Как самостоятельно закрыть ооо: пошаговая инструкция

Часто задаваемые вопросы

Чем выгоднее электронная подача документов на добровольную ликвидацию?

Электронная подача документов в регистрирующий орган избавляет от необходимости оплаты государственной пошлины (800 руб.), а также посещения нотариуса (стоимость нотариальных услуг от 7000 руб.) и налоговой инспекции.

Что такое «альтернативная ликвидация»?

Это «понятие», которое не определено в действующем законодательстве и появилось в бизнес-практике для обозначения услуг, связанных с передачей прав по управлению компанией (смена руководителя, участников на различных лиц (резидентов или нерезидентов)), либо с передачей прав и обязательств правопреемнику в результате реорганизации.

Эти способы не имеют ничего общего с законным прекращением деятельности юридических лиц, в дальнейшем могут быть оспорены в судебном порядке.

Какие существуют законные способы ликвидации?

Ликвидация (прекращение деятельности без передачи прав правопреемнику) юридических лиц осуществляется в соответствии с «Гражданским кодексом Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (Статья 61):

  • по решению учредителей или высшего органа юридического лица;
  • по решению суда.

Если имущества организации недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, то должна быть начата процедура банкротства.

Каковы сроки добровольной ликвидации ооо?

Добровольная ликвидация ООО занимает примерно 3,5-4 месяца (если не будет задержек со стороны Заказчика).

Сколько стоит ликвидация ООО?

Обычно мы предлагаем следующий сценарий работы. Вначале – бесплатная консультация. На ней мы познакомимся с вашей ситуацией, обсудим возможные способы решения проблемы и предложим вам оптимальный. Если вы опытный специалист, неоднократно готовили документы для ФНС, но именно с ликвидацией сталкиваетесь впервые, вполне возможно, что вам будет достаточно нашей развёрнутой детальной консультации по ликвидации за 5000 рублей и вы самостоятельно сможете заполнить все необходимые формы и выполнить все процедуры по ликвидации. Если же вам требуется дальнейшая помощь и сопровождение, то мы берём на себя подготовку всех документов для ФНС и других инстанций. Эта услуга стоит 15000 рублей (если вы уже получили консультацию за 5000, то, соответственно 10000). Если вы захотите поручить нам полное выполнение всех работ по ликвидации «под ключ», то такая услуга будет стоить 35000 рублей.

Пошаговая инструкция ликвидации ООО

1 этап. Принятие решения

Начинается ликвидация с принятия соответствующего решения. В случае добровольного прекращения деятельности решение об этом принимается общим собранием участников (учредителей). Вся процедура, предшествующая проведению общего собрания участников, где есть вопрос «ликвидация компании», не отличается от процедуры созыва собраний для решения других вопросов. Поэтому документы, составляемые на этом этапе ликвидации, не будут отличаться по форме от документов, которые необходимо готовить для созыва любых общих собраний участников.

2 этап. Инвентаризация

Проведение инвентаризации имущества общества, которое находится в стадии закрытия. На данном этапе составляется приказ о формировании комиссии по инвентаризации, ее сроках и порядке проведения. По итогам должны быть оформлены инвентаризационные описи или акты инвентаризации, а также ведомость результатов, выявленных инвентаризацией. Нормативный акт, которым необходимо руководствоваться при проведении инвентаризации на этом этапе, — Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49.

3 этап. Общее собрание

Следующим шагом является оформление решения общего собрания участников общества о его ликвидации соответствующим протоколом. Одновременно определяется состав ликвидационной комиссии или назначается ликвидатор. С этого момента полномочия по управлению деятельностью компании передаются комиссии или ликвидатору. Ликвидацию проводят эти лица. Полномочия директора прекращаются.

Образец публикации в печати

До наступления следующего этапа проходит срок минимум два месяца, в течение которого ликвидируемое общество ждет предъявления требований от кредиторов. Последним дается время на обращение и защиту своих прав. Процедура рассмотрения обращений кредиторов законодательно не установлена, поэтому общество само определяет, каким образом вести учет предъявляемых претензий и рассматривать их.

5 этап. Ликвидационный баланс

После истечения срока на предъявление претензий кредиторов общество составляет промежуточный ликвидационный баланс, это следующий этап ликвидации. Его форма не утверждена, но из анализа практики можно сделать вывод, что такой баланс должен отвечать всем требованиям Правил бухгалтерского учета. На уровне закона установлен только перечень сведений, которые необходимо включить в ликвидационный баланс (п. 2 ст. 63 ГК РФ):

  • сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица;
  • перечень предъявленных кредиторами требований;
  • результаты рассмотрения требований;
  • требования, удовлетворенные вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

Промежуточный ликвидационный баланс подлежит утверждению общим собранием участников, и о факте его составления уведомляется налоговый орган. Для этого используется та же форма уведомления, что и при принятии решения о ликвидации общества — № Р15001.

6 этап. Выплаты кредиторам

Утверждение ликвидационного баланса является исключительной компетенцией общего собрания участников.

Материалы по теме

Пять законных способов ликвидации компании с долгами

7 этап. Распределение имущества организации

На заключительной стадии между собственниками предприятия распределяется имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, происходит увольнение всех сотрудников, а также вносится запись о ликвидации общества в Единый государственный реестр юридических лиц.

Шаблон решения последнего общего собрания общества

Таким образом, ликвидация предприятия (пошаговая инструкция 2020 года) состоит из вышеописанных этапов и заканчивается соответствующей записью в ЕГРЮЛ.

Как провести ликвидацию дочерней компании

Добровольная ликвидация дочерней компании, как любого другого юрлица, – это процедура, при которой организацию в итоге исключают из ЕГРЮЛ без перехода прав и обязанностей (ст. 62 ГК). Обязательное условие – к финалу у ликвидируемого общества не должно быть никаких долгов, необходимо провести инвентаризацию имущества. После ликвидации «дочки» материнская компания получает все оставшиеся после расчетов с кредиторами активы.

План действий. Первым делом необходимо определиться с кандидатурой ликвидатора или ликвидационной комиссии. Ликвидатором может выступать генеральный директор, учредитель, любое наемное лицо. Решение о ликвидации и ответственных лицах оформите протоколом или решением общего собрания.

Уведомите регистрирующий орган – налоговую по месту учета ликвидируемого налогоплательщика – о начале процесса ликвидации и назначении ликвидатора по форме № Р15001.

Дождитесь, когда об этом появится запись в ЕГРЮЛ. Опубликуйте сообщение о ликвидации в журнале Вестник государственной регистрации и на сайте Федресурс, чтобы уведомить кредиторов. Дополнительно разошлите уведомления по почте заказным письмом. У кредиторов будет всего два месяца после публикации в вестнике, когда они могут заявить о своих требованиях.

Проведите инвентаризацию, составьте промежуточный ликвидационный баланс, подготовьте решение/протокол об утверждении промежуточного ликвидационного баланса. Убедитесь, что нет задолженности ни по налогам, ни по взносам, проведите сверку расчетов с бюджетом, уплатите все недоимки, пени и штрафы. Уведомите регистрирующий орган по форме № Р15002 о составлении и утверждении промежуточного ликвидационного баланса.

После внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица можно закрывать расчетные счета, сдавать кадровые документы в архив, уничтожать печать общества, утилизировать документы, не подлежащие обязательному хранению. Налоговые последствия. Если рыночная стоимость имущества, которое получает после ликвидации «дочки» материнская компания, не превышает ее вклада в уставный капитал, имущество не признают доходом и не включают в налоговую базу по налогу на прибыль (подп. 4 п. 1 ст. 251 НК). Разницу между стоимостью имущества и вкладом убытком признать нельзя.

Если материнской компании отходит имущество дочерней по рыночной стоимости больше, чем первоначальный вклад в уставный капитал, разницу относят к доходам и учитывают при расчете налога на прибыль. Эта же разница для ликвидируемой организации – реализация, на нее нужно начислить НДС.

Когда «дочка» будет передавать имущество материнской компании, она должна будет предъявить НДС и выставить счет-фактуру на основании пункта 1 статьи 168 НК (письма Минфина от 14.05.2012 № 03-07-11/144, от 17.04.2012 № 03-07-11/112). Ликвидируемое общество обязано восстановить сумму вычетов НДС по передаваемому имуществу в размере, ранее принятом к вычету по этому имуществу, а для основных средств – в размере, пропорциональном остаточной стоимости имущества. Сумму исчисленного налога должна уплатить сама ликвидируемая организация.

Если дочерняя компания при ликвидации передает денежные средства, объекта обложения НДС не возникает (ст. 146 НК).

Материнская компания финансировала дочернюю по договору займа. Если заем до ликвидации не погасили, материнская компания вправе признать безнадежный долг и отнести его к внереализационным расходам и уменьшить налог на прибыль (подп. 2 п. 2 ст. 265 и ст. 266 НК). Но налоговики могут переквалифицировать такую сделку в инвестиционные отношения – вклад в УК общества и, соответственно, доначислить налог на прибыль (определения Верховного суда № 310-КГ17-10276, от 28.03.2017 № 303-КГ17-1509, письмо ФНС от 30.06.2017 № СА-4-7/12702@).

Как вариант – признать сделку займом деловой цели, только с целью получить налоговую экономию и, соответственно, доначислить налог на прибыль (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2017 по делу № А40-251161/15).

Чтобы избежать таких рисков, убедитесь, что договоры займа «дочке» имеют рыночные условия по срокам и процентам, что дочерняя организация вовремя платила проценты и гасила тело кредита. Если между сторонами возникали разногласия, компании вели себя как не связанные между собой предприниматели – писали друг другу претензии, предъявляли иски, применяли штрафные санкции.

Полномочия ликвидационной комиссии (ликвидатора)

Итак, решение о ликвидации принято, ликвидационная комиссия во главе с председателем или ликвидатор назначены, теперь именно они должны соблюдать порядок определенных законодательством процедур.

Следующим шагом является публикация в журнале «Вестник государственной регистрации» сообщения о начале ликвидации организации, содержащего следующие сведения:

  • полное наименование юридического лица;
  • ОГРН;
  • ИНН, КПП;
  • место нахождения;
  • реквизиты решения о ликвидации;
  • порядок, сроки, а также контактную информацию для заявления требований кредиторов.

На основании Приказа Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 16 июня 2006 г. № САЭ-3-09/355@ «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации» подача заявления о начале ликвидации через иное издание считается не соответствующей закону.

Необходимо отметить, что срок для публикации такого уведомления действующим законодательством не предусмотрен, однако срок для заявления кредиторских требований, который не может быть меньше двух месяцев, начинает течь именно с этого момента.

Комиссия должна принимать и иные меры, направленные на поиск и уведомление кредиторов в письменной форме с указанием срока предъявления требований. Копии таких уведомлений следует хранить в организации.

Ликвидационный баланс, отражающий финансовое состояние организации, составляется комиссией по истечении двух месяцев со дня публикации. Подготовка такого баланса позволит оценить размер имущества юридического лица, его активов и пассивов, дебиторской и кредитной задолженностей, а также соотношение этих показателей.

Последовательность действий, необходимых для составления промежуточного ликвидационного баланса законодательно не установлена, поэтому необходимо руководствоваться правилами ведения бухгалтерского учета и отчетности.

Председатель ликвидационной комиссии обязан уведомить регистрирующий орган о готовности баланса, а также направить следующий комплект документов:

  1. заявление о гос.регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией;
  2. ликвидационный баланс, утвержденный лицами, принявшими решение о ликвидации;
  3. квитанция об уплате госпошлины.
  • скачать заявление о гос. регистрации — здесь.
  • скачать ликвидационный баланс — здесь.

Подлинность подписи заявителя на уведомлении и заявлении должна быть нотариально заверена.

С 2015 года с организаций снята обязанность по уведомлению органов Пенсионного фонда о ликвидации, и документ о представлении сведений в данный орган, может быть получен налоговым органом в рамках межведомственного сотрудничества.

Данный комплект документов может быть направлен в регистрирующий орган одним из следующих способов:

  1. руководителем ликвидационной комиссии лично;
  2. представителем при наличии нотариально заверенной доверенности;
  3. почтовым отправлением;
  4. в электронном виде посредством сервиса на сайте nalog.ru.

Только после получения указанных документов налоговый орган принимает решение о регистрации ликвидации организации и налоговая декларация должна учитывать период времени до этого дня, а не до момента принятия хозяйствующим субъектом решения о ликвидации.

Деятельность ликвидационной комиссии направлена, не на улучшение финансового состояния общества, а на поддержание законности и соблюдение прав и законных интересов общества и его кредиторов в ходе процедуры ликвидации, поэтому можно выделить следующие, еще не рассмотренные, полномочия:

  1. сбор дебиторской задолженности;
  2. управление собственностью организации, инвентаризация и оценка имущества;
  3. перевод средств хозяйствующего субъекта на один счет, закрытие остальных счетов;
  4. защита интересов организации в суде;
  5. выдает доверенности;
  6. принятие решений об увольнении работников;
  7. передача документов организации в архив.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector