Уголок потребителя. какая информация должна быть на нём?
Содержание:
Перечень документов, размещаемых на стенде
Документы в уголке потребителя разделяются на обязательные и дополнительные. Первый тип обязателен к размещению, второй располагается по желанию владельца. Однако, рекомендуется размещать и дополнительную информацию — несмотря на отсутствие прямых требований в законах, проверяющие из Роспотребнадзора могут потребовать их наличие. Для ИП и для ООО предъявляются одинаковые требования. Информация в уголке не зависит от специфики заведения: у продуктового магазина, аптеки или парикмахерской будет одинаковый набор бумаг.
Обязательные документы Уголка потребителя:
- Свидетельство о регистрации. Подойдёт цветная копия с подписью руководителя, размещать оригинал не нужно и небезопасно.
- Свидетельство ИНН. Как и в предыдущем случае, достаточно цветной копии.
- Лицензии. Если организация занимается лицензируемой деятельностью, нужно копии лицензий по каждому направлению.
- Сертификаты соответствия товаров и услуг, если имеются.
- Книга жалоб и предложений.
- Закон «О защите прав потребителя». Желательно купить книжечку с актуальной редакцией и регулярно обновлять её или распечатать файл из сети.
- Правила торговли и оказания услуг. Как и в предыдущем случае, можно купить книгу или распечатать самостоятельно.
- Журнал учёта проверок контролирующими органами.
- Телефоны и адреса контролирующих учреждений. Необходимо на случай, если недовольный клиент решит оперативно пожаловаться на нарушения правил обслуживания или законодательства.
Дополнительные документы для информационного стенда:
- План эвакуации и инструкция пожарной безопасности.
- Прайс-лист товаров и услуг.
- Льготы и особые условия обслуживания отдельных категорий населения. Например, «Ветераны ВОВ обслуживаются вне очереди».
- Плакат о запрете продажи алкоголя и табака несовершеннолетним.
- Телефоны служб спасения.
В список контролирующих органов для уголка потребителя входят Роспотребнадзор, СЭС и пожарная инспекция. То есть в уголке размещают телефоны территориальных отделений этих учреждений на случай, если клиенты решат пожаловаться на санитарные условия, обслуживание, качество продуктов.
Список телефонов экстренных служб для Уголка потребителя:
- МЧС;
- отдел МВД;
- «Скорая помощь»;
- аварийная газовая служба.
Эти телефоны необходимы для экстренных ситуаций, когда происходят аварии, правонарушения или требуется скорая медицинская помощь. Помогает покупателям и сотрудникам быстрее сориентироваться, принять необходимые меры в трудной ситуации.
Пример размещения информации в уголке потребителя
Требования к оформлению
Предприниматели свободны в оформлении уголка. Они могут использовать названия «уголок потребителя» или «информационный стенд». Допускается оформлять стенд в любых цветах и размерах, то есть вписать его в интерьер заведения. Более того, если бизнесмену не хочется размещать настенный стенд, можно ограничиться папкой с файлами, которую положить на специальной полке в общедоступном месте. Образец смотрите на изображении к материалу.
Можно купить или заказать небольшой стенд, разместить на нём самую важную наглядную информацию, а менее востребованные документы разместить в паке рядом. Например, телефоны экстренных служб логично разместить непосредственно на стенде. Закон «О защите прав потребителей» и Правила торговли требуются не так часто, поэтому их можно хранить в папке.
Строгих требований к размещению уголка нет. Рекомендуется повесить стенд в месте с хорошей доступностью и достаточным освещением, не слишком высоко. Покупателям должно быть видно телефоны, официальное название организации или имя предпринимателя и удобно доставать книгу жалоб.
Ответственность
Нарушения, допущенные при оформлении и функционировании уголка потребителя, относят к категории административных. КоАП предусматривает за них довольно крупные санкции.
Штрафы на сегодняшний день такие (по тексту ст. 14.8 КоАП, п. 1):
- на ответственных должностных лиц — 500-1000 руб.;
- на организацию в целом — 5-10 тыс. руб.
В этой статье речь идет о нарушении права гражданина – покупателя на информацию о товаре, продавце, режиме работы фирмы, другую, подобную ей.
Индивидуальный предприниматель приравнивается в общем случае к должностному лицу (ст. 2.4 КоАП, примечание).
Если же контролирующие органы решат, что такая информация вовсе отсутствует у фирмы, штрафы возрастут (по тексту ст. 14.5 КоАП, п. 1):
- на граждан — 1,5-2 тыс. руб.;
- на ответственных должностных лиц — 3-4 тыс. руб.;
- на организацию в целом — 30-40 тыс. руб.
Из указанной статьи можно заключить, что ИП приравнивается здесь к «гражданам», зарегистрировавшимся в качестве индивидуального предпринимателя.
Очевидно, что от трактовки законодательных норм членами контрольных комиссий относительно конкретных допущенных нарушений зависит и штраф. Бизнесмену выгоднее единожды понести расходы по изготовлению и оформлению стенда, а затем лишь обновлять информацию, нежели уплачивать штрафные суммы при каждой новой проверке.
Тезисно
- Стенд с информацией для клиентов может называться по-разному, но для всех организаций и фирм, имеющих дело с потребителями услуг или товаров, обязателен.
- Информация должна располагаться доступно и быть актуальной.
- Стенд должен содержать все документы о конкретной фирме и ее продукции. Начать оформление лучше всего с регистрационных документов, лицензий, документов разрешительного характера.
- Обязательны к размещению данные экстренных служб, контролирующих структур, блок нормативной информации, книга отзывов.
- Часто на стенде размещается дополнительная информация: об акциях, о способах эвакуации из здания и пр.
- Исчерпывающего списка документов для всех без исключения организаций законодательство не содержит.
- Контролирует наличие информационного стенда Роспотребнадзор.
- Согласно КоАП на нарушителя может быть наложен штраф, в некоторых случаях – весьма значительный (до 40 тыс. руб.).
Перечень документов для уголка потребителя
В уголке потребителя отечественные предприниматели размещают как обязательные, так и дополнительные документы.
В уголке потребителя размещаются как обязательные, так и дополнительные документы
Обязательные документы
Наличие обязательных документов регламентируется следующими нормативно-правовыми актами:
- Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300–1 «О защите прав потребителей».
- Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации».
В число обязательных входят документы, содержащие сведения об индивидуальном предпринимателе и осуществляемой им хозяйственной деятельности, нормативные правовые акты и информация справочного характера.
Таблица: документы, обязательные для размещения в уголке потребителя
Документ | Форма представления | Примечания |
---|---|---|
Свидетельство о государственной регистрации | копия, заверенная подписью и печатью индивидуального предпринимателя | |
Лицензия на осуществляемую хозяйственную деятельность | копия, заверенная подписью и печатью индивидуального предпринимателя | при условии осуществления лицензируемой деятельности |
Документ, свидетельствующий о соответствии санитарных и эпидемиологических условий помещений, задействованных в процессе продажи товаров или предоставления услуг | копия | при наличии помещения, документ выдаётся Санэпиднадзором |
Юридические адреса, номера телефонов и другие контакты всех контролирующих органов, в которых индивидуальный предприниматель состоит на учёте | распечатка | местные отделения Роспотребнадзора, пожарного, санитарного надзора и других |
Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300–1 «О защите прав потребителей» | распечатка, копия или официальное печатное издание (предпочтительно) | актуальная на текущий момент версия, то есть со всеми внесёнными изменениями и дополнениями |
Стандарты и правила, регламентирующие условия и порядок обслуживания граждан | распечатка, копия или официальное печатное издание (предпочтительно) | в зависимости от вида осуществляемой хозяйственной деятельности |
Вывеска или объявление, содержащие информацию о запрете продажи некоторых видов товаров отдельным категориям лиц | распечатка | при необходимости |
Режим работы | распечатка |
Следует обратить внимание на то, что приведённый перечень не является исчерпывающим, поскольку нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные требования по размещению тех или иных документов в уголке потребителя
Дополнительные документы
Для индивидуального предпринимателя может оказаться удобным размещение в уголке потребителя дополнительных документов, которые могут находиться и в другом месте, но также требуются при проверке контролирующими органами или для предоставления по первому требованию клиента.
Таблица: дополнительные документы для уголка потребителя
Документ |
Форма представления |
Примечания |
---|---|---|
Книга жалоб и предложений | оригинал | находится у продавца или лица, оказывающего услуги, но должна быть предоставлена по первому требованию клиента |
Журнал учёта проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля | оригинал | находится у продавца или лица, оказывающего услуги, но должен быть предоставлен по первому требованию клиента |
План эвакуации и инструктивные материалы по пожарной безопасности | оригинал | может находиться в другом месте, разрабатываются индивидуальным предпринимателем в порядке, установленном соответствующей нормативной правовой базой |
Юридические адреса, номера телефонов и другие контакты служб экстренного вызова (их местных отделений) | распечатка | может находиться в другом месте |
Сведения об определённых законами льготах и условиях обслуживания некоторых категорий граждан | распечатка | могут дополняться сведениями об акциях и особых условиях продажи товаров или предоставления услуг, установленных индивидуальным предпринимателем |
Указание на местонахождение контрольных весов и контрольных мер | распечатка | при наличии |
Сертификаты соответствия товаров или услуг | копии | при наличии |