Кто такой звукорежиссер (sound engineer), чем занимается, востребованность, сколько зарабатывает и где учиться

Содержание:

Круг обязанностей

Что делает звукорежиссер? Объем обязанностей этого специалиста тесно связан с его местом трудоустройства. Главная задача, объединяющая представителей разных направлений, заключается в работе над звуковыми решениями кинофильма, спектакля, телепередачи, рекламного видеоролика. Также ему необходимо выполнять настройку звукозаписывающего и звуковоспроизводящего оборудования и другой аппаратуры. При этом он должен учитывать акустические особенности рабочего помещения и нюансы в звучании разных музыкальных инструментов.

В ходе озвучивания звукорежиссер следит за синхронизацией звука и «картинки», руководит процессом монтажа. Когда отдельные фрагменты звукоряда полностью подготовлены, он сводит их в целостную фонограмму. В его подчинении находятся звукооператоры, звукомонтажеры и микрофонные операторы.

Чем занимается представитель этой профессии на телеканалах и на радиостанциях? Тут его основной задачей является разработка звукового сопровождения заставок, анонсов и телепередач. Без него не обходится трансляция какого-либо события, шоу или новостного выпуска в режиме live. На телеканале он всегда работает в команде. Он выполняет распоряжения главного режиссера программы. Сотрудничают с ним продюсер, редактор, телеоператор, звукотехник и линейный монтажер. Также этот специалист может принимать участие в процессе создания телеспектакля или фильма.

В концертном зале и в театре звукорежиссер отвечает за звуковой декор всего действа. Делает он это посредством разных шумов и музыкальных композиций. В творческом тандеме с режиссером он участвует в разработке и реализации общей концепции. Кроме того, все время, пока идет представление, специалист отслеживает своевременность подачи звука и его качество.

Оплата труда

Важные качества

Профессия звукооператора предполагает музыкальность, хороший слух, хорошую память на звуки, способность осваивать технические приспособления для записи и обработки звука.

Знания и навыки

Звукооператор должен владеть технологией записи и обработки звука, уметь пользоваться техническими средствами (цифровыми и аналоговыми). В частности нужно знать технологию съёмок и последующего озвучания, правила расстановки микрофонов. Звукооператор должен понимать свойства звука, акустические характеристики различных помещений, предметов, инструментов – в зависимости от места работы.

Обучение на Звукооператора

Звукооператору требуется среднее профессиональное образование (квалификация «техник»), которое можно получить в одном из колледжей.

  • Колледж кино, телевидения и мультимедиа ВГИК имени С.А.Герасимова. Специальность «Театральная и аудиовизуальная техника». Специализация «Техника и технология аудиовизуальных программ».
  • Театрально-художественный колледж №60 (г. Москва). Специальность «Театральная и аудиовизуальная техника»
  • Санкт-Петербургский киновидеотехнический колледж. Специальность «Театральная и аудиовизуальная техника»
  • Колледж предпринимательства №11. Специальность «Аудиовизуальная техника и звукотехническое обеспечение аудиовизуальных программ». Специализация «Звукотехническое обеспечение аудиовизуальных программ».

И др. региональные театральные колледжи, колледжи культуры и искусств.

Полезные ссылки

  • Звукорежиссеры («ВКонтакте»);
  • ТопЗвук — Звукорежиссеры («ВКонтакте»);
  • Клуб звукорежиссеров («ВКонтакте»);
  • Звукорежиссер (Facebook).
  • Форум Rmmedia с обсуждениями музыкального софта, оборудования, создания музыки, проведения концертов и т. д.;
  • Форум РадиоЗвук, в котором обитают не только звукорежиссеры, но и дикторы, ведущие, актеры озвучки, саунд-дизайнеры;
  • Сайт Samesound, являющийся платформой для музыкантов с контентом различного формата, есть материалы и по звукорежиссуре.

Другие материалы по теме звукорежиссуры:

  • Чат Звукорежиссеры в Telegram;
  • Видео на YouTube 10 глупых вопросов звукорежиссеру.

Обзор профессии закончен. Мы постарались объяснить все, что только могло интересовать человека, которого привлекла звукорежиссура, начиная от направлений и заканчивая становлением.

Работа со звуком в целом, будь она в музыкальной индустрии или другой сфере, увлекательная и разнообразная. Даже профессионалы, которые прослушали и сделали сотни работ, сохраняют энтузиазм по отношению к профессии звукорежиссера. Возможно, одним из таких станет кто-то из наших читателей? Будем искренне рады, если все так и будет! Желаем вам найти свою профессию мечты и достигнуть в ней карьерных высот.

Обязанности звукооператора

Звукооператор — человек, востребованный в телевидении, кинематографе, театре, концертах, публичных мероприятиях. Поэтому его обязанности могут меняться —  от ванильного контроля микрофонов в актовом зале до бесперебойной работы со сложнейшим оборудованием.

В киностудии такому специалисту придется постоянно отслеживать состояние звука и шумов, словом, осуществлять технический контроль записи. В театре на него возложат ответственность за подготовку звукового сопровождения и его дальнейшего включения в спектакль. В студии звукозаписи, как правило, производится аранжировка, запись треков, работа с фонограммами.

В идеале звукооператор имеет музыкальное образование, с легкостью управляет микрофонами, микшерным пультом и прочим оборудованием, знает, как извлечь качественный звук, опираясь на существующую в помещении акустику. Он готов к неравномерному графику, ночным сменам, поздним концертам и передачам. Иногда ему придется жертвовать свободным временем и выходными, чтобы довести работу до совершенства.

Где учиться

Для полноценной работы недостаточно иметь хороший слух, знать компьютерные программы, работать с музыкальным оборудованием. Неплохо бы получить музыкальное образование, закончить курсы звукооператора, но главное условие — диплом одного из следующих ВУЗов:

  • АГК, факультет художественного творчества;
  • БГИИК, факультет музыкального творчества;
  • ВГИИК, факультет художественного творчества;
  • ВГИК им. С. Герасимова, режиссерский факультет;
  • МГИК, театрально-режиссерский факультет;
  • МТУСИ, общетехнический первый факультет;
  • СПбГИКИТ, факультет экранных искусств;
  • СПбЭГЭТУ «ЛЭТИ» им. В. Ленина, факультет радиотехники и телекоммуникаций;
  • СГИИ им. Д. Хворостовского, музыкальный факультет;
  • СГУТИИ, факультет мобильной радиосвязи и мультимедиа.

Для поступления на один из этих факультетов абитуриенту необходимо сдать ЕГЭ по русскому языку, литературе. Некоторые ВУЗы требуют сдачи профильной математики.

Направления в профессии

Чем занимается звукорежиссер, зависит от места, в котором он работает. По сферам деятельности можно разделись профессию на несколько направлений.

Студия звукозаписи

Классическая реализация звукорежиссера, который работает в студии звукозаписи. Туда приходят исполнители и музыканты, которые записываются.

На плечи специалиста ложится осуществление качественной записи, сведение (создание единого сбалансированного трека из имеющихся звуковых элементов) и мастеринг (приведение сведенного материала в вид, который должен соответствовать современным стандартам, например, по уровню громкости). Это очень общее объяснение направления.

Телевидение, киноиндустрия

Любой фильм, передача, шоу и прочий контент на ТВ или в формате кино имеет звук. Он записывается прямо во время съемки и также дополняется уже готовыми элементами, например музыкой или звуковыми эффектами. Технически специалист делает то же, что и в студии, но сама деятельность кардинально различается в деталях. Так как есть видеоряд, аудио должно ему соответствовать и быть сведено именно под него. К тому же на производстве фильмов и передач за звук отвечает целая команда, а не один человек.

Радиостанция

На радио звукорежиссер отвечает за качество звука в эфире и сводит перебивки, джинглы, рекламные объявления. В отличие от ТВ и работы в студии звукозаписи, здесь большая часть деятельности происходит в прямом эфире. Правда, много материалов предзаписаны, а все настройки автоматизированы.

Концерты, театры

Концертный и театральный звукорежиссер печется о том, чтобы звук был качественным, одинаково хорошо слышен с любого зрительского места, был правильно сбалансирован и настроен.

Такие специалисты участвуют в репетициях, выставляют или добавляют источники звука, контролируют их фазу, создают комфортное прослушивание фонограммы в наушниках исполнителей и делают многое другое. Во время представления звукорежиссер сидит у микшерного пульта и компьютера, следя за качеством звука, переходами, эффектами.

Студии разработки

В играх, программах и приложениях звук может быть важен, особенно в случае с играми. Звукорежиссер в студии разработки записывает, сводит и зачастую создает звуковые компоненты. Причем речь идет о действительно разнообразной деятельности.

3 примера:

  1. Запись актеров, которые озвучивают персонажей в игре. Нужно провести сессию звукозаписи, свести материал и сделать так, чтобы все гармонично звучало в игре.
  2. Создание звука шагов по разным поверхностям. Требуется записать, как звучат шаги на поверхностях, которые есть в игре. Затем надо все свести и проконтролировать результат работы.
  3. Создание звука рыка монстра. В отличие от поверхностей, монстров не существует, поэтому звукорежиссерам (и не только им) приходится импровизировать. В какой-то игре рык огромного механического тигра был создан из записи рыка рыси. Конечно, оригинальная запись была сильно изменена (понижена форманта, питч, скорость воспроизведения, добавлено эхо и дилей).

Развлекательные заведения

Под развлекательными заведениями мы имеем в виду караоке, бары, рестораны, клубы и прочие места, в которых важен звук. Звукорежиссер настраивает звук, подключает различные инструменты, сидит у микшерного пульта. Он берет на себя все обязанности, касающиеся акустики, и решает соответствующие проблемы у клиентов.

Куда поступать

Будущие звукорежиссеры отвечают за создание звуковых образов, звуковой концепции, формирование звуковой драматургии произведения. В его задачи входит запись, обработка, компоновка и воспроизведение звуковых компонентов при помощи использования специальных технических средств. Вузы, осуществляющие подготовку специалистов данного направления, должны иметь кроме высококвалифицированного педагогического персонала соответствующую материально-техническую базу, включая наиболее современные средства обработки звукового ряда. На сегодняшний день обучением звукорежиссеров занимаются следующие отечественные учебные заведения:

  • Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М. А. Литовчина;
  • Московский институт телевидения и радиовещания «Останкино»;
  • Российская академия музыки им. Гнесиных;
  • Государственный специализированный институт искусств;
  • Всероссийский государственный институт кинематографии им. С. А. Герасимова.

Перспективы профессионального совершенствования выпускников

Как уже отмечалось, звуковое оформление художественных произведений постоянно набирает обороты, а появление новейших достижений науки и техники, применяемых в данной сфере, может поставить в тупик даже наиболее профессионального специалиста, не прилагающего усилий для самосовершенствования. Для того чтобы быть в курсе последних достижений, находок в области звукорежиссуры целесообразным представляется продолжение обучения в магистратуре, аспирантуре, докторантуре. Продолжение обучения позволит продолжить профессиональное совершенствование, получить навыки педагогической деятельности, заявить о себе в научном мире, а также получить диплом международного образца.

Приобретаемые навыки

Звукорежиссер – одна из профессий, которые требуют от специалиста не только высокого уровня мастерства, но и зависит непосредственно от развития техники: чем более совершенную аппаратуру использует профессионал, тем больше у него возможностей создания концептуально новых звуковых оформлений, придания абсолютно нового звучания произведению.

Работа над трансформацией зрительного ряда в музыкальные образы требует сформированности профессиональных умений, включая следующие:

  1. Профессиональное использование звукотехнической аппаратуры: микшерных пультов, громкоговорителей, микрофонов, различных стереофонических систем, приборов обработки звука.
  2. Настройка аппаратной для реализации студийной записи, звукоусиления, трансляции.
  3. Осуществление планирования звукозаписи спектакля, ролика, клипа, размещение мизансцены, создание и реализация концептуального музыкального оформления последних.
  4. Осуществление микширования музыки.
  5. Осуществление реставрации архивных записей и фонограмм.
  6. Осуществление обеспечения музыкального сопровождения театральных постановок, развлекательных программ, концертов, шоу, спортивных мероприятий, парадов, дискотек.
  7. Осуществление руководства работой технического персонала.
  8. Создание эстрадных фонограмм, записи ансамблей.

Обучение на Звукооператора

Звукооператору требуется среднее профессиональное образование (квалификация «техник»), которое можно получить в одном из колледжей.

  • Колледж кино, телевидения и мультимедиа ВГИК имени С.А.Герасимова. Специальность «Театральная и аудиовизуальная техника». Специализация «Техника и технология аудиовизуальных программ».
  • Театрально-художественный колледж №60 (г. Москва). Специальность «Театральная и аудиовизуальная техника»
  • Санкт-Петербургский киновидеотехнический колледж. Специальность «Театральная и аудиовизуальная техника»
  • Колледж предпринимательства №11. Специальность «Аудиовизуальная техника и звукотехническое обеспечение аудиовизуальных программ». Специализация «Звукотехническое обеспечение аудиовизуальных программ».

И др. региональные театральные колледжи, колледжи культуры и искусств.

Где можно получить профессию звукорежиссера?

Получить профессию звукорежиссера можно в любом высшем учебном заведении России, где имеется специальность «Звукорежиссура кино и телевидения». Также можно освоить первичные навыки этой профессии на специальных курсах, организацией которых занимаются ведущие киностудии, радиостанции, звукозаписывающие и телевизионные компании. Однако при этом необходимо понимать, что профессия звукорежиссера потребует от Вас не только свободного владения специальными навыками и понимания творческого процесса, но и музыкального образования, обширных технических знаний, а также познаний в области физики и акустики.

Поэтому специалисты рекомендуют отдавать предпочтение классическому звукорежиссерскому образованию, которое можно получить только в ВУЗе, а обучение на курсах использовать для повышения уровня своего мастерства. При этом выбирать лучше всего профильный ВУЗ, где Вы получите не только технические и практические навыки будущей профессии, но и узнаете все секреты творческого процесса. К таким ВУЗам можно отнести:

  • Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина;
  • Российская академия музыки им. Гнесиных;
  • Всероссийский государственный институт кинематографии им. С.А. Герасимова;
  • Московский институт телевидения и радиовещания «Останкино»;
  • Государственный специализированный институт искусств.

Государственный специализированный институт искусств

Москва

Музыкальная звукорежиссура

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 291 000,00 ₽

Российская академия музыки имени Гнесиных

Москва

Музыкальная звукорежиссура

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 275 200,00 ₽

Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения

Санкт-Петербург

Звукорежиссура аудиовизуальных искусств

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Заочная 85 000,00 ₽
Бакалавриат Очно-заочная 110 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 230 000,00 ₽

Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина

Москва

Звукорежиссура аудиовизуальных искусств

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 225 000,00 ₽
Бакалавриат Заочная 90 000,00 ₽
Бакалавриат Очно-заочная 155 400,00 ₽
Бакалавриат Очная 225 000,00 ₽
Бакалавриат Очно-заочная 155 400,00 ₽
Бакалавриат Заочная 90 000,00 ₽

Волгоградский государственный институт искусств и культуры

Волгоград

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 207 400,00 ₽
Бакалавриат Заочная 52 000,00 ₽

Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова

Москва

Звукорежиссура аудиовизуальных искусств

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 205 650,00 ₽

Нижегородская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки

Нижний Новгород

Музыкальная звукорежиссура

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 163 000,00 ₽

Краснодарский государственный университет культуры и искусств

Краснодар

Музыкальная звукорежиссура

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 160 600,00 ₽
Бакалавриат Заочная 65 000,00 ₽

Ростовская государственная консерватория (академия) имени С.В. Рахманинова

Ростов-на-Дону

Музыкальная звукорежиссура

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 155 000,00 ₽
Бакалавриат Заочная 90 000,00 ₽

Российский университет театрального искусства — ГИТИС

Москва

Профессии в сфере кино и телевидения

Задумываясь о профессиях, связанных с кино, многие представляют в первую очередь карьеру актёра. В то же время над созданием любого телевизионного продукта трудится много других людей. Представляем перечень основных специальностей в кинематографе:

  • продюсер;
  • режиссёр;
  • сценарист;
  • актёр и актриса;
  • оператор;
  • монтажёр;
  • осветитель;
  • звукорежиссёр;
  • специалист по спецэффектам;
  • каскадёр;
  • костюмер;
  • гримёр;
  • кинокомпозитор.

Расскажем об этих профессиях, связанных с телевидением и кино подробнее.

Продюсер

Это творческий и финансовый руководитель проекта. Именно он распределяет деньги, принимает решение о тратах, выбирает исполнителей, контролирует съёмочный процесс, а потом продаёт права на трансляцию фильма кинотеатрам или телевизионным каналам

В этой профессии важно хорошо понимать предпочтения публики и уметь грамотно распределять финансы

Описание профессии режиссёра

Кинорежиссёр — идейный руководить кинофильма или сериала. Он формирует замысел проекта, объясняет остальным членам группы их задачи и отвечает за конечный результат. В процесс режиссуры входит постановка сцен, взаимодействие с оператором, контроль за съёмками и множество других мелких задач: выбор актёров, подбор локаций и т. д.

Говоря о плюсах и минусах профессии режиссёра следует отметить, что главными её достоинствами являются слава и хороший заработок: режиссёры известных фильмов становятся знаменитостями, а их зарплаты составляют сотни тысяч. К недостаткам специальности режиссёра относятся высокий уровень стресса и ненормированный рабочий день.

Сценарист

Основа любого фильма — качественный сценарий. Именно с труда сценариста начинаются съёмки любого продукта. Обычно первоначальный сценарий в ходе съёмок подвергается изменениям, и в задачи сценариста входит оперативная коррекция некоторых сцен, которая при этом не нарушит общий сюжетный ход.

Профессия актёра

Стать звездой ТВ мечтают многие молодые люди, но не все знают о плюсах и минусах профессии актёра. К главным её недостаткам можно отнести необходимость посвящать профессии всего себя (во время съёмок мало у кого остаётся время на личную жизнь) и нестабильность работы (всё зависит от выбора режиссёра).

Что касается преимуществ, то основными считаются возможность реализовать творческий потенциал, прославиться и получать большие гонорары.

Также существует отдельная профессия — актёр озвучки. Эти специалисты дарят свой голос анимационным персонажам в мультфильмах или озвучивают роль вместо играющего её актёра, если тот по каким-то причинам не может сделать это сам.

Профессия оператора кино и телевидения

Кинооператор — важнейший член творческого коллектива. Он осуществляет съёмку в соответствии с идейным замыслом режиссёра. Он выбирает общий, средний или крупный планы, продумывает размещение камеры, угол её наклона и пр. Именно от него во многом зависит, как в итоге будет выглядеть фильм.

Хорошие операторы в киноиндустрии востребованы не менее чем знаменитые актёры и также получают высокую зарплату.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Специальность монтажёра

По сути, это профессия режиссёра монтажа, который «собирает» фильм из отдельных отснятых элементов. Он решает, в каком порядке будет соединять кадры, какой будет между ними переход и пр.

Осветитель

Хорошая работа оператора невозможна без правильно выставленного света. Особенно это касается съёмок в павильоне или в тёмное время суток. Осветитель отвечает за качественное освещение в любых условиях.

Специалист по спецэффектам

Современное кино сложно представить без компьютерной графики и эффектных сцен. За их создание отвечает человек, который хорошо разбирается в современных программах и может с их помощью создать эффектную картинку.

Профессия каскадёра

Одна из наиболее опасных профессий в кино. Эти люди выполняют рискованные трюки вместо актёров: прыгают на ходу с поезда, покоряют горные вершины и пр.

Специальность костюмера

Костюмеры отвечает за подбор одежды как для ведущих актёров и артисток, так и для тех, кто занят в эпизодических или массовых сценах

Эти сотрудники играют важную роль при создании исторических картин или фильмов, в которых действие происходят в ХХ веке: в таких лентах особенно важно, чтобы одежда соответствовала определённой эпохе

Профессия кинокомпозитора

Вместе со звукорежиссёром кинокомпозитор отвечают за аудиочасть фильма или сериала. Но если режиссёр по звуку отвечает за речь и синхронные шумы (звуки природы, улицы и пр.), то задача кинокомпозитора — создать саундтрек, который будет соответствовать духу картины и при этом запомнится зрителям.

Профессии в театре и кино подойдут творческим людям

Кто это такой и что делает?

Одна из главных особенностей специальности заключается в том, что работа может выглядеть очень по-разному, а востребован такой специалист во многих сферах деятельности. По сути, звукорежиссер – это тот человек, который отвечает за создание звуковых образов. Вы слышите музыкальное сопровождение и озвучку в кино или радиопостановках, на представлении в театре – ее собирает именно звукорежиссер.

Но должностная инструкция такого работника этим не ограничивается – если готового звукового эффекта в его распоряжении нет, он должен записать его самостоятельно, придумав, как воспроизвести необходимый звук, и проследив, чтобы качество записи было на уровне. Он же занимается дальнейшей обработкой звукозаписи.

Концертный звукорежиссер занимается иной деятельностью – это незаменимый помощник для дома культуры, где часто проходят живые выступления. В обязанности такого сотрудника входит обеспечение достойного качества звука, настраивать который приходится прямо в режиме Live. Аналогичным может быть описание деятельности звукорежиссера и на радио, но там он зачастую параллельно занимается еще и тем, что было описано выше – создает звуковые дорожки для рекламы, придумывает заставки, отбивки и так далее, занимается их записью и сведением. В таком контексте звукорежиссер может быть штатным сотрудником и в рекламном агентстве, и в звукозаписывающей студии, и еще много где. В современном мире не стоит удивляться звукорежиссуре как фрилансу.

Подытожить описание деятельности такого профессионала лучше тезисно. Он занимается следующим:

  • подбирает звуковые решения;
  • руководит монтажом аудиооборудования на сценах или в студиях, проверяет исправность его работы, вносит необходимые изменения;
  • записывает и редактирует звуковые дорожки – как музыкальные, так и голосовые, создает фонограммы;
  • отвечает за качество записи звука или живого звучания;
  • настраивает звук на любых публичных мероприятиях или прямых эфирах, следит за тем, чтобы качество передачи звука не падало независимо от развития событий;
  • разрабатывает аранжировки для композиций.

Звукорежиссёр в кинематографе

Звукорежиссёром в кинематографе является участник съёмочной группы, руководящий звуковым цехом. Он занимается записью звука, работая напрямую с микрофонным оператором. В задачу звукорежиссёра входит создание озвучания (фонограммы) фильма в соответствии с идейно-художественным замыслом автора сценария и режиссёра.

В кинематографе также есть звукооператор — участник съёмочной группы, входящий в состав звукового цеха, работает с записью — отслеживает уровни звука фоновых шумов и звука диалогов. Звукооператор подчиняется звукорежиссёру.

Ответственность за запись, обработку и создание звука в процессе съёмки фильма полностью ложится на звуковой цех.

Состав звукового цеха

  • Звукорежиссёр — работает за звуковым пультом, записывает звук. Связан с микрофонным оператором. Командует звуковым цехом (микрофонным оператором (бум-оператором) и звукооператором).
  • Микрофонный оператор — обеспечивает расстановку микрофонов, управляет микрофонами в процессе съёмки.
  • Звукооператор — осуществляет технический контроль записи: отслеживает уровень внутрикадрового звука и фоновых шумов.

В настоящее время понятия звукооператор и режиссёр звука (звукорежиссёр) путают, хотя оба специалиста играют разные роли в процессе работы над звуком. Однако ещё чаще эти функции приходится совмещать в одном лице, поскольку отношение работодателя к требованиям по комплектации звукоцеха организации обычно довольно скептическое. Вообще, звукорежиссёру часто приходится быть и звукоинженером, и микрофонным оператором, и помoщником режиссёра/дирижёра, и снабженцем, и экономистом, и грузчиком, и уборщицей. Идеальный состав звукоцеха в настоящее время — два человека.

Обязанности звукорежиссёра и звукооператора в телепроизводстве

  • Звукорежиссёр участвует в разработке режиссёрского сценария, проводит пробные записи звука. В его обязанности входит осуществление и контроль за синхронной звукозаписью и монтажем всех видов звука. В результате его деятельности получается окончательный (конечный) вариант фонограммы фильма, который получается в ходе сведения (перезаписи) всех исходных элементов, составляющих звуковой ряд.
  • Звукооператор занимается микшированием и контролем за уровнем звука. В его задачу входит приведение уровня звучания диалогов, шумов и музыки в соответствии с заранее составленной звукорежиссёром экспликацией. Иногда такую экспликацию приходится составлять самому звукооператору во время записи звука, для дальнейшего монтажа.

Звукорежиссер в кино — один из членов съёмочной группы. Он выполняет следующие функции:

  • осуществляет звуковое оформление фильма в соответствии с общим замыслом автора сценария и режиссёра;
  • отвечает за художественное и техническое качество звука фильма;
  • готовит звуковую экспликацию, записывает пробы актёров, отбирает фонетический материал, осуществляет синхронные записи, озвучивание, запись музыки и шумов, перезапись фильма.

Значимость звукового решения

Звуковое решение фильма также является художественными произведением. На кинофестивалях существует несколько номинаций имеющих непосредственное отношение к звуковому решению фильма. Например:

  • фильм «Волшебник страны Оз» (1940) получил награду «Оскар» в номинации «Лучшая музыка» и ещё одну награду в номинации «Лучшая песня»
  • фильм «Доктор Живаго» (1966) получил награду «Оскар» — «Лучшая музыка» и награду «Золотой глобус» в такой же номинации.
  • «Космическая одиссея 2001 года» (1968) получила приз Британской академии в номинации «Лучшая музыка» (саундтрек).

Современные фильмы, получившие награды за звуковое решение:

  • «Саус Парк: большой, длинный, необрезанный» (2000)
  • «Матрица» (1999)
    • Британская киноакадемия 2000 — Лучший звук
    • Оскар 2000 — Лучший звук
    • Оскар 2000 — Лучший звукорежиссёр
  • «Почти знаменит» (2000)
  • «Мулен Руж!» (2000)
    • Британская киноакадемия 2002 — Лучший звук
    • Британская киноакадемия 2002 — Награда Энтони Эскуита за музыку
    • Золотой глобус 2002 — Лучшая музыка
    • Награда MTV 2002 — Лучший музыкальный ряд

В настоящее время с появлением систем многоканального объёмного звука, значимость работы звукооператора и звукорежиссёра только увеличивается. Без их участия не обходится ни один современный фильм.

Литература

При составлении раздела использовался материал: Ю. Кравцов, «Основы звукооператорского мастерства», СПбГУКИ, СПБ, 2005 г.

Приобретаемые навыки

В настоящее время звуковое оформление получает все большее влияние при оформлении фильма, передачи, мультфильма, ток-шоу и т. д., а сама профессия звукорежиссера выходит на лидирующие позиции в процессе создания творческих дискурсов. Соответственно, дипломированные специалисты направления должны постоянно актуализировать приобретённые в процессе обучения знания, на высоком профессиональном уровне применять технические новинки, обладать высоким уровнем сформированности технических компетенций. Помимо технической звукорежиссер должен обладать следующими компетенциями:

  1. Способностью демонстрировать глубокое представление о месте аудиовизуальных видов искусства в культурной жизни человечества, об их роли в процессе созидания художественных ценностей.
  2. Способностью анализировать основные вехи в истории развития искусств, детально разбираться в жанрах, стилях мирового, отечественного искусства, проводить анализ технических параметров, звукового оформления художественных произведений.
  3. Умениями принимать участие в процессе реализации творческих проектов, программ различных жанров, направлений в области аудиовизуальной культуры.
  4. Умениями создавать высокохудожественные произведения в области звукорежиссерского искусства, уметь выражать индивидуальный творческий замысел посредством использования художественно-выразительных, технических средств.
  5. Реализовывать профессиональную звукорежиссерскую деятельность, создавать уникальные звуковые концепции, владеть средствами художественной выразительности аудиовизуального, телевизионного искусства.

Куда поступать

Работа звукорежиссера, его обязанности сильно варьируются в зависимости от выбранной отрасли деятельности, однако, основной задачей остается создание звуковой концепции постановки, фильма, игры, передачи и пр. Технологиям создания звуковых решений, использованию новейших достижений науки и техники при реализации творческой деятельности, формированию профессиональных компетенций на сегодняшний день обучают следующие ведущие отечественные вузы:

  • Российская академия музыки им. Гнесиных;
  • Государственный специализированный институт искусств;
  • Институт современного искусства;
  • Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М. А. Литовчина;
  • Московский институт телевидения и радиовещания «Останкино».

Изучаемые дисциплины

Профессия музыкального звукорежиссера возникла практически одновременно с появлением кинематографа и технических средств, позволяющих осуществлять запись и воспроизводство звуков, соответственно, специальные теоретические дисциплины курса связаны с изучением технических параметров, характеристик. В процессе обучения студенты изучаются следующие теоретические аспекты профессиональной деятельности:

  • звукорежиссура;
  • мастерство монтажа звука;
  • акустические основы звукорежиссуры;
  • история звукозаписи;
  • звукозапись в студии;
  • реставрация фонограмм;
  • оборудование студий звукозаписи;
  • технология сведения многодорожных фонограмм;
  • технология концертного звукоусиления;
  • цифровые аудиотехнологии и пр.

Будущая профессия

Несмотря на то, что профессиональная деятельность звукорежиссера остается, как правило, за кадром, переоценить социальную значимость профессии невозможно. Любая передача, ток-шоу, фильм или постановка, которую мы видим, создается при непосредственном участии специалистов этого направления. Казалось бы, нет ничего сложного в звуковом оформлении интервью, но как быть, если оно записывается в уличном шуме, в аэропорту, на стадионе? В такой ситуации без профессиональной деятельности звукорежиссёра велик риск того, что вместо голоса ведущего будет слышен лишь шум толпы или работающих механизмов. Незаменима работа звукорежиссёра и в процессе обработки голоса ведущего, участников передачи, певца. Благодаря современным техническим средствам обработки голоса перед будущим специалистом открываются необозримые горизонты придания того звучания, которое запомнится слушателям или зрителям, сможет вызвать у аудитории ответную реакцию.

Профессия требует от будущего специалиста особых талантов, фантазии, знания компьютерных программ, технологии, техники в звукорежиссуре. Специальность – на стыке техники, творчества и технологий, имеющая огромные перспективы развития в будущем и позволяющая наиболее талантливым выпускникам создавать новые шедевры мировой цивилизации, культуры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector