Федеральный закон «о развитии малого и среднего предпринимательства в российской федерации» от 24.07.2007 n 209-фз (ред. от 02.07.2021)

Социальное предпринимательство получит поддержку государства

26 июля 2019 г. вступил в силу закон, который посвящен поддержке социальных предприятий, организованных в форме малого и среднего бизнеса. На нее смогут рассчитывать компании, которые соответствуют одному из установленных критериев: предприятие обеспечивает рабочими местами инвалидов, выпускников детских домов, матерей-одиночек, многодетных родителей, пенсионеров и предпенсионеров и т.п.; реализует продукцию, произведенную ими или для них; осуществляет деятельность, направленную на достижение общественно полезных целей и решение социальных проблем общества12.

Производство товаров, выполнение работ и оказание услуг, ориентированных на социально уязвимых группы граждан, станет одной из приоритетных областей.

Реестры получателей «помощи»

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, оказывающие поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, ведут реестры субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей такой поддержки. В реестрах содержатся сведения, в частности, о виде, форме и размере предоставленной поддержки, сроке ее оказания, а также о нарушении порядка и условий предоставления поддержки, в том числе о нецелевом использовании средств поддержки. Порядок ведения реестров устанавливается Правительством РФ (п. п. 1, 2, 4 ст. 8 Закона N 209-ФЗ).

Информация, содержащаяся в реестрах субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей поддержки, является открытой для ознакомления с ней физических и юридических лиц. Сведения о субъектах малого и среднего предпринимательства и оказываемой им поддержке исключаются из реестров по истечении трех лет с даты окончания срока оказания поддержки (п. п. 5, 6 ст. 8 Закона N 209-ФЗ).

Действующий Закон N 88-ФЗ предусматривает сначала необходимость регистрации юридического лица в качестве субъекта малого предпринимательства и только после получения соответствующего свидетельства — возможность использования привилегий и льгот, установленных для малого предпринимательства. Для индивидуальных предпринимателей такая регистрация не требуется. В соответствии же с новым Законом «предварительная» регистрация исключена, критерии соответствия категории малого или среднего предпринимательства будут проверяться каждый раз при обращении за получением или использованием конкретных мер поддержки.

Рост НДС

Наиболее существенным изменением стало повышение налога на добавленную стоимость с 1 января 2019 г. Ставка была установлена в размере 20%. При этом льготные ставки 0% и 10% остались неизменными1.

Увеличение налоговой нагрузки связано с необходимостью исполнения бюджетных обязательств. По экспертным оценкам, повышение ставки налога привело к пополнению федерального бюджета. Однако результаты опроса, проведенного среди предпринимателей аудиторской компанией PwC и аналитическим центром НАФИ, показали, что маржинальность бизнеса существенно снизилась, и вести его становится все труднее.

Сегодня в Государственной Думе звучат призывы как повысить НДС до 22%, так и снизить его до 15%. С последней инициативой выступили депутаты «Справедливой России». По их мнению, кратковременное снижение поступлений в бюджет приведет к росту доходов граждан и подъему экономики. Можно предположить, что снижение НДС хотя бы до прежних 18% позволит малому и среднему бизнесу развиваться более активно.

Статья 13. Координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства

1. В случае обращения некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, к руководителям федеральных органов исполнительной власти, наделенных отдельными полномочиями по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в пределах их компетенции, с предложением создать при данных органах координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства руководители данных федеральных органов государственной власти обязаны рассмотреть вопрос о создании таких координационных или совещательных органов. О принятом решении по указанному вопросу руководители федеральных органов исполнительной власти в течение месяца в письменной форме уведомляют такие некоммерческие организации.

2. В случае принятия решения о создании координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства при федеральных органах исполнительной власти руководители указанных органов обязаны обеспечить участие представителей некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, в работе координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства в количестве не менее двух третей от общего числа членов указанных координационных или совещательных органов.

3. Координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства создаются в целях:

1) привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к выработке и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства;

2) выдвижения и поддержки инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства;

3) проведения общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства;

4) выработки рекомендаций органам исполнительной власти Российской Федерации, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при определении приоритетов в области развития малого и среднего предпринимательства;

5) привлечения граждан, общественных объединений и представителей средств массовой информации к обсуждению вопросов, касающихся реализации права граждан на предпринимательскую деятельность, и выработки по данным вопросам рекомендаций.

4. Порядок создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

5. Решения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о создании координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства подлежат опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению на официальных сайтах соответствующих государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сети «Интернет».

Проверка предпринимательской деятельности

Деятельность, которая осуществляется в рамках малого и среднего бизнеса, является объектом контроля со стороны местных и государственных органов надзора. Частота проверок определена действующим законодательством. ФЗ №294 «О защите прав юридических лиц и ИП» направлен на контроль за соблюдением контролирующих органов правил, которых они должны придерживаться в ходе проведения проверок.

Законодательный акт определяет два типа контроля деятельности предпринимателей:

  1. Внеочередной. Проверки данного типа должны быть предварительно согласованы с Генеральной прокуратурой. Непосредственно предприниматель получает информацию о предстоящей проверке накануне ее проведения.
  2. Плановый. Проверки данного типа проводятся не чаще одного раза в течение трех календарных лет. Контролирующие органы должны предоставить в прокуратуру сведения о предстоящей проверке накануне года, в течение которого она должна быть проведена. Информация о конкретном индивидуальном предпринимателе вносится в план проверок на предстоящий год. Соответствующие сведения публикуются в сети интернет. Как ИП, так и коммерческая организация могут самостоятельно отыскать информацию о предстоящей плановой проверке их деятельности. Это можно сделать, зайдя на сайт Генеральной прокуратуры в определённом субъекте федерации по:
  • ОРГН;
  • ФИО;
  • ИНН ИП;
  • названию юридического лица.

Введённый мораторий на проверку деятельности малого и среднего бизнеса в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года был продлён ФЗ № 480. В Федеральный Закон № 294 был внесён пункт 26.2. Он гласит, что плановые проверки не будут проводиться для представителей малого и среднего бизнеса. Ключевым условием для этого является внесение предпринимателя в Единый реестр субъектов малого бизнеса. Он доступен на официальном сайте Федеральной Налоговой Службы России.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) субъекты малого и среднего предпринимательства — хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства;

2) — 4) утратили силу. — Федеральный закон от 29.06.2015 N 156-ФЗ;

5) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее также — поддержка) — деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов публичной власти федеральной территории, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемая в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства (далее — государственные программы (подпрограммы) Российской Федерации, государственные программы (подпрограммы) субъектов Российской Федерации, муниципальные программы (подпрограммы), а также деятельность акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», осуществляемая в соответствии с настоящим Федеральным законом, в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства (далее также — корпорация развития малого и среднего предпринимательства), его дочерних обществ и деятельность акционерного общества «Российский экспортный центр» (далее — Российский экспортный центр) по поддержке экспортной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемая в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», его дочерних обществ;

6) финансовая организация — профессиональный участник рынка ценных бумаг, клиринговая организация, управляющая компания инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, акционерный инвестиционный фонд, кредитная организация, страховая организация, негосударственный пенсионный фонд, организатор торговли, кредитный потребительский кооператив, микрофинансовая организация.

7) социальное предпринимательство — предпринимательская деятельность, направленная на достижение общественно полезных целей, способствующая решению социальных проблем граждан и общества и осуществляемая в соответствии с условиями, предусмотренными частью 1 статьи 24.1 настоящего Федерального закона;

8) социальное предприятие — субъект малого или среднего предпринимательства, осуществляющий деятельность в сфере социального предпринимательства;

9) национальная гарантийная система поддержки малого и среднего предпринимательства (далее — национальная гарантийная система) — система взаимодействующих организаций, осуществляющих деятельность в целях обеспечения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, к кредитным и иным финансовым ресурсам, состоящая из участников национальной гарантийной системы, к которым относятся корпорация развития малого и среднего предпринимательства, акционерное общество «Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства», а также фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств) (далее — региональные гарантийные организации), соответствующие требованиям к региональным гарантийным организациям и их деятельности, установленным настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

Деятельность на основании лицензии

Гражданин, который намерен начать вести предпринимательскую деятельность, должен также изучить Закон РФ № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности»

Следует обратить внимание, что некоторые требования данного закона сложно выполнить. Поэтому будущий ИП должен установить, к каким сферам деятельности они применимы

Статья 12 вышеупомянутого закона перечисляет виды деятельности, которые подлежат лицензированию. Она включает 57 пунктов, из которых три уже неактуальны сегодня. Предприниматель должен учесть, что в случае изменений в законодательстве, он будет вынужден произвести замену лицензии или прекратить вид деятельности, которая будет упразднена. Также нет гарантий того, что какой-либо вид предпринимательства, который на данный момент не входит ни в один из 57 пунктов, не будет подлежать обязательному лицензированию с течением времени.

ФЗ №99 должен лежать в основе принятия решения гражданина заниматься одним из лицензируемых видов деятельности. Законодательный акт описывает порядок действий бизнесмена, а также перечисляет инстанции, в которые ему предстоит обратиться. ФЗ №99 также дает описание:

  • порядка получения лицензии;
  • мест ее оформления и продления, после того, как срок ее действия истечёт.

Чем разрешено заниматься ИП

Условно, разрешенные виды деятельности можно разделить на 3 группы:

  • Не требующие никаких разрешений и лицензий.
  • Требующие согласования или получения разрешения отдельных контролирующих органов.
  • Требующие лицензии.

Деятельностью, не требующей никаких разрешений, можно заниматься сразу после регистрации. При этом получать лицензию, обходить инстанции для получения согласования – не нужно. Работать можно сразу.

К такой деятельности относится, например, оказание бытовых услуг (кроме парикмахерских и косметологических услуг), творческая и издательская деятельность, посреднические, юридические и консалтинговые услуги, услуги проката и сдачи жилья в аренду, оптовая торговля товарами, за исключением тех товаров, что ограничены в обороте или запрещены к нему, реклама и перевозки (кроме грузовых свыше 3,5 тонн).

В отношении осуществления некоторых видов деятельности может понадобится согласие отдельных органов или получение специального разрешения – лицензии. Подробнее смотрите ниже.

Особенности нормативно-правового регулирования развития малого и среднего предпринимательства

Обратите внимание на ст. 7 Закона N 209-ФЗ

Государство предусматривает множество мер для нормативно-правового регулирования развития малого и среднего предпринимательства:

  • специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;
  • упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;
  • упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;
  • льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;
  • особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
  • меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);
  • меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • иные, направленные на обеспечение реализации целей и принципов Федерального закона меры.

Статьи 9, 10, 21 — 25 Закона N 209-ФЗ содержат детальный перечень мер информационной, консультационной и иных видов поддержки малого и среднего предпринимательства. Меры поддержки малого и среднего предпринимательства, предусмотренные Законом, в частности, включают:

  • размещение в открытом доступе информации о федеральных и региональных программах поддержки предпринимательства, об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • создание организаций, оказывающих консультационную поддержку субъектам малого предпринимательства;
  • поддержку в области подготовки и переподготовки кадров;
  • поддержку в области инновационной деятельности и промышленного производства;
  • поддержку в области внешнеэкономической деятельности;
  • поддержку в области ремесленной деятельности;
  • поддержку организаций, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.

Отдельно следует сказать о мерах имущественной и финансовой поддержки, которые мы рассмотрим ниже.

Малые и средние предприятия – получатели господдержки будут сведены в единый реестр

Сейчас организации, в которых субъекты малого и среднего предпринимательства могут получить поддержку (субсидирование, льготное кредитование, налоговые послабления и т.д.), ведут собственные реестры ее получателей. Принятый в текущем году закон предполагает формирование единого реестра, который будет размещаться на официальном сайте ФНС России. Также определены организации, которые будут предоставлять такие сведения налоговой службе13.

Напомним, что приоритетными для государства являются следующие направления предпринимательской деятельности: жилищно-коммунальные и транспортные услуги, деятельность в сфере науки и техники, переработка древесины, изготовление продуктов питания, производство лекарств и иная социально ориентированная деятельность14.

13 Федеральный закон от 2 августа 2019 г. № 279-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” в целях формирования единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки».

14 О реализации национального проекта, предусматривающего поддержку малого и среднего бизнеса, читайте в публикации «Господдержка – предпринимателям».

Поправки о применении ККТ: усиление контроля за недобропорядочными предпринимателями повысит доверие к бизнесу

С 1 июля 2019 г. перестала действовать норма2, освобождающая предпринимателей от применения контрольно-кассовой техники и оформления бланков строгой отчетности:

  • при осуществлении расчетов в безналичном порядке с физическими лицами (для определенных категорий организаций и индивидуальных предпринимателей);
  • при предоставлении займов;
  • иного встречного предоставления за товары, работы, услуги;
  • при сдаче в аренду (наем) жилых помещений, принадлежащих индивидуальным предпринимателям на праве собственности.

Использование ККТ закреплено Федеральным законом от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». В нем же предусмотрены изъятия и послабления в зависимости от применяемых режимов налогообложения и способов реализации товаров, выполнения работ и оказания услуг. В этой связи в закон были внесены изменения. 7 июня 2019 г. они вступили в силу. Поправками были детализированы условия применения онлайн-касс и определены случаи, при которых фискальный порядок может осуществляться предоставлением покупателю для считывания QR-кода. Также прекращено действие положений, замораживающих ответственность предпринимателей и компаний за осуществление расчетов без применения онлайн-касс при организации пассажирских перевозок и расчетах за жилищно-коммунальные услуги3.

Теми же поправками предусмотрено, что 1 февраля 2020 г. при торговле через автоматы можно будет не выдавать покупателю бумажный чек и не отсылать ему электронный чек, если на дисплее автомата отображается для считывания QR-код.

В целом изменения законодательства направлены на поэтапное повышение доступности кассовых расчетов с применением контрольно-кассовой техники и мобильных устройств.

2 Пункт 4 ст. 4 Федерального закона от 3 июля 2018 г. № 192-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральный закон 209: первое знакомство

Полное его название – «Федеральный закон о развитии малого и среднего предпринимательства». Через Думу он прошёл ещё в 2007 г., был принят 24.07.2007 г. и действует до сих пор. За все время своего существования акт неоднократно менялся: он содержит более тридцати поправок. Последние из них относятся к 2018 и 2019 годам.

ФЗ 209 вызывает много споров

Данный акт легко можно спутать с другим федеральным законом. По роковой случайности, последний выпущен под тем же самым номером — 209 от 2014 г., но говорит о ГИС ЖКХ. Он регулирует вопросы, касающиеся общедоступности информации обо всех расходах субъектов ЖКХ: товариществ собственников, управляющих компаний и прочих. Поэтому, когда где-то упоминается именно закон о предпринимательской деятельности, следует указывать не только номер, но также уточнять, что именно это за акт, приводя его полное наименование.

Документация, которая регулирует предпринимательство

Конституция Российской Федерации – это база для каждого нормативно-правового акта, который создается и принимается в стране. Если законодательно не описан конкретный аспект, то индивидуальный предприниматель найдёт его описание в Конституции и будет действовать согласно главному документу РФ.

Статья 34 Конституции определяет право каждого россиянина заниматься предпринимательской деятельностью. Она гарантирует гражданам РФ право использовать собственные способности и имущество во время ведения бизнеса. Эта статья накладывает запрет на деятельность в рамках предпринимательства, которая будет способствовать недобросовестной конкуренции и монополизации.

Гражданский Кодекс РФ дает подробное описание понятию «предпринимательская деятельность». Подавляющее количество российских юристов ставят данный документ на второе место по значимости после Конституции. Его 23 статья устанавливает, что ИП может заниматься ведением собственного дела с регистрацией юридического лица или без нее. Законодательством определены виды предпринимательства, которые можно проводить без государственной регистрации россиянина в качестве ИП. К ним относят производство сельскохозяйственной продукции при формировании крестьянского или фермерского хозяйства.

К ключевым признакам предпринимательства относят:

  • самостоятельный и добросовестный характер деятельности;
  • предприниматель является единственным лицом, на котором лежит ответственность за все риски и последствия, связанные с деятельностью;
  • ИП осуществляет деятельность с целью получить от нее доход;
  • использование различных законных методов для получения прибыли, среди которых реализация готовых изделий, оказание услуг, производство и реализация товаров, выполнение работ;
  • проведение государственной регистрации в качестве ИП или осуществление деятельности без нее в рамках действующего в стране законодательства.

Деятельность представителей предпринимательства регулируется теми же нормативно-правовыми актами, что и деятельность коммерческих организаций (юридических лиц).

Закон 129 «О государственной регистрации юридических лиц и ИП» описывает процедуру регистрации россиянина в качестве предпринимателя. Информация о всех предпринимателях, которые осуществляют деятельность на территории России, собрана в Едином Государственном Реестре ИП.

Федеральная Налоговая Служба России выполняет обязанности по регистрации ИП. Для того чтобы начать вести малый или средний бизнес, россиянин должен подать соответствующее заявление в территориальную налоговую службу.

Поможем найти выгодный кредит:

Формулировка закона

В правовом поле, он имеет цель развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Он включает в себя довольно много пунктов. В основном, все они направлены на регулирование и пояснение. Сделано это для того, чтобы каждый, кто занимается подобной деятельностью знал свои права и обязанности. Также, на данный момент присутствуют пункты о стимулировании со стороны власти.

Основные моменты, содержащиеся в законопроекте:

  • предмет регулирования настоящего Федерального закона;
  • единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации;
  • даёт основные понятия, которые используются в настоящем Федеральном законе;
  • определение категорий субъектов малого и среднего бизнеса;
  • федеральные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector