Типы управления организацией
Содержание:
- Как найти хорошего менеджера
- Организационная структура государственной администрации
- Качественные показатели рычажных механизмов
- Функции социального управления: понятие и виды
- Какие бывают ручные машины
- Требования, предъявляемые к правовым актам управления. Действие правовых актов управления
- Требования безопасности
- Классификация Курта Левина
- Сущность системы управления и ее составляющие
- Признаки управления
Как найти хорошего менеджера
Успешный менеджер, способный привести компанию к успеху, кто он? Это человек, имеющий не только базовые теоретические знания о структуре менеджмента, это тонкий психолог, искусный оратор, трудолюбивый и открытый к диалогу управленец. Занимать такую должность должен человек с острым умом, желанием постоянно развиваться и добиваться поставленных целей
Кроме того, важно быть объективным и беспристрастным
Мы подобрали список тех качеств, которыми обязан обладать успешный менеджер:
Умение вдохновлять, направлять и мотивировать. Руководитель – лицо компании, её флагман, на который ровняется каждый работник
Нет единого правила, согласно которому можно простимулировать работу абсолютно всех членов коллектива, поэтому важно уметь найти подход к каждому человеку, применяя принципиально разные методы и схемы поощрения. Грамотный менеджер сумеет понять, каким образом вдохновить работника, повысить уровень производительности труда и иметь влияние, уважение в коллективе;
Возможность вести диалог с подчинёнными
Многие управленцы игнорируют этот важный момент. Рабочий коллектив составляют люди, объединённые одной целью, но каждый из них может видеть совершенно разные пути решения поставленных задач
Важно уметь услышать, взаимодействовать, перенимать опыт и уделять внимание конструктивной критике;
Совершенствование собственных навыков. Лучшие менеджеры никогда не останавливаются на достигнутом, они постоянно развиваются, черпают новую информацию, совершенствуют навыки управления персоналом
Важно оттачивать мастерство влияния на окружающих, чаще посещать специальные тренинги и конференции;
Планирование рабочего времени. Время – самый ценный ресурс, и хороший руководитель отличается от плохого тем, что может эффективно распланировать не только свой рабочий день, но и работу подчинённых. Согласовывайте планы с коллективом, не теряйте контакт, вместе начинайте работу над новыми проектами;
Знание положения дел в коллективе. Обобщённость руководителя создают колоссальную преграду между ним и сотрудниками, поэтому крайне важно быть вовлечённым и заинтересованным жизнью коллектива;
Проявление креатива. Известные ТОП-менеджеры с мировым именем ломали стереотипы, позволяя творчеству взять верх над рутинным подходом;
Прогнозирование. Успешный менеджер должен видеть будущее компании в перспективе, отдавать отчёт в том, какую работу предстоит проделать, чтобы достичь намеченных целей и привести компанию к успеху;
Вера в собственные силы. Все великие менеджеры были непоколебимы в собственных силах и возможностях. Сильный духом, уверенный в себе управленец – движущая сила любой компании.
Когда все
критерии собираются воедино, можно говорить о том, что перед нами пример
удачного современного менеджера, на которого можно положиться в кризисный
период. Наличие слаженного управленческого аппарата – залог его успешного
функционирования, поэтому необходимо со всей ответственностью подходить к
процессу подбора менеджеров.
Хороший менеджер на вес золота, многие зарубежные компании высоко оценивают труд управленцев и готовы платить за него больше, чем конкуренты.
Искусство управлять – одно из самых тонких и востребованных, поскольку в руках менеджера сосредоточено влияние на все основные процесса, происходящие в ходе работы компании.
Организационная структура государственной администрации
Под структурой понимается строение и внутренняя форма организации системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами. В ней выделяются два компонента: строение, совокупность элементов и система отношений между ними. Сложные образования характеризуются полиструктурностью. Исполнительная власть одновременно имеет несколько структур: кадровую, территориальную, функциональную, организационную и др.
Организационная структура — это деление целого на организационно обособленные единицы и сеть управленческих связей в нем. Организационная структура — форма разделения и кооперации административной деятельности, форма закрепления разделения труда по управлению, устойчивая схема распределения его задач, функций. Поэтому ее можно рассматривать и как структуру целей, функций администрации, выражающуюся в дифференциации ее на части и в системе организационных связей в ней.
На структуру аппарата влияют многие объективные и субъективные факторы. Важнейшим среди них является содержание деятельности, т. е. комплекс функций административной деятельности.
Функции, их номенклатура, объем, значимость, взаимосвязь — вот что в первую очередь детерминирует структуру аппарата. Необходимо учитывать наличие двусторонней связи структуры и функции: вновь возникшая функция может быть выполнена как путем создания новых структурных единиц, так и путем использования возможностей, существовавших ранее. Но развитая функция требует структурного обособления. При этом функция не меняется автоматически вслед за изменением структуры аппарата, одну и ту же функцию могут осуществлять разные органы, служащие.
Как всякая форма, структура отражает результат развития содержания и в свою очередь оказывает на него активное обратное воздействие. От организационной структуры зависит специализация и кооперация административной деятельности, ее комплексность, правильность распределения нагрузки между различными частями. Рациональная структура позволяет с меньшими затратами времени и сил и более квалифицированно решать дела, создает условия для согласованной и четкой работы, образования хорошего психологического климата.
Административные структуры обладают множеством признаков, которые могут быть использованы в качестве критериев их группировки. Различают структуры простые и сложные, жесткие и гибкие, линейные и функциональные, постоянные и переменные, типовые и индивидуальные, формальные и неформальные, сложившиеся и экспериментальные, централизованные и децентрализованные и др. Можно различать структуры устойчивые и неустойчивые, надежные и ненадежные, бюрократические и демократические, дорогие и дешевые и т. д. Структуры исполнительной власти должны быть прежде всего эффективными (надежными, стабильными и способными к необходимым перестройкам), демократичными и по возможности дешевыми.
Государственная администрация представляет собой целостное образование, состоящее из большого количества разнообразных частей. В ней можно различать несколько основных типов структурных единиц:
а) аппарат ведомства;
б) аппарат ведомственного подразделения;
в) региональный аппарат;
г) орган государственной исполнительной власти;
д) администрация организации;
е) структурное подразделение органа, администрации;
ж) должность.
Каждая структурная единица аппарата государственной администрации — это его самоуправляемая, автономная, имеющая свою компетенцию, организационно оформленная часть, существование которой предопределено правовым актом.
Тип организационной структуры системы определяется типом власти (подчинения). Если система основана на линейной власти, значит, у нее линейная структура. Использование функциональной власти приводит к образованию функциональных структур. Таковыми являются, например, службы уголовного розыска и другие милицейские службы в системе МВД. Их областные, городские, районные подразделения (управления, отделы, отделения) линейно подчиняются соответствующему органу внутренних дел и функционально — вышестоящему звену ведомственной службы.
Качественные показатели рычажных механизмов
Для формирования общего описания устройства применяются различные качественные показатели, которые могут касаться самых различных моментов. Наиболее распространенными можно назвать:
- КПД считается наиболее важным параметром, который рассматривается при создании самых различных механизмов. Эта безразмерная величина определяет количество энергии, которая применяется для достижения поставленных целей с учетом потерь. Стоит учитывать тот момент, что подобный показатель рычажного механизма находится всегда меньше единицы, то есть при работе возникают потери. При приближении значения КПД к единице существенно снижаются потери, а также повышается качество рычажного механизма. Провести расчет рассматриваемого показателя достаточно сложно, так как для этого требуются самые различные формулы.
- Ход механизма также учитывается при проектировании подходящего устройства. Ход определяется начальной и конечной точкой. При этом стоит учитывать, что в некоторых случаях провести расчеты достаточно сложно, так как траектория движения может быть криволинейной.
- Угол размаха коромысла измеряется путем вычитания двух крайних точек положения на момент работы. В большинстве случаев устройство совершает повторяющееся цикличное движение.
- Коэффициент, отражающий неравномерность распределения средней скорости. Этот показатель определяется соотношением времени холостого хода к рабочему. Провести соответствующие расчеты можно только при применении формул, а также построении чертежа.
- Угол давления и передачи. Подобный параметр представлен соотношением острого угла между векторной активной силы, которая действует на предшествующем звене.
Каждый параметр рассматриваемые в отдельности, после чего составляется оценочный анализ, отражающий общее состояние механизма.
Функции социального управления: понятие и виды
Функции социального управления — обусловленные социальным назначением, наиболее типичные, однородные, стабильные направления управленческого воздействия, отвечающие его целевому предназначению и задачам.
Признаки функций социального управления:
- обусловлены социальным назначением управления;
- характеризуются определенной направленностью и стабильностью;
- представляют собой внешнее проявление свойств системы управления;
- представляют собой направление его активного действия;
- предопределяются поставленными целями и задачами.
В зависимости от содержания и характера воздействия можно выделить следующие функции управления: общие (присущи всем системам управления); специальные (присущи отдельным системам управления, например федеральная служба безопасности: контрразведывательная деятельность, борьба с преступностью, разведывательная деятельность); обеспечивающие (создают условия для реализации общих и специальных функций, например материально-технического обеспечения; кадровая; финансово-плановая и др.).
В зависимости от направления воздействия выделяют внутренние и внешние функции.
В зависимости от времени действия существуют функции постоянные и временные.
Общие функции управления:
- информационное обеспечение – сбор, получение, обработка, анализ и хранение информации, необходимой для осуществления управленческой деятельности;
- прогнозирование – предвидение перспектив развития событий или процессов в будущем;
- моделирование – создание образца (модели) определенных управленческих отношений для предвидения решения управленческих задач в будущем;
- планирование – определение направлений, темпов, количественных и качественных показателей развития процессов в системе управления;
- организация – формирование системы управления, установление ее принципов, субъектного состава, приведение в состояние готовности;
- координация – согласование совместной деятельности различных субъектов управленческих отношений для достижения поставленных целей и задач управления;
- распорядительство – оперативное регулирование управленческих отношений, дача указания исполнителям;
- регулирование – установление общеобязательных требований и процедур для объектов управления;
- контроль – установление соответствия или отклонения фактического состояния системы управления от заданных параметров;
- учет – фиксация информации, выраженной в количественных показателях, о результатах состояния системы управления.
Какие бывают ручные машины
Машины, предназначенные для стирки руками, бывают нескольких видов:
Активаторные. В сравнении с машиной-автомат, прибор активаторного типа не имеет подключения воды, поэтому подача теплой воды в них осуществляется вручную. Однако для работы такого аппарата требуется подключение его к электросети. Ручное управление позволяет выполнять стирку до тех пор, пока человек сам не отключит прибор от сети.
Зачастую машины активаторного типа имеют 2 рабочих отсека – для отстирки вещей и полоскания, причем белье из одного в другой перекладывается самостоятельно. Основные особенности таких приборов – надежность и неприхотливость, благодаря чему они обязательно прослужат несколько лет, при их правильной эксплуатации. Именно поэтому активаторные устройства пользуются большим спросом у дачников и пенсионеров.
Ножной прибор. Это миниатюрное устройство, своим внешним видом напоминающее бочку. Такое аппарат не нужно подключать к водопроводу и иным коммуникациям, а процесс стирки происходит при нажатии на педаль. Для начала работы требуется положить в барабан вещи, наполнить его водой, после чего добавить любой порошок. Некоторые виды ножных машин способны не только стирать, но и полоскать белье, и даже выжимать его.
Ручная стиральная машина. Устройство и принцип работы данного аппарата напоминает ножной прибор, только процесс стирки происходит благодаря верчению ручке (как на швейной машине).
Выбирая прибор, требуется внимательно ознакомиться с его видами и характеристиками, после чего получится совершить правильный выбор.
Требования, предъявляемые к правовым актам управления. Действие правовых актов управления
Правовые акты управления должны отвечать требованиям целесообразности и законности.
Целесообразность правового акта управления – полезность правового акта с точки зрения государственных интересов, способность наиболее оптимально разрешать управленческие ситуации.
Для достижения целесообразности учитываются следующие факторы:
- состояние системы управления;
- ранее принятые акты;
- возможные варианты решения проблемы;
- интересы участников управленческих отношений;
- права и свободы человека;
- научно-правотворческие рекомендации.
Законность правового акта управления – требование к правовым актам управления соответствовать Конституции и действующему законодательству.
Чтобы отвечать данному требованию, акт:
- должен быть принят компетентным субъектом государственного управления;
- соответствовать закону по существу;
- соответствовать цели закона;
- приниматься в установленном процессуальном порядке;
- не противоречить правовым актам большей юридической силы;
- иметь соответствующую форму (акт-документ);
- в отдельных случаях, в зависимости от назначения и содержания акта, устанавливаются дополнительные требования.
Технические требования, предъявляемые к правовому акту управления:
- лексические требования (язык должен быть четким, ясным, лаконичным, понятным для адресатов);
- грамматические требования (при оформлении должны соблюдаться правила грамматики);
- акт должен быть своевременно доведен до адресатов;
- иметь установленные реквизиты (наименование, подписи, печати и т. д.);
- своевременно сдаваться на хранение.
При несоблюдении требований, предъявляемых к правовым актам управления, наступает их ничтожность или оспоримость.
Ничтожный правовой акт — правовой акт, который вследствие допущенных нарушений предъявляемых к нему требований не может породить и не порождает юридических последствий, не подлежит исполнению.
Правовые акты признаются ничтожными, если на то есть прямое указание закона; грубо нарушена (превышена) компетенция субъекта, издавшего акт; отсутствуют законные основания (заявление, указание, поручение и т. д.) для принятия акта; нарушен срок давности; акт предписывает совершение противоправного действия и т. п.
Оспоримый правовой акт — правовой акт, который подлежит исполнению, но может быть обжалован заинтересованными сторонами или опротестован прокурором.
Существуют два способа оспаривания правовых актов – опротестование (принесение протеста прокурором) и обжалование (обращение с жалобой в суд или в вышестоящий орган, к должностному лицу, по отношению к субъекту, вынесшему акт).
Приостановление действия (исполнения) правовых актов управления:
- не влечет автоматическую утрату юридической силы правового акта;
- не действует (не исполняется) на протяжении решения вопроса о его законности;
- в зависимости от принятого решения утрачивает юридическую силу, продолжает действовать полностью либо в части.
Президент РФ вправе приостанавливать действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод граждан.
Правительство РФ в целях реализации своих постановлений и распоряжений на всей территории страны в пределах своей компетенции имеет право приостанавливать исполнение постановлений и распоряжений правительств республик.
Органы законодательной власти субъектов РФ могут приостанавливать до рассмотрения судом или Правительством РФ действия актов федеральных органов исполнительной власти, противоречащих законодательству.
Принесение протеста прокурором на постановление о наложении административного взыскания приостанавливает исполнение некоторых взысканий до рассмотрения протеста.
Подача жалобы на постановление о наложении административного взыскания приостанавливает исполнение некоторых взысканий до ее рассмотрения.
показать содержание
Требования безопасности
При проектировании и монтаже рычажного механизма учитываются требований безопасности. Они во многом зависят от области применения устройства, а также особенностей самого механизма.
Среди особенностей этого момента можно отметить следующее:
- При изготовлении должен подбираться материал, который будет соответствовать всем требованиям. Примером можно назвать высокую коррозионную стойкость. При проектировании указывается то, какой именно материал должен применяться при изготовлении устройства. Часто отдается предпочтение углеродистой стали и легированным сплавам. Некоторые элементы могут быть изготовлены из уплотнительных и других материалов, все зависит то конкретного случая.
- При проектировании учитывается то, каким образом происходит перераспределение нагрузки. Это связано с тем, что в некоторых местах она будет критической.
- Под активным элементом при подъеме тяжелых объектов не должно находится людей, другого оборудования, а также частей самого рычажного механизма. Это связано с высокой вероятностью падения переносимого груза.
- Перед непосредственным применением оборудования следует проводить визуальный осмотр, который позволяет определить наличие или отсутствие повреждений. Кроме этого, должно проводится периодическое обслуживание. Даже незначительный дефект может стать причиной существенного снижения прочности рычажного механизма. Периодическое обслуживание позволяет существенно продлить срок службы устройства.
- Запрещается применять механизм не по предназначению. Перед каждым его использованием проверяется надежность крепления. Нагрузка должна оказываться на конструкцию соответствующим образом, так как в противном случае происходит неправильное перераспределение силы. Именно поэтому при проектировании указывается то, каким образом устройство должно устанавливаться и как использоваться.
- При применении учитывается то, на какую максимальную нагрузку рассчитано оборудование. Слишком высокий показатель может стать причиной, по которой происходит повреждение основных элементов. При проектировании учитывается то, какая нагрузка может оказываться на конструкцию.
Как правило, соответствующее руководство по применению устройства составляется непосредственно на месте его эксплуатации в соответствии с установленными нормами. Это связано с тем, что рычажные механизмы получили весьма широкое распространение, могут устанавливаться в качестве составного узла другого оборудования.
При этом узел оборудован тремя важными независимыми системами:
- Гидравлическая. Эта часть устанавливается в большинстве случаев для передачи усилия. Гидравлика получила весьма широкое распространение, так как она предназначена для непосредственной передачи усилия. Гидравлическая часть основана на подаче специальной жидкости, при помощи которой проводится передача усилия. Гидравлика несет с собой опасность по причине того, что подвижный элементы могут передавать усилие. Поэтому все основные элементы должны быть защищены от воздействия окружающей среды, для чего проводится установка различных кожухов.
- Механическая. Механика отвечает за непосредственную передачу усилия и достижения других целей. Неправильная работа устройства может стать причиной повреждения и деформации. Механика также защищается специальными кожухами, так как попадание посторонних элементов запрещается.
- Электрическая. Для управления механизмом проводится установка электрической части. Она должна быть защищена от воздействия окружающей среды, так как даже незначительное механическое воздействие может стать причиной повреждения магистрали электроснабжения.
Опасность с собой несет и электрическая часть, которая состоит из конечных выключателей. Схема подключения предусматривает использование как минимум двух выключателей, устройство должно обесточиваться в случае выхода из строя одного из них.
Механическая система защиты действует путем прерывания подачи масла в гидравлический цилиндр. При этом проводится слив масла с цилиндра в общую емкость. Подобная система срабатывает даже при незначительном повреждении устройства.
Классификация Курта Левина
Наиболее распространенной в современном менеджменте и простой для понимания считается классификация, разработанная более 80 лет назад психологом из Германии Куртом Левином. Она не теряет своей актуальности и сегодня, ведь ориентирована не на ситуации, а на личностные качества самого руководителя. Итак, выделяют следующие стили:
- Авторитарный (директивный, командный). Название говорит само за себя. Этот руководитель единолично принимает решения, не боится жестких мер в отношении подчиненных для достижения поставленной цели. Совещаться с членами команды он не считает необходимым. Руководитель строго контролирует деятельность подчиненных, общается в приказном формате. Большое значение для него имеет дисциплина в команде, штрафные санкции становятся методом наказания за недостижение целей или неподчинение. Этот стиль управления, несмотря на его жесткость, актуален в кризисной ситуации, а также в случаях, когда отклонение от должностной инструкции влечет большие риски для компании. Минусы стиля очевидны – постоянный негатив со стороны начальства приводит к фрустрации подчиненных, что может негативно сказаться на работоспособности и креативности, привести к текучке кадров.
- Либеральный (личностно-ориентированный). Подход к управлению прямо противоположен авторитарному типу. В этом случае подчиненные сами принимают решения, устанавливают сроки и выбирают пути достижения целей. Руководитель наблюдает за процессом со стороны, не вмешиваясь, но может поддерживать и давать советы при необходимости. Такой тип управления подходит людям творческих профессий, располагает к креативности, повышает градус удовлетворенности персонала от работы. Люди выходят на первый план, а дела – на второй. Однако минусы либерального стиля, порой, значительно перевешивают плюсы. Так, сотрудники могут нерационально использовать рабочее время, снижается производительность труда.
- Демократический. Что-то среднее между либеральным и авторитарным стилем. Руководитель учитывает мнения подчиненных при принятии решений, поощряет креативность сотрудников, но следит за выполнением планов, использует разные способы мотивации. Задача директора – организовать деятельность сотрудников, используя собственные навыки и знания. Но есть и риски, если управленец не обладает достаточными организаторскими способностями, рабочий процесс может нарушиться. А при ограниченных сроках выполнения заказа, кризисе в бизнесе требуется более жесткий подход к управлению.
Сущность системы управления и ее составляющие
Система управления является совокупностью взаимозависимых и взаимосвязанных элементов, которые образуют единство, упорядоченную целостность. Базисом упорядочения системы управления, как правило, выступает цель ее функционирования.
Система управления включает:
- органы управления (подразделения и должности), систему которых можно назвать как субъект управления (люди, работающие в них, выступают субъектами управленческой деятельности);
- набор целей, методов, стратегий, процедур, предписаний, технологий, которые регламентируют выполнение управленческих процедур, юридически закрепленных правил и норм, составляющих в совокупности механизм управления;
- коммуникационные каналы, при помощи которых реализуется процесс взаимодействия в системе управления;
- материальную инфраструктуру управления.
Системе управления необходимо быть внутренне сбалансированной, соответствовать организационным целям, быть доступной контролю, гибкой и адаптивной, допускать неформальные связи между сотрудниками.
Система управления представляет процесс создания, поддержания функционирования и совершенствования организационной структуры при выполнении разработанного плана мероприятий и принятого управленческого решения.
Признаки управления
Прежде чем начать изучение темы об организации производственных, социальных, государственных процессов, нужно рассмотреть понятие и виды управления. Это понятие подразумевает процесс воздействия на определенную систему. В результате получается достигнуть ее упорядоченности, направлении движения в требуемую сторону. Управляемая система достигает поставленных целей, развивается и совершенствуется.
Подобное воздействие имеет ряд признаков. Обязательно наличие субъекта и объекта управления. При этом воздействие является качественным. Оно позволяет придать целостности, организованности системе.
Еще одним признаком управления является наличие четкой направленности действий руководства для достижения поставленной цели. Этот процесс преследует определенный, четко сформированный результат. Деятельность руководства обязательно служит общим интересам системы. Управление требует определенных ресурсов.