Как эффективно повышать квалификацию коллектива?
Содержание:
- Повышение квалификации работников по Трудовому кодексу – законы и нормативы
- Какие документы выдаёт Нетология и в чём их отличия
- Как правильно выбрать курсы повышения квалификации — 4 полезных совета
- Кто платит за курсы повышения квалификации (ДПО)?
- Положение о повышении квалификации работников
- Где проходят
- Основные цели повышения квалификации
- Как правильно выбрать курсы
- Что получили?
- Повышение квалификации – что это?
- Виды
- Проанализируйте окружающую среду. Оглянитесь вокруг
- Как изучали?
- Документальное сопровождение повышения квалификации
- Как повысить квалификацию — пошаговая инструкция для начинающих
- Повышение квалификации педагогов по ФГОС
- В чем суть повышения профессиональных возможностей работника
Повышение квалификации работников по Трудовому кодексу – законы и нормативы
Действующее законодательство достаточно глубоко регламентирует вопросы повышения квалификации сотрудников и предусматривает наличие различных нормативов, обеспечивающих правовое регулирование данного вопроса. В частности, рассматривается данный аспект трудовой деятельности в положениях следующих нормативных документов:
- ФЗ №273 от 29.12.2012. Данный закон регламентирует вопросы образования в Российской Федерации в целом. И повышение квалификации сотрудников относится с точки зрения данного нормативного документа к получению профессионального обучения.
- Статья 187 ТК РФ. Данной статьей устанавливаются общие гарантии, которые работодатель должен предоставить работникам на время прохождения ими профессионального обучения или курсов повышения квалификации, либо прохождения независимой оценки квалификации.
- Статья 195.1 ТК РФ. Её положения регламентируют само определение квалификации работника, как уровня наличествующих у него практических профессиональных умений и определенных теоретических знаний.
- Статья 196 ТК РФ. Нормативами означенной статьи устанавливаются общие принципы повышения квалификации работников, а также регламентируются права и обязанности работодателя по проведению данных процедур. В том числе, устанавливается право работодателя самостоятельно определять наличие либо отсутствие необходимости проведения мероприятий по повышению квалификации персонала.
- Статья 197 ТК РФ. Принципы данной статьи указывают, что работники также имеют право повышать собственную профессиональную квалификацию и проходить её независимую оценку. При этом реализация данного права проводится путём заключения отдельного договора сотрудника с его работодателем.
Вышеозначенный закон об образовании №273 устанавливает несколько различных способов изменения статуса работника. В частности, он предполагает следующие механизмы получения образования в рамках рабочей деятельности:
- Профессиональное образование.
- Профессиональное обучение.
- Профессиональную переподготовку.
Следует отличать, рассмотренные в законодательстве понятия профессионального образования и профессионального обучения. Так, под образованием подразумевается получение сотрудником определенного спектра знаний и документальное закрепление его путем выдачи соответствующего документа, в том числе и предоставляющего сотруднику новый статус. В то же время обучение предполагает приобретение практических навыков и теоретических знаний без фактического повышения или изменения уровня образования. Повышение квалификации работника может считаться как его переподготовкой, так и профессиональным обучением.
Какие документы выдаёт Нетология и в чём их отличия
Сертификат
Сертификат — это документ, который подтверждает, что студент прослушал выбранный курс Нетологии до конца. Ключевое слово здесь — «прослушал», то есть сертификат подтверждает только факт обучения на выбранном курсе, но не является гарантией, что студент действительно освоил новые знания и навыки.
Ценность сертификата в том, что он показывает, что специалист развивается в выбранной сфере и получает дополнительную информацию по темам, которые важны в его профессии.
Пример сертификата Нетологии, который выдаётся после прохождения бесплатного курса «Основы интернет-маркетинга»
Как получить: сертификат автоматически генерируется в личном кабинете студента по окончании обучения. Его можно скачать в личном кабинете и добавить к резюме или портфолио.
Как правильно выбрать курсы повышения квалификации — 4 полезных совета
Все наверняка не раз слышали афоризм российского историка и педагога К. Кушнера: «Советы нужны, когда их просят». Но, раз вы читаете эту статью, значит, наши советы вам точно не помешают.
Тем более что они полезные и позволят вам не наделать досадных ошибок.
Совет 1. Не выбирайте самые дешевые курсы
Выбирая программу обучения, обращайте внимание на ее стоимость. Не выбирайте курс только потому, что он самый дешевый
Как гласит китайская народная мудрость «Хороший товар не бывает дешев, дешевый — не бывает хорош». Повышение квалификации в учебном центре с отличной репутацией, высокопрофессиональными преподавателями, хорошим оснащением нельзя получить за копейки.
Формально дешевые курсы немногим отличаются от бесплатных. Основное отличие — выдача документа, подтверждающего повышение квалификации, имеющего законную силу и признаваемого работодателями.
Вопрос только в том, какого уровня знания вы получите на таких курсах?!
Совет 2. Проверяйте наличие лицензии у организаторов курсов
Образовательная деятельность по повышению квалификации, которая предусматривает выдачу удостоверения или свидетельства, подлежит обязательному лицензированию.
Помните об этом и требуйте у компании лицензию для ознакомления. В ней обязательно должно быть разрешение вести подобные курсы.
Отзывы бывших студентов выбранного вами центра, а тем более тех курсов, на которые планируете поступать, будут чрезвычайно полезны.
Бывшие ученики знают всю «кухню» курсов изнутри. От них вы сможете узнать такие нюансы обучения, о которых вам больше никто не расскажет.
Совет 4. Учитывайте свои возможности в выборе формы обучения
Очень ответственно подходите к выбору формы обучения.
Повышение квалификации проводится:
- очно (с отрывом от производства);
- с частичным отрывом от основной работы;
- без отрыва от производства;
- по индивидуальному графику.
По статистике самая удобная форма — это индивидуальная программа. Возможно, вам подойдет именно она.
Лично мне нравится очная форма. Спросите почему?
Отвечаю:
- во-первых, как показывает практика, по такой форме специалисты получают наиболее качественное обучение;
- во-вторых, работник на период занятий освобождается от основной работы, а значит, сможет полностью погрузиться в обучение.
Принимая решение о повышение квалификации, взвести все «за» и «против» по каждой форме. Помните: от этого зависит, будет ли ваше обучение успешным.
Интересное и веселое видео по теме для вас.
Кто платит за курсы повышения квалификации (ДПО)?
Тоже работодатель. Он заключает договор с образовательной организацией и берет на себя не только оплату обучения, но и все сопутствующие расходы — например, транспортные, если учеба проводится «в другой местности». При этом за работником, даже если он учится с отрывом от производства, сохраняется средняя зарплата по месту работы.
Кстати, с сотрудником работодатель тоже обязан заключить договор. В нем он должен обозначить все обязанности, которые возложат на работника после прохождения обучения по программе ДПО, и порядок возмещения затрат, если учеба прервется.
Если у работодателя уже заключен договор с учебным центром, заявку на повышение квалификации сотрудника подает кадровая служба. Но зачем компании вообще тратить на это деньги? Ответ очевиден: хороший работодатель заинтересован в том, чтобы его сотрудники работали более профессионально, быстрее адаптировались к современным технологиям и не отставали от конкурентов. Проще периодически оплачивать человеку повышение квалификации и быть в нем уверенным, чем регулярно платить зарплату некомпетентному сотруднику.
Желающим отучиться по собственной инициативе также ничто не мешает. В этом случае сотрудник сам решает, где пройти курсы повышения квалификации. Если он рассчитывает получить компенсацию расходов, нужно поставить в известность начальство.
Выбрав организацию, следует подать заявку на обучение, дождаться ее одобрения и получить квитанцию на оплату, чтобы оплатить учебу. Следует учитывать, что образовательный центр может потребовать у заявителя перечень документов для приема.
Положение о повышении квалификации работников
Чтобы упростить возможное проведение процедуры повышения квалификации сотрудников, работодатель вправе издавать отдельные локальные нормативные акты, которые обеспечивали бы правовое регулирование данного вопроса. Составляется данный документ в свободной форме, однако в любом случае рекомендуется, чтобы в нем присутствовала следующая информация:
- Название документа и его регистрационные данные.
- Основные задачи и цели данного документа.
- Направления развития компании, для реализации каковых необходимо повысить уровень наличествующей квалификации работников.
- Место проведения повышения квалификации.
- Средства, затрачиваемые работодателем на данную процедуру.
- Перечень конкретных должностей и направлений, в которых будет осуществляться повышение квалификации.
- Общий порядок проведения обучения.
- Механизмы контроля и установления результатов.
- Иные дополнительные требования и особенности проведения процедуры.
Данное положение должно быть утверждено в соответствии с правилами принятия локальных нормативных актов и донесено до сведения работников, которые будут направлены на повышение квалификации. При необходимости направить одного или нескольких работников, данное направление может быть осуществлено и путем оформления отдельных приказов на каждого из них.
Где проходят
Повышение квалификации можно пройти в разных организациях:
- специализированных центрах, институтах, академиях дополнительного профессионального образования;
- вузовских подразделениях – в институтах, на факультетах, кафедрах;
- центрах профессионального обучения и повышения квалификации;
- учреждениях – юридических лицах, которые на основании лицензии занимаются профобучением в качестве дополнительного вида деятельности (например, в научных организациях – НИИ, лабораториях, исследовательских центрах и станциях и т. д.)
Все эти учреждения и организации могут быть российскими и зарубежными.
Основные цели повышения квалификации
Как правило, повышение квалификации направлено на достижение таких целей как:
- Переход на более высокую карьерную ступеньку (например, в качестве руководящего персонала среднего звена или ведущего специалиста);
- Приспособление работника к новейшим тенденциям в техническом и профессиональном развитии.
В первом случае повышение квалификации осуществляется путем посещения сотрудниками специальных курсов на самом предприятии или в профессиональной школе (учебном центре). При этом за работниками сохраняется рабочее место и выплачивается зарплата.
Во втором случае повышение квалификации предполагает проведение учебных мероприятий, сопровождающих трудовой процесс, непосредственно на самом предприятии (так сказать, без отрыва от производства).
Однако и в первом и во втором случае, профессиональная подготовка персонала подразумевает обучение трудовым навыкам при выполнении определенной работы без повышения общего образовательного уровня. Другими словами, курсы повышения квалификации не включают в себя общеобразовательные предметы (например, историю, географию, литературу и т.д.), и целиком направлены только на развитие профессиональных качеств работника.
Как правильно выбрать курсы
Ассортимент предложений сегодня стал просто феноменальным. Поэтому, выбор должен быть рациональным и продуманным:
- Выбирайте те программы, которые импонируют вашим потребностям. То есть, изначально проанализируйте работу производства или же компании, осуществите процесс определения основных направлений развития, после чего, основываясь на полученной информации постарайтесь выбрать те курсы, которые импонируют поставленным задачам и целям;
- Непременно изучите все блоки программ, чтобы убедиться в том, что перед вами современный вариант обучения, а не устаревшая система образования. Таким образом, вы сможете исключить лишние расходы средств в обучение, которое не будет эффективным;
- Помните о том, что самое главное в данном процессе, чтобы работник получил не диплом, а именно знания, поэтому, выбирайте те компании, которые имеют лицензию, аттестацию, а также имеют массу благодарных отзывов своих учеников;
- Старайтесь останавливать свой выбор на удаленных программах, так как они позволяют работникам самосовершенствоваться без необходимости оформления отпуска. То есть, процесс обучения происходит без отрыва от производства.
Чтобы правильно подобрать программу нужно изучить те вопросы, которые она рассматривает, а также оценить те материалы, которые будут предложены работнику на изучение. Также есть возможность в дальнейшем подписать договор сотрудничества с обучающими центрами. Посредством такого договора вы можете организовать процесс систематического повышения квалификации различных сотрудников на производстве или же в фирме, а также сможете минимизировать расход финансовых средств. Так как наличие договора может стать причиной формирования существенных скидок на обучающие программы.
Сотрудники, которые хотят стать более востребованными и получить дополнительные элементы развития в дальнейшем, могут воспользоваться преимуществом самостоятельного обучения за собственные средства.
Что получили?
Исследование показало положительную связь ДПО и субъективного контроля. В базовой модели у тех, кто обучался, показатель контроля был на 0,27 стандартного отклонения выше по сравнению с теми, кто не проходил курс. При добавлении других переменных эффект снизился до 0,13, но связь осталась статистически значимой. При этом контроль социодемографических данных почти не влияет на связь обучения и уверенности в своих силах. Эффект снижается прежде всего при добавлении социально-профессионального статуса.
Связь ДПО и удовлетворенности трудом тоже показала любопытные результаты. Участники программ — в базовой модели — на 34% чаще довольны своей зарплатой через год (по сравнению с не посещавшими курсы). Причем социодемографические параметры почти не меняют картину. А вот добавление в анализ индекса социально-профессионального статуса снова ослабляет эффект — до 14%, делая его статистически незначимым.
Связь обучения и удовлетворенности карьерой в базовой модели и с учетом социодемографических характеристик — даже более сильная, чем в случае с зарплатой. После курсов работники на 62% чаще удовлетворены опциями профессионального роста — без контроля других переменных. Но учет социально-профессиональных параметров опять сильно снижает эффект — до 25% — и вновь делает его незначимым.
Таким образом, уверенность в своей способности справляться с задачами заметно выше у работников, прошедших обучение. Это соответствует результатам предыдущих исследований. «Дополнительное образование развивает некогнитивные навыки, в частности — способность решать проблемы, и повышает уверенность в себе», — поясняют Кармаева и Захаров.
Но вопрос в нюансах. Предыдущие исследования, проведенные в постсоветских странах, показывают, что для работников с низким уровнем образования и навыков участие в ДПО значимо связано с повышением самооценки своих компетенций, и положительный эффект выше, чем у высококвалифицированных коллег. В России все наоборот. Удовлетворенность трудом оказалась выше для более «привилегированных» сотрудников (с высокой квалификацией и зарплатой). Кстати, возможна и обратная связь: более производительные работники оценивают свои трудовые усилия как полезные, заинтересованы в карьерном росте, поэтому и охотно учатся.
Экономика образования
Работа без распределения: сколько россиян довольны своей специальностью
Нужно учесть и особенности накопления и использования человеческого капитала в разных сегментах рынка труда. Так, на высокопроизводительных рабочих местах компания будет стремиться удержать сотрудников после курсов, и предложенные ею бонусы могут повышать удовлетворенность трудом. А в сегменте низкопроизводительных рабочих мест после учебы формируются карьерные и зарплатные ожидания, которые сложно реализовать. Дело в том, что сотрудники с низким социально-профессиональным статусом часто находятся на местах с короткими карьерными лестницами и могут быть легко заменены. В России такие рабочие места сосредоточены в государственном, а также в сервисных секторах.
В-третьих, на российском рынке труда немало работников с избыточным или недостаточным уровнем квалификации (это явление носит название «квалификационная яма»). Обычно они меньше довольны трудом. И получение ДПО может не сглаживать негативные эффекты от «ямы» на удовлетворенность трудом.
Повышение квалификации – что это?
Designed by katemangostar/Freepik
В Трудовом кодексе есть статьи, которые оперируют понятиями о квалификации сотрудника, его подготовке и соответствию занимаемой должности или вменяемым обязанностям. Например, при внедрении в производственный процесс новых технологий или оборудования работодателю необходимо проверить – подходит ли квалификация работника. Иными словами, для исполнения того или иного рода деятельности специалист должен обладать специфичными знаниями или умениями.
Предполагается, что диплом о среднем специальном или же высшем образовании и является бессрочным документом, свидетельствующим о необходимой подготовке. Но во многих профессиональных отраслях возможны ситуации, когда квалификацию необходимо либо подтвердить, либо повысить. Именно этот процесс и получил название – повышение квалификации. В целом, повышение квалификации – это один из вариантов дополнительного профессионального образования, которое могут получить только лица, которые ранее получили или средне-специальное, или высшее образование, а также могут это подтвердить соответствующими документами.
Также следует понимать, что повышение квалификации пусть и относится к системе дополнительного образования, но производится исключительно по ранее полученной профессии. К примеру, строитель может повышать свою квалификацию лишь по направлению «Строитель», а арматурщик не имеет права повышать разряд по профилю «Слесарь», если у него нет соответствующего диплома.
Виды
После того как в 2013 году был принят ФЗ № 273, в 2014-м утратило силу действовавшее с 1995 года Типовое положение об учреждении ДПО, согласно которому программы повышения квалификации подразделялись скорее по академическому объему, чем по содержанию, на три типа:
- Краткосрочное повышение квалификации кадров предприятия длительностью менее 72 часов. Это было тематическое обучение определенным вопросам профессиональной деятельности в рамках конкретного производства, его проходили по месту работы. Заканчивали участники учебной группы занятия защитой реферата или зачетом/экзаменом. По окончании такого типа курсов не было предусмотрено получения какого-либо документа о повышении квалификации.
- Семинары длительностью не более 100, но не менее 72 часов. Они посвящались изучению технологических, экономических, социальных и других проблемных вопросов отрасли, региона или отдельного предприятия. В конце курса его участники сдавали зачет/экзамен или писали и защищали реферат по прослушанному материалу. Тем, кто успешно прошел аттестацию, выдавали удостоверение о повышении квалификации.
- Длительное обучение по программам повышения квалификации сроком более 100 часов. Занятия проводились только в специализированных учреждениях дополнительного образования. На курсах сотрудники различных предприятий и организаций углубленно изучали актуальные вопросы и инновации в сферах своей профессиональной деятельности. Завершалась учеба аттестацией (зачетом/экзаменом или рефератом) и выдачей свидетельства о повышении квалификации.
Выпускники курсов дополнительного образования объемом свыше 500 академических часов получали диплом о профпереподготовке, а если программа была рассчитана на 1 000 и больше часов, выдавался диплом о присвоении квалификации. Сейчас все эти нормы устарели и больше не используются при определении вида повышения квалификации и, соответственно, типа документа, который получают слушатели курсов.
По окончании учебы по программам дополнительного образования выдаются документы только двух видов: удостоверение о повышении квалификации (для курсов от 16 часов) или диплом о профпереподготовке (от 250 часов). Их тип зависит не от продолжительности учебы, а от ее содержания, поэтому даже если занятия по повышению квалификации продолжались больше 500 часов, слушатель все равно получит удостоверение, но не диплом.
Проанализируйте окружающую среду. Оглянитесь вокруг
В сфере интернет-маркетинга изменения происходят настолько быстро, что уже через полгода без обучения специалистов технологиям невозможно эффективно работать с клиентом и выводить бизнес на новый уровень.
В этом смысле обучение — это не только профильные курсы, но и посещение отраслевых мероприятий, обмен опытом с коллегами по рынку, изучение практики зарубежных агентств. Так можно понять, что нужно знать сотрудникам для выхода компании на топовый мировой уровень.
В том же интернет-маркетинге важно регулярно обновлять сертификаты по «Яндекс.Метрике», Google Analytics, Google Ads и «Яндекс.Директу», не говоря уже о сертификатах myTarget, «ВКонтакте» и прочему
Как изучали?
Наталья Кармаева и Андрей Захаров опирались на данные лонгитюда — Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ) ВШЭ. Зависимые переменные — субъективный контроль и удовлетворённость зарплатой и карьерой — были взяты из 20-й волны РМЭЗ, участие в ДПО и контрольные переменные (от социодемографических — пола, возраста, семейного положения — до характеристик рабочего места) — из 19-й волны. За год респонденты смогли оценить отдачу от недавнего обучения. Выборка включала около 5000 опрошенных в возрасте 18-65 лет, участников обеих волн исследования.
Документальное сопровождение повышения квалификации
Повышение квалификации сотрудников оформляется следующими документами:
- Ученический договор, который является дополнением к трудовому. Он может заключаться как с действующим работником организации, так и с потенциальным.
- Программа подготовки и переподготовки кадров с указанием образовательного уровня и учреждения, в котором проводится подготовка.
- В соответствии с программой издаётся приказ о направлении сотрудника на обучение.
- Между организацией и учреждением, осуществляющим подготовку кадров, заключается договор.
- Документы, подтверждающие прохождение обучения: свидетельство, сертификат, диплом. Выдаются образовательным учреждением.
- Счёт фактура от учреждения, предоставляющего услугу.
- Документы, которые подтверждают оплату предоставленных услуг.
Как повысить квалификацию — пошаговая инструкция для начинающих
У вас назрела необходимость повысить квалификацию, но вы не знаете, как это сделать? Как всегда, на этот случай у нас есть пошаговая инструкция.
Прочитайте ее, она не займет много вашего времени, а пользу принесет однозначно!
Шаг 1. Выбираем курс
Выбирая курсы повышения квалификации, рекомендую обращать внимания на критерии, от которых зависит качество образовательного процесса и его результат.
Такими критериями выступают:
- продолжительность обучения;
- форма обучения;
- программа курса;
- форма итогового экзамена;
- вид документа, выдаваемый по окончанию;
- преподавательский состав курса.
Каждый из них важен по-своему.
Так, например, зная продолжительность обучения, вы сможете скорректировать свой рабочий график, спланировать очередной отпуск так, чтобы он не накладывался на учебу.
Если повышение квалификации связано с целью получения новой должности, то, возможно, руководство определит срок, к которому вы должны получить нужную квалификацию. В такой ситуации вам необходимо выбрать обучение нужной продолжительности.
Анализируйте программу курса, в ней не должно быть дисциплин, которые вам не нужны на практике. Помните: знания, получаемые на таких курсах, должны иметь практическую ценность.
Форма итоговой аттестации по курсу — ещё один важный фактор. Рассмотрим на примере.
Учтите, если вы хотите кардинально поменять профессию, то повышения квалификации вам будет недостаточно. Здесь потребуется пройти курсы профессиональной переподготовки.
Шаг 2. Подаем заявку
Заявка на обучение подаётся работодателем или самим работником.
Если у работодателя заключен договор с обучающей организацией, то заявку подает его кадровая служба путем ее передачи в офис учебного центра (если компании одногородние) либо направляя заполненную форму по электронной почте или факсу.
В случае, когда обучение планирует физлицо по собственной инициативе, то заявка составляется и отправляется одним из 3 способов.
Способы подачи заявки физлица:
- при личном посещении офиса;
- с помощью электронной почты;
- через сайт обучающей организации.
Шаг 3. Оплачиваем обучение
После принятия и рассмотрения полученной заявки, учебный центр (или иная обучающая фирма) направляет в адрес заявителя перечень необходимых для поступления документов и квитанцию для оплаты.
Оплатить можно по реквизитам через терминалы, с помощью банковской карты и электронных кошельков. Юрлицам выставляется счет на оплату обучения, в котором есть все необходимые сведения для безналичных расчетов.
Шаг 4. Получаем доступ к учебным материалам
После поступления денег на счет обучающей организации у слушателей курсов появляется доступ к учебным материалам. Перечень и доступ к ним зависит от выбранной формы обучения.
Если вы выбрали курсы повышения квалификации дистанционно, то учебный центр предоставит вам доступ в личный кабинет, где есть все необходимые материалы по программе курса.
Если квалификацию повышаете очно, то все методические и учебные материалы выдаются на руки.
Шаг 5. Проходим обучение
Получив программу, вы приступаете к занятиям.
Если учитесь с отрывом от производства, т.е. посещаете курсы в учебном центре, то все понятно и предельно просто. В назначенное расписанием время приходите на занятия и под руководством преподавателя выполняете все необходимые задания, прослушиваете лекции и т.д.
При таком обучении предусматриваются практические занятия, включающие работы, выполняемые под руководством педагога в смоделированных ситуациях или в рамках стажировки.
Если учитесь без отрыва от производства (заочно, дистанционно), то все лекции и задания размещены в личном кабинете студента.
Каждый блок сопровождается подробными инструкциями, пошагово расписывается последовательность ваших действий, предусмотрены видеоуроки и обратная связь с куратором курса и преподавателями.
Нередко проводится промежуточная проверка знаний по каждому блоку. Это позволяет своевременно обнаружить проблемные места и вернуться к их повторному рассмотрению. В случае необходимости всегда можно получить дополнительную консультацию у сотрудников обучающей компании.
Шаг 6. Сдаем экзамен
Итогом обучения, независимо от его формы, служит аттестация. Она проводится письменно, устно или в форме тестирования.
Шаг 7. Получаем удостоверение о повышении квалификации
В случае успешного прохождения итогового испытания вам будет выдан документ установленного образца с указанием следующих сведений: наименования обучающей организации и программы повышения квалификации, количества часов обучения, период обучения, перечень сданных экзаменов.
Повышение квалификации педагогов по ФГОС
ФГОС, или Федеральный государственный образовательный стандарт, представляет собой сборник обязательных требований к тому или иному уровню образования в РФ, будь то общее, среднее профессиональное или высшее. ФГОС регулярно обновляется (не реже чем один раз в 10 лет) и содержит в себе три основных требования:
-
структура основных образовательных программ (количество часов, соотношение основной части к той, которая формируется в образовательном учреждении);
-
реализация образовательной программы, включая техническое оснащение, кадровое обеспечение и т.д.;
-
результаты освоения программы (что должен по итогу уметь выпускник вуза, школы или техникума).
Какую роль играет ФГОС при повышении квалификации педагогов? Любые курсы по повышению квалификации должны проектироваться на основе требований ФГОС. То есть учителю, который решил повысить уровень знаний, должны преподавать те методики и дисциплины, которые соответствуют образовательным стандартам. Также до него должны в обязательном порядке доводиться изменения во ФГОС, которые касаются непосредственно его дисциплины. В противном случае все новоприобретенные знания будут бесполезны.
Источник фото nakaridore/freepik
В чем суть повышения профессиональных возможностей работника
Согласно положениям ст. 195.1 ТК квалификацией трудящегося признается совокупность знаний и умений, которые необходимы для исполнения служебных обязанностей.
С определением квалификация тесно взаимосвязано еще одно понятие из трудового законодательства – профессиональный стандарт.
Если квалификация сотрудника это набор определенных умений, то стандарт это установленная Правительством характеристика трудовых возможностей работника, которая оценивает уровень его подготовки.
При создании стандартов для выполнения трудовых функций учитывается профессия работника и его должность. Таким образом, у работодателя появляется возможность дифференцировать трудящихся по степени возрастания профессиональных достоинств.
Почему работники хотят повысить квалификацию
Высокий уровень компетентности это не только возможность отличится среди своих трудовых товарищей, но и гарантия того, что в случае массовых увольнений у более высококлассного специалиста будет больше шансов обойти сокращение.
Для определенных категорий кадров процедура повышения трудовых навыков является обязательной.
Остальные трудящиеся стремятся выйти на новый уровень профессиональных возможностей по следующим причинам:
-
Желание получить карьерный рост.
Руководящая должность в частных или государственных организациях является мечтой многих сотрудников. Повышение квалификации может стать решающим фактором при поиске руководящих кадров, поэтому граждане охотно ищут способ получить новые знания. - Улучшение квалификации может быть связано с изменением существующего механизма выполнения своих обязанностей (например, установление нового служебного оборудования).
- Если квалификация отдельного работника будет ниже, чем уровень остальных сотрудников, прохождение курсов повышения сделает его конкурентоспособным на рынке труда.
Что означает повышение квалификации? Ответ в видео:
Поскольку трудовое законодательство в качестве инициатора проведения процедуры повышения квалификации определяет работодателя, то необходимость в получении новых умений может быть обусловлено снижением производительности труда.
Как составить инструкцию по охране труда? Смотрите тут.
В данном случае руководство самостоятельно определяет то, кто из работников должен освоить новую программу.