оно предполагает главенство церкви и ее духовных служителей. И поскольку главной целью жизни людей является спасение перед Страшным Судом, то все должны повиноваться исключительно церкви, ведь ее действия – это воля Бога. Из этого следовало, что распространение христианства, а также насильственное обращение в веру – благое дело, ведь этими самыми действиями государство напрямую реализует свои функции: борьбу с еретиками, помощь церкви и защиту граждан, как от внутренних, так и от внешних угроз.

Теологическая теория не основывается на научных фактах, а опирается исключительно на веру, ввиду чего ее невозможно доказать или опровергнуть. На сегодняшний день данную гипотезу возникновения государства поддерживает католическая церковь, но того былого влияния, как в древности и средние века уже нет.

Читать о других теориях происхождения государства и права:

  1. Теологическая теория государства и права
  2. Патриархальная теория государства и права
  3. Договорная теория государства и права
  4. Марксистская теория (классовая) государства и права
  5. Теория насилия государства и права
  6. Органическая теория государства и права
  7. Расовая теория государства и права
  8. Теория инцеста государства и права
  9. Ирригационная теория государства и права
  10. Феноменологическая теория государства и права
  11. Экзистенциальная теория государства и права
  12. Историческая теория государства и права
  13. Потестарная теория государства и права
  14. Школа позитивного права
  15. Школа естественного права

В широком значении

Так как Википедия дает нам весьма «сухое» понятие, мы решили расширить его, узнав более детально все тонкости рассматриваемой дисциплины.

Ее можно идентифицировать как исследование природы и всего, что нас окружает, с критической, но вместе с тем с Божественной точки зрения.

Суть ее изложения заключается в том, что Бог присутствует абсолютно во всем, что нас окружает, – в физических предметах, в природных явлениях, в наших переживаниях, мыслях и действиях, даже в паранормальных явлениях.

Изучение этой дисциплины в университетах ранее велось в рамках определенных предметов – философия религии, нейропсихологии и религиоведение. Совсем недавно появился факультет под названием «Теология», обучение на котором проходит сопряжено с посещением духовной семинарии.

Стоит четко понимать, что данная наука изучает природу, основы и догмы религии. Здесь нет места опровержению чего-либо, но есть место критике

Здесь не руководствуются точными фактами или формулами, но обращают внимание на аргументы, доказательства и законы Божьи

Возведение этого учения в ранг наук позволит современным духовникам и их последователям более точно интерпретировать религию, понять ее суть, происхождение и предназначение. 

Возможно, некоторые факты, в которые ранее нас заставляли верить, отвернутся, появятся новые. Но основа останется незыблемой – все, что нас окружает, пропитано энергией Всевышнего.

https://youtube.com/watch?v=hpp4cKbnxPY

Вселенские соборы

Средневековая теология была самой насыщенной по количеству мнений. После того как время гонений на христиан наконец-то закончилось, внезапно обнаружились новые проблемы. Это были внутренние несостыковки в учении, из-за которых возникало много ересей

Обратили на них внимание почему-то только в это время, хотя они были и раньше

Так вот, мудрые люди пришли к выводу о том, что для того, чтобы прекратить это и предотвратить в будущем, необходимо создать конкретную систему церковного учения. Так было положено начало Вселенским соборам, на которых решалась судьба учения. На первом из них решили, что христианская вера – это вера в Троицу. Выходной день перенесли с субботы на воскресенье, а верующим в Спасителя разрешили не молиться в синагогах.

Теология — это наука или нет?

Теология — это наука о Боге, о философском познании его сущности, о природе религиозных истин. Современная концепция дисциплины имеет истоки в древнегреческой философии, но своё основное содержание и принципы она получила с появлением христианства. Продуманная этимологически (от греческих слов – «Theou» и «logos»), объективно она означает учение, субъективно — совокупные знания исключительно в контексте «богооправдания».

Если говорить о языческой мифологии или еретических идеях, содержащих, по мнению Церкви, серьезные ошибки, то в этом случае она рассматривается как ложная. По словам влиятельнейшего философа и политика эпохи раннего средневековья Аврелия Августина, теология – это «рассуждения и обсуждения относительно Бога». Она прочно связана с христианскими доктринами.

Какова её цель? Дело в том, что существует очень много ученых, позиционирующих себя в качестве теологов, но некоторые из них занимаются лишь накоплением определенных фактов. Только немногие работают над исследованиями и в состоянии высказать собственное мнение. Слишком часто случается так, что многие люди только доказывают друг другу что-то, забывая о том, что теология – это, прежде всего, научная дисциплина, и она должна соответственно функционировать, опираться на исследования и понимание новых идей.

Богословы используют различные формы её анализа: философский, исторический, духовный и другие. Это должно помочь объяснить и сравнить, защитить или продвинуть любые из бесчисленных религиозных тем, обсуждаемых неодинаково различными движениями. Например, известное движение «теология освобождения» интерпретирует учение Иисуса Христа в связи с необходимостью освобождения бедных людей от тяжелых экономических, политических, социальных условий. Надо сказать, что сегодня в академических кругах дисциплины проходят дебаты и относительно того, является ли она специфической для христианства или может распространяться на другие культовые традиции. Хотя, как известно, научные запросы характерны, например, для буддизма. Они также посвящены исследованию понимания мира, только, соответственно, в контексте этого учения. Но поскольку в нем отсутствует концепция теизма, его предпочитают обозначать как философию.

Существует пять видов научного познания. Естественное, библейское, догматическое, практическое и «собственное» богословие. Первое ограничивается фактом существования Бога. Самый известный труд, имеющий непосредственное отношение к этому убеждению, — «Сумма теологии» Фомы Аквинского, в котором он доказывает существование Бога аргументами, известными как «пять путей». Второе ограничивается библейским откровением, его единственным источником, независимо от каких-либо философских систем, является Великая Книга. Третье относится к тем истинам, в которые абсолютно уверовали. Четвертый вид связан с тем, каковы функции этих убеждений, какую роль они играют в жизни реальных людей. Пятый вид — это понимание и познание Бога человеком.

Так или иначе, но возникает вопрос: «Действительно ли теология – это наука в подлинном смысле этого слова, учитывая её существенную зависимость от Церкви?» Не являются ли все доказательства, должные продемонстрировать истинность и непогрешимость догмы, всего лишь диалектической игрой? Сегодня эта дисциплина во всем мире испытывает определенный регресс. Во многих странах теологические факультеты, все еще существующие в государственных университетах, рассматриваются как бесполезный балласт, слышатся требования перевести их в епископские семинарии, чтобы они не могли больше «травмировать» интеллектуальную свободу людей.

Теология будущего

В мире происходят, с одной стороны, мощные тенденции по унификации и глобализации, что неизбежно приводит к мощному взаимопроникновению культур. С другой, медленно наступающая эпоха метамодерна толкает людей на поиск своих корней и путь «духовного аристократизма». В этих условиях и государству, и Церкви нужны специалисты, способные на понятном языке говорить о Боге. Как ни парадоксально, растет и интерес к церковной культуре древности, истории, письменным источникам и их пониманию. И здесь теологи вновь могут прийти на помощь. Исчезающие носители древних церковных традиций, такие старообрядцы или амиши, представляют высокую ценность в сфере этнорелигиозных исследований.

Фото: Кафедра теологии ТУЛГУ

Типичный homo economicus вряд ли сразу сообразит, где в современном мире может работать теолог. И тем более – найдет ли он для себя место в мире будущего?

Не исключено, что в крупных корпорациях, в том числе и в России, может появиться советник по нравственности. Да, человек, который на христианских принципах помогает формировать миссию компании, ее ценности, выступать в коллективе проповедником высших человеческих идеалов.

В сфере медиа теолог может найти себя в образовательных интернет-проектах, создавая интересные спецкурсы по широкому спектру тем православного христианства. Области научных исследований древних текстов или современных религиозных тенденций только приобретают свою актуальность. Христианские эксперты будут востребованы как в СМИ, так и в госучреждениях.

Поскольку метамодерн ознаменовывается эпохой поиска Бога, теологи будут востребованы в сфере искусства. Можно сказать, что роман Евгения Водолазкина «Лавр» в некотором роде – новый шаг богословия в художественной литературе.

Тотальная автоматизация и секуляризация мира неизбежно вызовет (уже вызывает) внутренний надрыв в человечестве, разочарование, стремление к социальной перезагрузке и дауншифтингу. Наряду с урбанизацией и роботизацией будут активно формироваться экофутуристические общины будущего, с большой долей вероятности – религиозного характера. Теолог станет связующей нитью светской, но ищущей части общества с Богом. Главное, чтобы выпускники профильных специальностей соответствовали учению Христа и несли свет миру, научая все народы правде Божьей.

Теология в России и в мире

— Почему в других странах мира спокойно живут с теологией и защищаются в этой области?

— Потому что на западе и в России разное происхождение университетов. На западе университеты начинались как теологические школы. Теологический факультет Оксфорда, например — старейший в этом учебном заведении. А Гарвард, Йель и Принстон вообще вначале были семинариям, причем фундаменталистскими. Современная Московская духовная семинария по сравнению с Гарвардом в восемнадцатом веке выглядит как форпост либерализма. В России же теология изначально была исключена из университета — для нее была создана особая образовательная система, включившая в себя церковно-приходские школы, духовные училища, семинарии и академии. Эта система соответствовала сословной структуре российского общества в период империи и предназначалась для духовного сословия. Когда сословность была разрушена после революции 1917 года, духовное образование по-прежнему осталось в гетто — теперь из-за официально объявленного атеизма. Этот статус кво богословия и хотят продлить.

Как на западе богословие по инерции остается частью университета, хотя многие интеллектуалы мечтали бы его оттуда уже изгнать, так в России богословие по инерции остается за пределами университета. Те, кто выступает против теологии в университете — как ни парадоксально это звучит, живут прошлым.

— Чего не хватает в России, чтобы это было так?

— России не хватает того, чтобы перестать смотреть в свое прошлое — имперское и советское, и начать смотреть в будущее.

Теология в различных религиях


Несмотря на то, что наука, факультет и, как следствие, специальность теология появились только в конце ХХ столетия, сама суть данного термина и название имеют древнегреческие корни. Впервые слово появилось в 4 веке до н.э., и использовал его Платон в качестве обозначения своих «размышлений о Боге».

Несколько веков спустя данная область знаний перекочевала в Римскую империю, а после, словно по наследию, перешла в руки средневековых духовников.

Примерно в этот период она начала изучаться одновременно и как христианская догма, и как академическая дисциплина, в ходе которой исследовались проблемы библейского языка и фактов, которые там описаны.

С XVII столетия официально появилась специальность «теология», которую определили как изучающую дисциплину для всех существующих в мире религий. Она исследует как аспекты, объединяющие верования различных людей, так и те факторы, которыми они разнятся.

В христианстве – самой обширной мировой религии, которая ныне разделена на большое количество ветвей, теология играет крайне важную роль.

Самого первого теолога, который был найден в письменных источниках, звали Фома Аквинский, и его высказывания относительно предназначения данной науки остаются актуальными по сей день. Он полагал, что полностью познать мир относительно Бога как его создателя можно, руководствуясь исключительно Библией и христианскими обычаями.


Буддизм считается самой древней из всех ныне существующих религий, и примечателен он тем, что в нем нет божества, сравнимого с Господом. Поэтому для его изучения был введен специальный термин – «буддистская теология», которая базируется преимущественно на принципах и духовном завете Будды.

Ислам и христианство имеют очень много общего, и самой главной объединяющей чертой для двух религий является наличие единого идола, который был послан Божественной силой с небес на землю.

В исламе также имеется своя теология, которая именуется Калам. Однако стоит отметить, что мусульмане верят в своего Бога, не задумываясь и не сомневаясь в его существовании и истинах. Поэтому Каламу отведено в исламе на так много внимания, как теологии в христианстве.

Как мы знаем, иудеи – народ скрытный, даже в ряды верующих они посвящают посторонних неохотно. Их теология передавалась как устное народное творчество, и до сих пор так и не возымела статуса академической науки.

Что это за наука

Сначала следует разобраться с самим термином «теология» (с латинского «theologia») — он состоит из двух частей:

  • «theos» — Бог;
  • «logia» — высказывания или изречения.

На основе этих слов и выводят значение термина — наука о божественных вещах или критическое исследование природы божественного. Как наука теология или богословие существовала издревле, еще в Древней Греции было такое понятие — «наука о богах», но вот официально в значении «учении о Боге» богословие утвердилось лишь в XIII веке, после публикации основных ее тезисов в книге Абеляра «Христианская теология» и открытие одноименного факультета в университете Парижа.

Сегодня ее преподают в светских университетах и духовных учебных учреждениях. Что же изучает эта наука?

Для начала следует понимать, что теология основывается на предположении существования божественного начала в мире, т.е. Бог присутствует во Вселенной в той или иной форме (физически, сверхъестественно и в прочих формах). Основываясь на данном факте, можно предположить, что доказательства Его существования могут быть обнаружены путем личных переживаний или изучением исторических записей о таком опыте.

Данные предположения не являются частью науки как таковой, но содержатся в философии религии. Целью теологии является структурирование и понимание личного или исторического опыта и использование его для формирования научных предписаний о жизни.

В богословии используются различные методы анализа:

  • эмпирические;
  • философские;
  • этнографические.

Каждый из них направлен на изучение данных, проверки их, осознания и критики. Таким образом, богословие берет некий известный факт и изучает его, насколько он верен, в каком контексте был создан, критикуют его, чтобы подтвердить его верность и принять как истину позже. При этом, как и в философии и науке о праве, аргументы предполагают существование вопросов, которые были разрешены ранее для того, чтобы формировать новые выводы в новых ситуациях.

Важно! Изучение теологии, прежде всего, направлено на познание религиозных традиций Церкви, что способствует лучшему пониманию всех происходящих в ней событий. Кроме того, богословы способны исследовать природу божественности без того, чтобы ссылаться на чью-либо религиозную традицию

Кроме того, богословы способны исследовать природу божественности без того, чтобы ссылаться на чью-либо религиозную традицию.

Материалистическая (классовая) теория происхождения государства

Материалистическая теория происхождения государства характеризуется двумя основными аспектами:

  1. господствующие классы выделяются в обществе результате экономического развития: у одних в руках средства производства (земля, природные ресурсы и т.д.), в результате чего они обогащаются и желая сохранить такое положение, подчиняют себе неимущие слои;
  2. государство возникает как продукт непримиримости, классовой борьбы, как орудие подавления господствующим классом других классов.

Таким образом, государство рассматривается как средство власти одних и угнетения других.

Принципиальными положениями материалистической теории являются классовая структура общества и экономическая обусловленность возникновения государства. Право рассматривается как продукт классового общества, в котором находит свое отражение воля экономически господствующего класса.

 Представители Классовой теории происхождения государства

Карл Маркс и Фридрих Энгельс – это создатели классовой теории происхождения государства. Основные ее положения были изложены в работе Ф. Энгельса «О происхождении семьи, частной собственности и государства». Государство в ней рассматривается как необходимое условие для поддержания порядка, смягчения конфликта между антагонистическими классами. Государство возникает как необходимый посредник экономически доминирующего класса.

В.И. Ленин, основываясь на практике СССР, рассматривал коммунистическую партию в лице пролетариата как господствующий класс, который должен силой подавить буржуазию.

Антонио Грамши — итальянский марксист – несколько модернизировал марксистскую теорию, заявив, что государство — это порождение политической партии, находящейся у власти, которую он называл «современный принц» (созвучие с Государем Никколо Макиавелли). Но по мнению А. Грамши, партия как важнейший институт в аппарате гегемонии, должна выражать национальную народную коллективную волю и стремиться к реализации более высокой формы современной цивилизации.

Критика Классовой теории происхождения государства

  • хотя между классами могут быть противоположные интересы, однако, далеко не всегда они вооружены, чтобы начать силовой переворот. С другой стороны, есть примеры сотрудничества классов друг с другом, в результате чего был внесен вклад в комплексное развитие государства.
  • Ленин и Грамши, отождествляя государство с политической партией, ошибались. Коммунистическое государство в России и Китае могло возникнуть на основе коммунистической партии, однако, эти государства уже были на карте мира и они не были созданы коммунистической партией. В настоящее время коммунистическая партия утратила свою главенствующую роль в  России, но государственность от этого не утратилась;
  • марксистская теория о том, что государство является порождением класса и умрет вместе со смертью класса, является ложной и вводящей в заблуждение. Государства постоянны, и ни одно из них не исчезло из-за отсутствия класса, который бы его поддерживал;
  • марксизм, отождествляя государство с партией, поощряет тоталитаризм худшего типа, такой, как фашизм и нацизм. Поэтому данная теория часто считается опасной.

Ценность Классовой теории происхождения государства

раскрыто значение экономических факторов, влияющих на имущественное расслоение населения и образование классов.

Признаки теологии как науки

Фото: Pixabay.com Любую науку наши современники разделяют на три сферы: гуманитарную, точную, общественную. Их различие в методах исследования и предметах изучения. Если точные науки призваны изучать мир материальный, основываясь на исследованиях и экспериментах, то науки общественные направлены на изучение человеческого общества. Сфера исследования гуманитарных наук намного шире и не имеет четких границ. Они изучают человека как явление в самом широком смысле.

Богословие относят к сфере гуманитарных наук. Ведь ее основной задачей является изучение восприятия Господа нашего человеком. Если то, как Господь себя обнаруживает, можно назвать Откровением, и приравнять к движению от Бога к человеку, то богословие выражает восприятие человеком Откровения, олицетворяющим движение человека к Господу.

В понимании современного человека теология это скорее академический предмет. В древности богословие толковалось как ниспосланное Господом слово, которое своими усилиями человек облек в песню или речь. Лишь позднее теология стала восприниматься как философское разъяснение. Одна из областей теоретической философии Аристотеля носила название «теологической». Со времен стоиков, теология обретает самостоятельность. Во втором столетии нашей эры ее считали наукой о познании Господа и общении с Богом, заключающей в себе идею поддержки и участия Господа в познании человеком Божественного Откровения. В пору Средневековья теологию начинают преподавать в университетах, именуя ее наукой о Боге.

Два полюса теологии

Биполярная структура теологии заложена в самом названии термина. Оно предполагает двоякое толкование.

  1. С одной стороны, это «Слово Бога», то есть иррациональное Откровение. Откровение Божье — это разнообразные проявления Бога и его воли в человеческом мире. Уже само существование этого мира — Божественное откровение. Одной из важных составляющих Откровения являются священные тексты.

    У каждой религии они свои: Библия у христиан, Тора у иудеев, Коран у мусульман, даже в индуизме есть священные книги, которые можно отнести к богооткровенным, например, четыре Веды.

    *Священные книги: Тора, Библия, Коран

  2. С другой стороны, это «слово о Боге», то есть рациональные попытки расшифровать, объяснить и систематизировать Откровение.

Эта двуполярность формирует главную внутреннюю проблему богословия. Для теистических религий характерно личностное общение с Богом. Верующий стремится разглядеть лик Бога, а всевидящий Бог непрестанно следит за человеком, требует от него исполнения своей воли.

В такой ситуации цена ошибки, неверного, еретического трактования Божественного Откровения приобретает катастрофический для человека сценарий, так как делает его Спасение невозможным.

Логика, холодный рассудок, призванные в теологии объяснять и трактовать Откровение, предполагают отстраненный взгляд на предмет познания. Но это немыслимо для верующего, так как у него слишком интимные отношения с этим самым «предметом».

Отсюда появляется еще одна точка зрения, что теология — это диалог человека с Богом.

Бог непостижим, он не может становиться предметом логического анализа. Мы не можем говорить о Нем, но мы можем говорить с Ним.

Богу — Богово, а Кесарю — кесарево

Богословы, безусловно, нужны, но я считаю, что теологов должны готовить исключительно в богословских учебных заведениях. Мы видим, какую реакцию вызвало открытие кафедры теологии в МИФИ. Мы же не открываем в монастырях кафедры аналитической геометрии!

Попытка войти в систему государственного образования для Церкви — весьма сомнительный шаг. Интегрируясь в систему образования, Церковь, сама того не желая, провоцирует на себя мощную волну. Люди, далекие от веры, опасаются, что под видом заботы об образовании идет клерикализация. Надо понимать, что на дворе не 16 век, и секуляризация образования — свершившийся факт.

Теология является наукой только для верующих людей. Поэтому понятие «стандарт» применительно к теологии звучит странно. Стандарт базируется на определенных научных принципах, методисты могут спорить о том, какие это принципы, но ни одного стандарта, который базировался бы на принципах веры, мы не найдем. Чисто теоретически мы можем предположить, что появятся люди, которые будут очень хорошо знать теологию, не являясь при этом верующими людьми.

Вопросов по поводу введения теологии в светских вузах очень много, например, как будут читать этот курс на факультетах, где есть иноверцы? Как будут рассказывать в рамках этого курса о других конфессиях и религиях? Найдется ли для преподавания на вновь открывшихся кафедрах достаточно квалифицированных талантливых педагогов, особенно в провинции? Ведь если теологию будет преподавать кто попало, с этой дисциплиной в вузах дело будет обстоять хуже, чем с ОПК в школах. Не хотелось бы, чтобы кафедры теологии заменили собой кафедры марксизма-ленинизма примерно с той же эффективностью и уровнем образования. Я боюсь, что так может получиться, если процесс будет поставлен на конвейер.

Основоположники идеологии

У теологической теории два основателя:

  • Ф. Аквинский;
  • А. Августин.

Время возникновения и распространения – XIII век. Одним из основоположников является Аврелий Августин. Он предлагал разделять людей на 2 группы:

ТОП-3 статьи

которые читают вместе с этой

  • живут, выполняя волю Бога;
  • предпочитают придерживаться человеческим законам бытия.

По мнению ученого, человек греховен, не способен изменить свою суть, не в его силах создать на Земле общество, государство с идеальным устройством. Бог – единственный создатель вечного земного порядка и государства, в том числе.

Другой автор – Фома Аквинский. Его труды интересны по распределению линий власти и взаимной подчиненности. Наверху – Бог и им созданный и продиктованный Вечный Закон (послушание). Дальше все акты и указы (низшие законы) делятся на три группы:

  • естественные;
  • позитивные;
  • божественные.

Первая группа (естественные) – это отражение Вечных канонов в человеческом разуме. Они заставляют людей сохранять себя, продолжать человеческий род (думать о потомстве), уважать себе подобных. Позитивный свод правил – путь достижения человеком уровня высокой нравственности. Как объясняет теория приобретение добродетелей? Перед Богом нужно испытывать страх, понимать его силу. Боязнь наказания за нарушение божественных требований – основа духовности и религиозности, на которых держится государство и жизнь в нем. Божественные акты расписаны в Библии. Их характеристика подробна и понятна: забыл, засомневался – книга поможет и наставит на истинный и правильный путь.

Интересно, что оба автора развивают идеи друг друга, хотя их века и знания различны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector