Трасологические экспертизы
Содержание:
- Категории подразделений трасологической экспертизы
- ○ Как оспорить результаты.
- Предмет и задачи трасологической экспертизы
- Классификация трасологических экспертиз — ТОП-7 основных видов
- Экспертиза следов ног и обуви.
- Ходатайство о трасологической экспертизе ДТП
- Классификация трасологических экспертиз
- Отказ в выплате страховой компанией
- Что исследует и выявляет экспертиза
- Постановление о назначении трасологической экспертизы по следам транспортных средств
- Исследование материалов письма и документов
- Возможности трасологической экспертизы
- Что говорится в законе
Категории подразделений трасологической экспертизы
Помимо общих видов существующей экспертизы, также происходит выделение несколько определенных под категорией, на которые также нужно обратить свое пристальное внимание. К примеру, можно выделить следующие типы проверок:
К примеру, можно выделить следующие типы проверок:
- Не идентификационная
- Идентификационная
Однако первый тип проверки точно также может быть подраздел на несколько других категорий, к примеру:
- Ситуационная.
- Диагностическая.
- Классификационная.
- Реконструкционная.
Однако помимо такого подразделения на существенные категории, существует также и несколько других, например по последовательности проведения всех требующихся процедур:
- Первичное.
- Повторное.
- Дополнительное.
Кроме этого, некоторые специалисты также выделяют подразделение экспертизы согласно определенному составу участия непосредственных специалистов в данном вопросе:
- Единоличная.
- Комиссионная.
- Комплексная.
○ Как оспорить результаты.
Данные результаты направляются экспертной организацией тому, кто выступал заказчиком экспертизы. Дальнейшее ее использование зависит от цели проведения (в качестве доказательства в суде, в качестве основания получения страховой выплаты у страховщика, как обоснование невиновности при наличии уголовного дела или доследственной проверки).
Несогласие с результатами исследования и заключениями эксперта можно обжаловать. Однако, для того, чтобы обжалование не было бессмысленным действием, влекущим только материальные расходы, необходимо наличие веских оснований для данной процедуры. К веским доводам при обжаловании отчета можно отнести:
- Превышение полномочий специалистом, проводящим исследование.
- Отсутствие выводов по каким-либо вопросам, поставленных перед экспертом.
- Неоднозначность выводов.
- Очевидное несоответствие заключений фактическим обстоятельствам.
- Недостижение конечной цели экспертизы (когда эксперт хотя и описывает всю необходимую информацию, но не компилирует ее в заключительный вывод, однозначно дающий ответ на поставленный вопрос).
- В заключении содержится не полная информация о событии.
- Указаны не все исследованные материалы и т.д.
При наличии веских доводов в обоснование недостоверности отчета эксперта, он может быть обжалован в судебном порядке путем подачи соответствующего искового заявления. Однако в этом случае понадобится проведение другой независимой экспертизы, которая сможет провести другое исследование. Если его результаты будут иными, то есть большая вероятность отмены предыдущей экспертизы.
Такая процедура возможна, хотя и не так уж проста. Проводят ее через суд.
Читая экспертное заключение, обязательно прослеживайте логические цепочки. В них не должно быть противоречий и формулировок, которые можно истолковать двояко.
Если вы нашли хоть малейшие ошибки, настаивайте на том, чтобы результаты судебно-трасологической экспертизы признали недействительными.
В заключении, составленном экспертом, не должно быть отклонения от реальных данных. Потому что даже небольшие неточности могут изменить ход судебного процесса.
Правильно составленный отчет об экспертизе содержит:
- описание обстоятельств, при которых случилось ДТП;
- показания свидетелей;
- сведения об участниках аварии;
- изложение информации, содержащейся в документах ГИБДД;
- сведения из протокола осмотра места ДТП.
Так проще доказать, что проведенная экспертиза необъективна, так как проводилась с нарушениями. Это будет хорошим основанием для требования провести исследование еще раз.
Прямо в суде вы можете предъявить эксперту все нарушения, допущенные в экспертизе. Если он не даст объяснений, вы докажете его некомпетентность и получите разрешение на повторное исследование.
Если вы уверены, что ошибки эксперта очевидны, и вы сможете это доказать, можете выступать в суде самостоятельно. Но чтобы гарантированно выиграть процесс, лучше пригласить в качестве представителя профессионального юриста.
Специалист без труда найдет недочеты в работе эксперта и поможет вам успешно оспорить результаты экспертизы. Тогда вы сможете найти более компетентного трасолога и получить объективное исследование.
Найти юриста высокого уровня вам поможет «Правовед» — портал правовой помощи, сфера деятельности которого распространяется на всю страну.
О том, в каких случаях назначается «Судебная экспертиза», предлагаем почитать отдельную публикацию.
По теме трудностей, которые поможет избежать трасологическая экспертиза, смотрите видеоролик.
Предмет и задачи трасологической экспертизы
В качестве непосредственного предмета подобной процедуры признается изучение разнообразных следов, чтобы добиться установления непосредственно оставившего их объекта, а также определенных механизмов и существенных условий данного образования.
Помимо предмета также выделяются задачи процесса, которые подразделяются на:
-
Идентификационные. Данные задачи решают нижеперечисленные вопросы:
- установление групповой принадлежности объектов, которые оставили разнообразные следы;
- установление определенного тождества по существенным особенностям.
-
Диагностические. Здесь происходит решение следующих вопросов:
- обнаружение разнообразных следов и их фиксация;
- определение непосредственной пригодности найденных следов для проведения идентификации;
- установка времени и механизма непосредственного воздействия, из-за которых и появились эти следы;
- установка непосредственной последовательности, благодаря которым произошло возникновение следов;
- установление свойств изучаемых объектов.
Классификация трасологических экспертиз — ТОП-7 основных видов
Трасологическая экспертиза проводится в отношении предметов, механизмов и живых существ. Мы рассмотрим основные виды трасологических исследований и их специфику. Все они в той или иной мере могут быть применены в отношении расследования обстоятельств и причин ДТП.
Вид 1. Гомеоскопическая экспертиза
Это изучение различных по происхождению следов человека.
Например:
- отпечатков пальцев;
- зубов;
- следов ног;
- следов обуви;
- различных частей тела;
- следов перчаток и других элементов одежды.
Характер отпечатков многое скажет о человеке, который их оставил. Это не только очевидные физические параметры (например, размер ладони или стопы), но и его пол, рост, возраст и т. д.
Можно узнать и другие вещи, которые для неспециалиста будут совсем удивительными. Например, особенности походки, шел человек или бежал и т. д.
Вид 2. Механоскопическая экспертиза
Механоскопическое исследование изучает следы и отпечатки от предметов и повреждения, найденные на вещах.
Категории и объекты механоскопической экспертизы:
№ | Категория | Объекты и раскрываемые вопросы |
1 | Орудия и инструменты | Предметы, которыми пытались что-то вскрыть или взломать — в каком направлении двигалось орудие, положение объектов по отношению друг к другу и т. д. |
2 | Механические повреждения одежды | Чем они были сделаны, особенности этого предмета и т. д. |
3 | Узлы и петли | Каким способом они были завязаны, нужны ли для этого профессиональные навыки, сделал их правша или левша и т. д. |
Вид 3. Экспертиза замков
При этом исследуются как основные характеристики замков, так и их состояние на момент экспертизы.
Вопросы, на которые отвечает экспертиза замков:
- можно ли считать замок исправным;
- пригоден ли он для отпирания и запирания;
- имеются ли на нем признаки взлома;
- если замок пытались вскрыть, чем это делали (отмычкой или ключом).
Исследование покажет, как давно замок эксплуатируется. Можно сделать выводы и о том, эксплуатировался ли он вообще или же когда-то его заперли и долгое время не трогали.
Вид 4. Изучение пломб
Основная цель исследования пломб — проверка их целостности.
В этом виде исследования рассматриваются вопросы:
- Пытались ли сорвать пломбу?
- Наложена она один раз или же ее вскрывали и наложили повторно?
- Принадлежат ли оттиски на пломбе данному пломбиру?
- Если пломбу вскрывали, имеют ли к этому отношение представленные для следствия инструменты?
- Можно ли извлечь проволоку из данной пломбы, не нарушая поверхности пломбы?
Вид 5. Анализ отпечатков производственных механизмов на предметах
Это исследование проводится, чтобы определить отношение предмета к оборудованию.
Здесь перед экспертом встают такие вопросы:
- На каком оборудовании был изготовлен предмет исследования?
- Какие станки и механизмы применялись при изготовлении?
- Если для исследования имеется конкретный станок, устанавливается, на нем ли было изготовлено изделие.
- Определяется, изготовлены ли исследуемые предметы на том же оборудовании, что и другие аналогичные предметы, которые изъяли у подозреваемого.
Об «Оценке оборудования» на нашем ресурсе есть отдельная статья.
Вид 6. Транспортная экспертиза
Изучение следов транспортных средств предполагает исследование отпечатков шин, царапин, вмятин и прочих повреждений. Транспортно-трасологическая экспертиза при ДТП проводится обычно тогда, когда стороны не могут прийти к общему мнению по поводу объема повреждений.
Еще одна распространенная причина — это отказ страховой компании оплачивать возмещение ущерба (или стремление снизить реальную сумму) ввиду того, что повреждения на автомобиле не соответствуют обстоятельствам аварии или автомобиль вообще не участвовал в данном ДТП.
Статья «Независимая экспертиза после ДТП» расскажет об этом более подробно.
Вид 7. Исследование отпечатков животных
Здесь изучаются следы от лап. В область внимания попадают и следы от подков.
В ходе этого исследования решаются задачи:
- какое животное оставило следы;
- было ли это одно существо или несколько;
- в каком направлении двигалось животное.
Кроме следов от лап исследуются и отпечатки зубов.
Экспертиза следов ног и обуви.
Объектами предоставленной экспертизы считаются разные предметы вещной обстановки со отпечатками босых ног, ног в чулках (носках) и со отпечатками обуви. Они могут быть найденными на предметах либо перекопированные на дактилоскопическую пленку а так же слепки больших отпечатков ног либо масштабные фотоснимки отпечатков.
Задачами экспертизы следов ног и обуви считаются:
— идентификационные задачи (установление прецедента оставления отпечатков конкретным человеком либо изъятой у него обувью установление групповой принадлежности отпечатков).
— диагностические задачи: 1) определение вида и размера обуви, оставившей отпечатки. 2) вида и особенностей чулок либо носков, отобразившихся в отпечатке. 3) размеров и особенностей босой ноги, оставившей отпечаток. 4) физических параметров лица оставившего отпечаток — пол, возраст, рост, особенностей походки.
Примерный список вопросов решаемых при экспертизе следов ног и обуви:
При идентификационных задачах:
— не принадлежат ли отпечатки необутых ног определенному человеку?
— не оставлены ли отпечатки обуви обувью, изъятой у определенного человека?
— не оставлены ли отпечатки ног в чулках чулками (носками) изъятыми у определенного человека?
— не носились ли калоши (боты) на обуви определенного человека?
— носилась ли обувь определенным человеком? При диагностических задачах:
— каков вид и размер обуви, оставившей отпечатки?
— каков вид и особенности чулок (носков) оставивших отпечатки?
— каковы размер и особенности босой ноги оставившей отпечатки?
— каковы физические данные (пол, возраст, рост) человека оставившего данные отпечатки?
Для установления механизма действия могут быть установлены последующие вопросы:
— в какой направленности и каким образом (шагом, бегом) передвигался человек, оставивший отпечатки?
— как давно оставлены отпечатки?
— какие особенности имеют ступни ног (обувь, чулки) отпечатки которых выявлены на месте происшествия?
— возникли ли отпечатки при переносе тяжестей, при скольжении и остальных определенных критериях?
Ходатайство о трасологической экспертизе ДТП
Ходатайство о назначении трасологической экспертизы при ДТП – это документ, в котором указывается просьба гражданина или организации о том, чтобы было проведено исследование доказательств, следов, места происшествия по делу с привлечением эксперта. Ходатайство заявляется в письменной форме. Ходатайствовать о проведении трасологической экспертизы может любой участник делопроизводства.
Ходатайствовать можно на любой из стадий производства:
1. До начала судебных тяжб на стадии предварительного расследования.
2. В суде первой инстанции.
3. На стадии апелляции.
Если ходатайство подавалось на апелляционной стадии, участник подавший, ее должен указать уважительную причину, из-за которой он не сделал это на предыдущих судебных слушаниях и разбирательствах.
Конечно, самое лучшее время для проведения трасологической экспертизы – сразу после происшествия. В этот момент эксперт сможет не только увидеть все оставленные следы, но и саму картину аварии.
Подавать и заявлять ходатайство можно в любой момент, но до того, как судья примет окончательное решение по рассматриваемому вопросу. Пишется ходатайство в свободной форме. Однако в нем стоит указать следующие обязательные сведения:
- реквизиты суда, номер дела, полные сведения об участниках дела, дату и подпись ходатайствующего;
- причины, вследствие которых возникает необходимость проведения экспертизы и из-за которых подается ходатайство;
- кому вы желаете поручить проведение экспертизы;
- примерный список вопросов, на которые требуется ответить эксперту;
- список материалов, документов, сведений, которые вы можете предоставить эксперту со своей стороны
- указать тип транспортно-трасологической экспертизы.
Классификация трасологических экспертиз
Существует определенная классификация подобного процесса:
-
Экспертиза, которая подразумевает изучение человеческих следов. Данная процедура в свою очередь подразделяется на следующие:
- дактилоскопическая;
- проверка зубов;
- экспертиза разнообразных следов от перчаток;
- непосредственно сама проверка следов, оставленных человеком;
- проверка следов человека, оставленных любой частью тела конкретного человека;
- Проверка следов, оставленных животными.
-
Проверка следов, оставленных оружием или разнообразными инструментами.
- проверка замков;
- уточнение состояния закруток;
- проверка состояния конкретного средства;
- проверка следов орудий, используемых для взлома;
- проверка разнообразных механизмов производства.
Кроме этого происходит также подразделение данной процедуры еще на несколько видов:
- Идентификационная проверка.
-
Не идентификационная проверка, которая, в свою очередь подразделяется на:
- ситуационная;
- диагностическая;
- классификационная;
- реконструкционная.
Кроме этого происходит подразделение по последовательности выполнения всех процедур:
- Первичная.
- Повторная.
- Дополнительная.
Бесплатная консультация юриста по телефону
По Москве и области
7 (495) 280-74-29
Санкт-Петербург и область
7 (812) 389-36-23
Федеральный номер
8 (800) 511-43-08
Также происходит подразделение по непосредственному составу действующих экспертов:
- единоличная;
- комплексная;
- комиссионная.
Отказ в выплате страховой компанией
Последнее время при решении споров со страховой компанией все чаще требуется проведение повторной, экспертизы. Это связано с тем, что страховая компания могла отказать в возмещении причиненного ущерба на основании ошибочного заключения эксперта трасолога.
Сопоставления повреждений заявленным событиямНе редко предъявители требований по возмещению причиненного ущерба могут быть задействованы в различных видах мошенничества. Уличить подобные правонарушения позволит заключение транспортно-трасологической экспертизы, которая сможет сопоставить повреждения, выявленные на автомобиле, заявленным условиям их возникновения и дать разъяснение о возможности такого события.
Проведение независимой транспортно трасологической экспертизы
Для организации и проведения независимой оценки, специалисту-трасологу необходимо получить нужную информацию для понимания схемы дорожно-транспортного происшествия, дать заключение о произошедшем событии. Эта оценка позволяет определить, как двигался каждый из участников происшествия перед столкновением автомобиля, что позволяет установить истинную картину происходящего.
При проведении оценки для выявления обстоятельств произошедшего события, специалисту-трасологу могут потребоваться различные материалы. Этот перечень документов в первую очередь определяется задачами которые ставятся перед экспертом.
Ниже приведен перечень материалов, который может потребоваться специалисту при проведении оценки:
- Схема места ДТП (составленные участниками либо сотрудниками правоохранительных органов)
- Протокол осмотра места ДТП (составленные специалистом либо сотрудниками правоохранительных органов)
- Фотоматериалы, прилагаемые к протоколу маста осмотра (если съемка производилась экспертом).
- Автомобили участвовавшие в ДТП (для наружного обследования повреждений)
- Фото/видео материал ТС(отвечающие требованиям судебной фото/видео фиксации).
- Протокол осмотра и проверки технического состояния ТС(необходим для подтверждения исправного состояния автомобиля)
- Справка о ДТП (составляется сотрудниками правоохранительных органов).
- Дополнительные фото либо видео материалы с места происшествия(выполненные участниками либо свидетелями)
Этот перечень документов не является строгим, поскольку глубина изучения, а, следовательно, количество исходных данных, определяется, в первую очередь, задачами которые ставятся перед экспертом-трасологом. Для данной оценки достаточно подробных фотографий с места события.
Что исследует и выявляет экспертиза
ДТП обычно представляет собой результат совпадения нескольких неблагоприятных факторов и обстоятельств по месту и времени развития. Такими факторами могут быть климатические условия, характеристики дорожного покрытия, недостаточная видимость, тип и состояние протекторов, техническая исправность автомашин и опыт водителей, участвующих в ДТП, правильность их действий в процессе развития аварийной ситуации и т.д. Притом само происшествие занимает очень короткое время.
Трасологическая экспертиза выявляет и исследует влияние каждого фактора в процессе произошедшей аварии, раскладывая его по времени и по дистанции. Диапазон вопросов, выясняемых с помощью проведения экспертизы и которые можно задать эксперту-технику можно разделить по направленности на три группы:
1. По принадлежности автомобильных следов:
- К какой машине относятся следы, оставленные на месте аварии?
- Какая шина оставила след на дороге, где произошло столкновение?
- Соответствуют ли отпечатки следов, снятые на месте аварии, типу автомобилей, участвовавших в ДТП?
- Соответствует ли расположение следов, их очертания, формы и габариты, оставленные на автомобилях, описываемому характеру столкновения?
- Какие манёвры совершал виновник ДТП перед столкновением?
2. Вопросы восстановления целостной структуры по отдельным частям:
- К каким автомашинам относятся осколки деталей, оставшиеся на месте аварии?
- Относятся ли найденные осколки пластика, стекла, ЛКП к данному автомобилю?
3. Вопросы выявления следов в отношении к конкретному автомобилю:
- Какие следы, обнаруженные на дороге или других объектах, принадлежат данному транспорту?
- Скорость ТС в момент столкновения?
- Могут ли следы торможения, снятые с места аварии, принадлежать типу протекторов данного автомобиля?
- Принадлежат ли следы, оставшиеся на кузове пострадавшего авто, подозреваемому автомобилю?
Видео: Трасологическая экспертиза : что она определяет при ДТП ?
Обоснованные ответы эксперта на поставленные вопросы позволяют восстановить истинную картину произошедшей аварии и выявить степень виновности каждого участника происшествия, определить его причинно-следственные связи. Схема ДТП, составленная инспектором ГИБДД на месте аварии, описание повреждений и следов не всегда может отражать полную картину происшествия и на возникающие спорные вопросы может ответить только квалифицированный эксперт по результатам специальных исследований.
Экспертиза должна рассматривать все обстоятельства столкновения и для обеспечения полноты исследований экспертам представляются все собранные материалы – протокол ДТП, автомобили участников происшествия, вещественные доказательства, подробное описание повреждений и следов, схема аварии и фотоматериалы, показания водителей и свидетелей.
Что нужно для проведения экспертизы
Для полноты и объективности результатов экспертизы требуется представить как можно больше информации, относящейся к данному ДТП. Это даст возможность моделировать процесс аварии более подробно и точно. Для начала процесса моделирования необходимо изучение полного пакета документов и вещественных доказательств, состоящего из следующих материалов:
- протокол происшествия, оформленный сотрудниками полиции;
- схема ДТП, составленная на месте происшествия инспектором ГИБДД;
- фото и видеоматериалы съёмок, проведённые экспертом на месте аварии;
- протоколы осмотра и оценки технического состояния автомобилей;
- материалы полицейских видеорегистраторов и бортовых видеокамер, зафиксировавших момент столкновения;
- справка о ДТП и другие документы.
Постановление о назначении трасологической экспертизы по следам транспортных средств
Вопросы, разрешаемые осмотром следов транспортных средств
- III Исследование функционального развития чувствительности 2 страница
- II. Виды следов.
- I. Цели расследования.
- II. Обследование
- III Исследование функционального развития чувствительности 3 страница
- II. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ
- I. Определение терминов и предмет исследования
- A)Криминалистическое исследование почерка (судебное почерковедение).
- III Исследование функционального развития чувствительности 1 страница
- II. Исследовательская фотография
- I. Предмет исследования
- HR-бенчмаркинг исследование AXES Monitor, проводимое компанией AXES Management
Какие цели преследует транспортно-трасологическая экспертиза, и какие вопросы ставятся на ее разрешение? Целями транспортно-трасологической экспертизы являются установление транспортного средства, оставившего следы, выявление существенных обстоятельств механизма образования следов или дорожно-транспортного происшествия в целом. Вопросы диагностического характера, разрешаемые транспортно-трасологической экспертизой, следующие: 1. Каким видом транспорта, типом, моделью автомобиля (мотоцикла, велосипеда, трактора и пр.), какими его частями оставлены следы?
2. Какой моделью шины оставлены следы?
Каким колесом транспортного средства оставлены следы (правым, левым, передним, задним)?
3. В каком направлении двигалось транспортное средство, оставившее следы? Какое место являлось местом столкновения транспортных средств?
Каково взаимное расположение транспортных средств перед столкновением?
Образовались ли следы в результате столкновения, наезда или переезда? Какова последовательность образования повреждений? Каков механизм образования имеющихся следов?
Вопросы идентификационного характера: 1.
Оставлены ли следы данным транспортным средством? 2. Не является ли обнаруженный предмет (фрагмент) частью данного транспортного средства (например, обломок кронштейна, гайки, осколок фарного или лобового стекла, частица краски) и не составляли ли они ранее единое целое?
3. Не образованы ли следы, имеющиеся на транспортном средстве (преграде, одежде потерпевшего), частями данного транспортного средства?
Объектами транспортно-трасологической экспертизы являются: • транспортное средство и его детали (кронштейны, фарные ободки и осколки фарного стекла, защитных стекол, болты и гайки, осколки лакокрасочных покрытий и пр.
); • одежда потерпевшего (при наезде на пешехода), на которой могут быть обнаружены следы частей транспортного средства (шины, бампера, радиатора), образовавшиеся при контакте, осколки стекла, следы горюче-смазочных материалов и частицы лакокрасочного покрытия (Одежду необходимо тщательно упаковать таким образом, чтобы следы на ней не были повреждены при транспортировке. Мокрую одежду, прежде чем упаковать, раскладывают на горизонтальной поверхности, покрытой белой бумагой, и высушивают при комнатной температуре.
Если при этом на бумаге остались какие-либо микрочастицы, их упаковывают и также направляют эксперту.
); • слепки из гипса или специальных полимерных масс объемных следов транспортных средств; • ориентирующие, обзорные, узловые и детальные фотоснимки, запечатлевшие общую обстановку места происшествия (панорамные), показывающие положение и состояние каждого из объектов на месте происшествия, изображения следов протекторов шин и отдельных повреждений на транспортных средствах; • протоколы осмотра места происшествия, осмотра транспортного средства, его частей, схемы и планы.
В качестве образцов для сравнительного исследования представляются: • колеса, шины или экспериментальные следы беговых поверхностей колес проверяемого транспортного средства на бумаге или ткани; • осколки фарных и защитных стекол, отделившиеся части и детали, изъятые при осмотре проверяемого транспортного средства, если аналогичные части обнаружены на месте дорожно-транспортного происшествия; • транспортное средство со сколами лакокрасочного покрытия, если на месте происшествия обнаружены частицы краски. При обнаружении на месте дорожно-транспортного происшествия следов лакокрасочных покрытий, горюче-смазочных материалов и иных веществ назначаются комплексная транспортно-трасологическая экспертиза и экспертиза веществ и материалов. Если для установления механизма дорожно-транспортного происшествия необходимо определение технического состояния транспортных средств, скорости их движения, тормозного и остановочного пути и пр., назначается комплексная автотехническая и трасологическая экспертиза.
Исследование материалов письма и документов
В настоящее время увеличивается число обращений с целью определения на одинаковых ли по своим физико-химическим свойствам листах бумаги выполнены документы, каким красящим материалом выполнен текст (запись) и однороден ли он (красящий материал) по качественному химическому составу с содержимым пишущего прибора (пасты для авторучек, чернил, в том числе гелевых, чернил маркеров и фломастеров, чернил, находящихся в картриджах капельно-струйных принтеров), с содержимым штемпельной подушки (флакона со штемпельной краской) и т.д. В рамках данной экспертизы возможно установить природу клеящего материала и сравнить его по химическому составу с фрагментами клея на любых предметах носителях.
Объектами данной экспертизы являются: бумага для оргтехники, бумажные полотенца, салфетки, писчая бумага, картон и изделия из него и т.д., красящие материалы, которыми выполнены тексты (чернила и тонеры принтеров или другой оргтехники, пасты шариковых ручек, гелевые чернила, чернила перьевых ручек, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, штемпельная краска), клеящие материалы (клеи различного предназначения: канцелярские, специального применения, обувные, смолы и т.д.).
Возможности трасологической экспертизы
Достижения науки и техники и разработка новых методов и технических средств, применяемых в криминалистике, предопределили современные возможности трасологических экспертиз.
Так, обнаружение и фиксация невидимых следов папиллярных узоров стали эффективнее после разработки и применения следующих методов:
- оптического (люминесцентного);
- метода термовакуумного напыления (TBH);
- выявление следов с помощью клея “Циакрин ЭО”, позволяющего выявлять “старые” следы (многомесячной давности).
Возможности компьютерной техники позволили разработать ряд программных комплексов, с помощью которых сокращается время проведения экспертного исследования в целом и в частности процесса идентификации (отождествления) при проведении дактилоскопических экспертиз и экспертиз следов орудий и инструментов.
Разработка и изготовление новых видов запирающих, предохранительных и контрольных устройств, сведения о которых имеются в справочно-информационном фонде РФЦСЭ при Минюсте России, позволяют на высоком научном уровне решать диагностические задачи, затрагивающие проблемы исправности замков, возможности отпирания их посторонними предметами, вскрытия пломб и повторного их навешивания и т.п.
Комплексный подход, осуществляемый трасологами совместно со специалистами в других областях, знаний (судебные медики, материаловеды, химики, биологи) позволяет решать такие задачи, как идентификация орудия, образовавшего разного рода следы и повреждения (механоскопические экспертизы).
Отдельно хотелось бы отметить так называемую ситуалогическую экспертизу, использующую анализ ситуации (систему следов и иных объектов, составляющих обстановку места происшествия, влияющую на механизм отдельных следовых взаимодействий) на месте происшествия в целях установления механизма происшествия в целом, а также решения диагностических задач. Задачи такого рода относятся к разряду интегративных, а экспертное исследование проводится, как правило, на месте происшествия комиссией экспертов (трасологов, медиков, баллистов материаловедов и др.).
Особое место в производстве трасологических экспертиз занимают микротрасологические исследования, объектами которых являются микроследы, микрочастицы и микроследы на микрочастицах. Наряду с традиционными техническими средствами (микроскопы, профилографы-профилометры) при проведении такого рода исследований используются голография, вычислительная техника сканирующие микроскопы (большая глубина резкости которых позволяет выделить не только микропризнаки, но и ультрамикропризнаки в углублениях дна следа), растровые электронные микроскопы.
Что говорится в законе
Правила проведения судебно-трасологической экспертизы закреплены в ГОСТе Р 57428-2017. Нормативный акт дает понятие этого вида экспертной оценки и описывает случаи, когда обойтись без такого исследования нельзя. В соответствии с законодательными нормами РФ, эксперты обязаны изучить ситуацию и дать заключения, по требованию любой из участвующих сторон.
Стать инициаторами проверки могут сотрудники правоохранительных органов, представители судебной инстанции, адвокаты потерпевшего или виновника, сотрудники страховой компании.
Зачастую назначение экспертизы выполняется в случаях, когда серьезно пострадало одно или более транспортное средство, а также в случаях получения травм разной тяжести участников ДТП. По результатам исследований могут квалифицироваться действия виновного, на основании чего присуждается размер наказания.
При проведении транспортно-трасологической экспертизы специалисты опираются не только на ГОСТ Р 57428-2017, но также на:
- Статьи 195-207 главы 27 УПК РФ;
- Статьи 79-87 ГПК РФ;
- Федеральный закон №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» от 31.05.2001г.;
- Статьи 82-87 АПК РФ;
- Статьи 26.4-26.5 КоАП РФ.
Каждый из указанных документов регулирует ряд вопросов по назначению, порядку проведения и вынесения заключения о проведенном исследовании.
Что это и когда она необходима
Трасологическая экспертиза – это специфическое исследование, направленное на изучение следов на месте ДТП, с целью всесторонней оценки ситуации. В ходе работы эксперты определяют откуда взялись отпечатки, кому они принадлежат и в результате каких действий были сделаны.
Специалисты могут также понять порядок возникновения следов, что позволяет восстановить картину произошедшего и с большой долей вероятности выяснить степень виновности всех участников дорожно-транспортного происшествия.
Необходимость в проведении экспертной оценки произошедшего возникает в следующих случаях:
- Водители дают разные показания о случившемся, из-за чего невозможно понять, как обстояло дело на самом деле. Такие ситуации не редкость, а разность версий не дает возможности правильно оценить ДТП, а значит может привести к применению мер наказания невиновного лица. Только эксперты могут расставить все акценты и описать случившееся максимально непредвзято.
- Требуется определить кому принадлежат те или иные следы и как они были оставлены. Этот пункт чаще всего используется страховыми компаниями, когда они сомневаются, что в аварии участвовали заявленные авто. Трасологическая экспертиза поможет исключить мошеннические схемы.
- Требуется установить виновника аварии. Сопоставление следов и отпечатков помогает отмотать ленту событий назад и понять кто или что спровоцировало дорожно-транспортное происшествие.
Грамотное проведение экспертной оценки позволяет установить правду и влияет на ход судебного производства.
Какие вопросы решает
Специалисты, высказывающие свое экспертное мнение, выполняют идентификацию следов и их диагностику. В результате проведения транспортно-трасологической экспертизы решается ряд важных вопросов. В частности, исследование определяет:
- какие есть следы и отпечатки;
- когда они появились – до аварии, после нее или в результате ДТП;
- что и как их образовало;
- насколько отпечатки пригодны к идентификации;
- в какой последовательности они появлялись;
- насколько технически исправным было состояние транспортных средств, участвующих в аварии;
- какие причинно-следственные связи повлекли зафиксированные последствия.
Все эти вопросы обязательно выясняются в ходе стандартной процедуры. В некоторых случаях специалистам приходится идти еще дальше, чтобы распутать весьма неоднозначные случаи.
Качественное исследование подразумевает фиксацию огромного количества данных с места аварии и/или объектов ДТП. Эксперты учитывают также показания как самих участников, так и свидетелей произошедшего.