Внутренняя и внешняя мотивация: что эффективнее?
Содержание:
- Теория потока — способ сделать обучение интересным
- Что такое мотивация?
- Известные модели мотивации
- Как мотивировать себя что-то делать?
- Мотивация человека: процессуальное направление
- Виды мотивации в зависимости от качества стимулов:
- Характеристики внешней мотивации
- Теория мотивации: особенности содержательного направления
- Виды нематериальной мотивации персонала
- Мотивация деятельности человека: основные составляющие
- VI. Мотивация в инвестиционной компании
- Примеры мотивации
- Учебная мотивация
- Виды мотивации
- Зачем это нужно
- Мотив
- III. Мотивация в Лукойле
- Как мотивировать сотрудников
- Мотивация: понятие и виды
- Самомотивация
Теория потока — способ сделать обучение интересным
Если процесс работы не приносит удовольствия, человек теряет цель и мотивацию. Американский психолог Михай Чиксентмихайи заметил: люди, которые испытывают радость от текущей работы, находятся в определенном состоянии. Чиксентмихайи назвал его состоянием потока. Это состояние, когда мы максимально увлечены и вовлечены в то, чем занимаемся. Например, сели писать картину и не заметили, что прошло уже два часа. Или когда во время сосредоточенной работы останавливается внутренний диалог: в состоянии потока он направлен в одну сторону — на то, чем мы занимаемся.
Михай Чиксентмихайи выяснил, что в состояние потока можно входить, когда вам необходимо. Любая деятельность может быть потоковой. Чтобы войти в поток, нужно мысленно разложить ее на три составляющие.
Ясные цели. Научитесь самостоятельно ставить цели и корректировать их по шкале «сложно/скучно»
Если задача слишком сложная, ее стоит упростить, если скучная и простая — усложнить.
Внимание. Направляйте внимание на саму деятельность и учитесь тормозить внутренний диалог, который вас отвлекает.
Обратная связь
Давайте обратную связь самому себе на протяжении всего времени обучения. Контролируйте свой путь к достижению целей.
Отвечайте на эти вопросы, чтобы войти в состояние потока
Эксперт курса «Мастерство учиться» и автор проекта Lifelong Learning Lab Рената Гизатулина считает, что сделать процесс обучения увлекательным поможет теория потока. Чаще всего состояния потока просыпаются в процессе творчества, но проявляются в и других видах деятельности
Чтобы создать состояние потока, важно сформулировать ясные цели и задачи — не слишком легкие и не слишком сложные. Если цели неясны, мы испытаем фрустрацию
Потоковое состояние находится где-то посередине между двумя крайностями: тревоги и скуки.
Задача должна быть настолько сложной, чтобы наших навыков и опыта хватало для ее выполнения
Если мы хотим сделать процесс обучения увлекательным, нужно ставить задачи, для которых требуется чуть больше навыков, чем у нас есть сейчас. Например, мы не выучим английский язык, если читаем слишком легкую книгу. Нужно взять такую книгу, в которой мы понимаем только 70% текста. Стоит всегда выбирать сложную, но посильную деятельность.
Что такое мотивация?
Мотивация — это внутреннее состояние, за счет которого осуществляется активизация, направление и поддержание поведения личности, направленное на достижение четко обозначенных целей. Исходя из этого, мотивацию можно рассматривать как основной регулятор поведения и способность человека совершать действия, направленные на удовлетворение потребностей.
Мотивация тесно связана с человеческим развитием. Основанием для ее возникновения является то, что при достижении цели человек будет испытывать удовлетворение. Это побуждает людей совершать действия, направленные на достижение обозначенной цели с акцентированием внимания на анализ эффективности предпринимаемых действий и их соответствие ожидаемым результатам.
Каждый человек имеет свой уникальный набор мотивов, которые могут противоречить мотивам других людей. При этом каждый человек имеет свои энергетические резервы, которые активизируются для достижения поставленной цели
Важно отметить, что мотивация не может все время быть на высоком уровне, для нее свойственна динамичность
Известные модели мотивации
1 (низший) уровень – физиологические потребности (дыхание, сон, пища и др);
2 – потребность в безопасности (материальная обеспеченность, жилье, юридическая защищенность);
3 – потребность принадлежать к какой-либо группе (родственники, коллеги), получать поддержку и понимание;
4 – потребность в уважении;
5 – потребность в самоутверждении, раскрытии личностного и профессионального потенциала.
По мнению Маслоу, человек удовлетворяет свои потребности постепенно – от первичных (физиологических) до высших.
Модель мотивации В. Врума, основанная на теории ожиданий, подчинена законам математики и выглядит как произведение 3 переменных:
— ожидание того, что выполненные действия приведут к необходимому результату;
— ожидание вознаграждения за достигнутый результат;
— валентность, отражающая степень проявления отдельных мотивов.
Мотивация по данной модели пропорционально зависит от значений каждого из переменных – чем выше значение, тем выше мотивация. В случае нулевого значения одного из сомножителей мотивация также будет равна нулю.
Как мотивировать себя что-то делать?
Давайте разберем для начала другой вопрос, который, по сути, является почти противоположным понятию мотивации, но неразрывно связан с ней.
Лень — что это такое и откуда берётся?
Кто не знаком с ленью? Да все поголовно, кроме, разве что, совсем маленьких детей, которые будто запрограммированы таким образом, чтобы без устали развивать бурную деятельность самого разного спектра. Вот уж где ежечасная мотивация в жизни и достижение цели!
Вырастая же, человек знакомится с ленью во всей её красе. Варьируется только личностное к ней отношение, обусловленное качествами характера, нормами воспитания и усвоенными убеждениями.
Поэтому кто-то сквозь зубы ежедневно преодолевает самого себя, кто-то машет белым флагом, сдаваясь и испытывая горечь поражения.
Есть ещё особая каста людей, которая владеет знаниями. Эти знания о мироустройстве, об энергии, о тонком плане. О техниках исполнения желаний, о целительстве, о самом себе. О работе с энергиями и использовании их во благо. У них, как у детей не прекращается мотивация в жизни, и достижение цели для них простой осознанный процесс.
Что такое лень? Как лень мешает мотивации в достижении цели?
Касту можно разделить на две половины и, кажется, должна бы быть противопоставлена друг другу, однако, если присмотреться поближе, представляет собой схожее восприятие вопроса про лень.
Одни, наслаждаются ленью, и жизнь их будто сама организовывается таким образом, что обеспечивает им минимум ненужных им дребезжащих суетливых действий, при этом сохраняя должный уровень комфорта.
А для других, напротив, лень будто бы не существует. Эти супер люди порой доводят некоторых, кто еще не в ладу с собой и не владеет знаниями, до желания поискать у них «секретную кнопочку». Которая обеспечивает им ежечасную энергию, радость жизни и неуёмное желание воодушевлённо делать и заниматься вообще всем, что им в текущем дне выпадает.
При этом они жарко строят планы в намерении как можно скорее взяться и попробовать заняться и тем и этим, и вот тем ещё. Что и удивляться тому, что у тех, кто ведёт неравный бой с ленью ежедневно, при общении с такими вот людьми «энерджайзерами» появляется тайная неблагородная мысль не только найти заветную «секретную кнопочку», но и долбануть по ней чем-то потяжелей, чтоб микросхемы поплавились.
А что это, действительно, все люди как люди, волокут свою ношу, а тут, гляди ты, сколько лёгкости, мотивация в жизни и достижение цели всегда легко происходит. Обидно же))). Хотя, правильней будет разобраться в этом вопросе, обучиться и строить свою гармоничную жизнь так, как считаете нужным и никого не выключать и не долбать. Вот чтобы не было обидно, разберёмся для начала, что такое лень в принципе.
Лень – это отсутствие этой самой пресловутой мотивации, о которой мы сегодня говорим. Иначе говоря, лень это категорическое непонимание для чего делать то или иное. Подсознательная убеждённость в безсмысленности того, что нужно сделать. Какая уж тут мотивация в жизни и достижение цели…
За этим может стоять многое и разбираться, вытягивая неприятное, наматывая его виток за витком. Расстраиваясь, не то чтобы ничего не даст, но разрушит и без того шаткий эмоциональный настрой.
Так нужно делать только под четким сопровождением специалиста. Когда я оказываю помощь, то мы обязательно достигаем положительных результатов. Есть и другие пути, о них ниже.
Как мотивировать себя на достижение цели?
Нужно выявить и структурировать для себя все плюсы и выгоды того, что нужно сделать. Причём, сделать это так смачно и по-конфетному вкусно, чтобы, как и в еде, на предстоящее дело разыгрался аппетит.
Ведь часто себе привыкли не уделять должно внимания практически ни в чём, что и дела делают через силу и еду швыряют в себя, словно в мусорный бак, особо не уделяя внимания этому процессу.
Есть специальные практики, которые включены в курс обучения эзотерике
Благодаря им можно получить супер результаты! Сумасшедшее, искреннее желание творить, делать и самое важное. Появляются силы и энергия на воплощение желаемого
И мотивация в жизни и достижение цели.
Мотивация человека: процессуальное направление
Следующие теории мотивации человека анализируют не только потребности, а еще и усилия, характер деятельности, направленные на достижение желаемой цели. К наиболее известным процессуальным теориям относятся:
- Теория ожиданий Врума. Уровень мотивации для конкретного человека зависит не только от наличия потребностей, но и от того, как сильно он готов стараться, чтобы эти потребности удовлетворить. Нужно быть твердо уверенным, что выбранный вами подход будет результативным и поможет достичь цели;
- Теория равенства Адамса. Суть этой теории мотивации для человека состоит в том, что он склонен сравнивать результат определенных действий с результатом других людей, которые попали в похожие жизненные обстоятельства. Поскольку эта теория человеческой мотивации является субъективной, то кроме справедливой оценки человек может недооценить или переоценить полученный другими результат;
- Модель Портера-Лоулера. Эта теория человеческой мотивации сочетает элементы работ Врума и Адамса;
Виды мотивации в зависимости от качества стимулов:
Положительная мотивация – вид мотивации, основанный на положительных стимулах. Ее часто называют еще стимулированием, т.е. созданием положительных стимулов для достижения определенной цели, таких как повышение эффективности, производительности или объемов продаж. Основными формами такого вида мотивации обычно являются различные премии, бонусы, надбавки, похвала и так далее. Например, если объем продаж магазина составит более 3 000 000 рублей, то все сотрудники получат премию.
Отрицательная мотивация – такая мотивация основана на отрицательных стимулах. В данном случае действия негативной мотивации побуждают человека к деятельности, т.к. страх перед невыполнением обязательств послужит наказанием, а этого захочется избежать и приступить к определенным действиям. Форм негативной мотивации очень большое количество. Это может быть и денежный штраф, а может быть лишение свободы или физическое наказание. Больше всего люби бояться остаться в социальной изоляции, когда после невыполнения задания человека игнорируется группой. Если рассматривать все виды мотивации, то это не совсем эффективный, потому что он стимулирует на очень короткий период времени. Такая мотивация сильно действует на человека, если он уверен в неизбежности наказания.
Характеристики внешней мотивации
Давайте разберемся в понятии внешней мотивации. Что она дает и в чем её особенность.
Она побуждает нас совершать неприятные поступки
Основная характеристика внешней мотивации состоит в том, что, когда она возникает, человек решает выполнить определенное поведение. Делает он это, чтобы получить награду, вознаграждение или избежать определенных наказаний. Поэтому обычно она возникает в ситуациях, когда, то, что мы делаем, само по себе неприятно.
Например, ученик, которому нужно подготовиться к выпускным экзаменам, может чувствовать себя очень мотивированным к этому просто потому, что он хочет избежать неудач. С другой стороны, его родители пообещали ему подарок, если он сдаст все зачеты. Тем самым, даже если учебная деятельность сама по себе неудовлетворительна, внешняя мотивация все равно может заставить вас это сделать.
Может быть дана одновременно с внутренней мотивацией
В некоторых случаях внешняя и внутренняя мотивация могут возникать одновременно. Это может произойти в ситуациях, когда выполняемая деятельность приятна сама по себе. А также в случаях, когда она приведет к получению определенных наград или избежанию наказания. Однако было доказано, что, когда на карту поставлена одна из них, другая оказывается менее эффективной.
Работает с внешними и внутренними факторами
Обычно мы ассоциируем награды и наказания с элементами, которые приходят извне. Хотя во многих случаях это может быть так, в действительности внешняя мотивация также может иметь отношение к подкреплениям и наказаниям, которые применяет человек.
Например, тот, кто решает тренироваться, чтобы не выглядеть толстым в зеркале, будет делать это не для удовольствия от тренировки (внутренняя мотивация)
Эту будет делаться для достижения цели, которая ему кажется важной (внешняя мотивация)
В этом смысле этот тип мотивации может возникать из-за сочетания внешних и внутренних вознаграждений или из-за избегания наказаний обоих типов. На самом деле, очень часто при появлении внешней мотивации не возникает ни единого поощрения или наказания, а совмещается несколько.
Внешняя мотивация способна уменьшать внутреннюю мотивацию
В некоторых случаях получение вознаграждения за поведение, которое априори казалось неправильным, может заставить нас увидеть это другими глазами. Однако было доказано, что во многих случаях наличие внешних подкреплений и наказаний имеет прямо противоположный эффект.
Тем самым, различные эксперименты показывают, что использование непропорциональных вознаграждений или подкрепление деятельности, требующей небольших усилий, в конечном итоге снижает внутреннюю мотивацию людей в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Поэтому на практике мы стараемся избегать использования вознаграждений за действия, которые могут быть приятными сами по себе.
Внешняя мотивация используется сознательно и бессознательно
Как и многие другие психологические явления, внешняя мотивация может проявляться совершенно непроизвольно и бессознательно. В других случаях, напротив, её можно использовать преднамеренно. Это вызвано для того, чтобы добиться изменений в поведении, как в вашем собственном, так и в поведении другого человека.
Таким образом, родители могут непреднамеренно действовать дистанцированно, когда их ребенок делает что-то, что им не нравится. Таким поведением они создают внешнюю причину для других действий. В то же время они также могут сознательно решить предложить вам вознаграждение за хорошие оценки, что потребует более четкой стратегии.
Теория мотивации: особенности содержательного направления
Упор в этом направлении мотивации для человека делается на анализе потребностей человека и методах их систематизации. Изучается влияние внутренних эмоционально-волевых импульсов на формирование особенностей поведения личности. Таких принципов теории мотивации придерживались Маслоу, Герцберг, МакКлелланд, Альдерфер.
- Теория Маслоу. Самым важным в этой теории мотивации для любого человека является то, что потребности формируются в группы, между которыми соблюдается строгая иерархия. Проиллюстрировать эту теорию человеческой мотивации можно при помощи пирамиды, в основании которой находятся базовые физиологические потребности, а вершина пирамиды – достижение самоактуализации.
- Теория ERG Альдерфера. Согласно этой теории мотивации человека все потребности можно отнести к одной из 3 групп (существование, связи и рост) Разницей между этой теорией мотивации человека от теории Маслоу состоит в том, что Маслоу признавал только однонаправленное движение от низших к высшим потребностям;
- Теория МакКлелланда. Если изучить эту теорию мотивации, то можно увидеть что на протяжении жизни человек может приобретать потребности достижения, соучастия и властвования и одна из них имеет сильное влияние на его характер и поведение;
- Теория Герцберга. В этой теории рассмотрено влияние материальных и нематериальных факторов на становления личности и ее деятельность. Эта теория мотивации человека широко используется руководителями фирм и предприятий для оптимизации работы сотрудников;
Виды нематериальной мотивации персонала
Материальные методы стимулирования труда персонала не только достаточно затратны для предприятия, но и иногда оказываются неэффективны. Денежного поощрения может оказаться недостаточно, чтобы сотрудники выкладывались на все 100%. В этом случае материальные инструменты стоит совмещать с нематериальными видами эффективной мотивации для персонала, к которым относятся:
- возможности продвижения по службе;
- признание успехов сотрудников, публичное выражение благодарности;
- создание дружелюбной, приветливой атмосферы в коллективе;
- улучшение условий работы сотрудников (открытие столовых, спортивных залов, организация корпоративных обедов);
- привлечение сотрудников к проведению совещаний;
- поздравление со значимыми датами;
- профессиональные конкурсы;
- корпоративные мероприятия;
- возможность участвовать в принятии важных решений.
Мотивация деятельности человека: основные составляющие
Если человек не до конца понимает, что значит мотивация, то объяснить что это такое простыми словами достаточно легко. Для начала необходимо выяснить происхождение этого слова и его значение. Термин «мотивация» произошел от слова «movere», которое с латыни переводится как «двигать». Узнав происхождение термина уже можно заключить, что мотивация движет поступками личности, толкает ее на совершение определенных действий или, наоборот – к бездействию.
Мотивация является одной из способностей человека, которая помогает ему добиться желаемого. Разработанные теории мотивации показывают человеку ее огромное влияние на способ его жизни, степень активности и организованности. То есть чем больше мотивирована личность, тем большие усилия она прилагает для достижения своих целей. Некоторые ученые понимают мотивацию человека как процесс регуляции деятельности, тогда как другие специалисты подразумевают под этим термином определенный набор мотивов.
Мотив в психологии – это то, что помогает направлять активные действия человека в определенное русло, является обобщенным образом того, чего человек хочет достигнуть в ходе своей деятельности. Он может проявляться в виде положительных эмоций от достижения цели или отрицательных эмоций в тех случаях, когда цели достигнуть не удалось. Мотив – это не одно и то же, что потребность или цель. В теориях мотивации для человека потребность – это неосознанное желание устранить физический или психологический дискомфорт, тогда как цель устанавливают осознанно в процессе работы над своими желаниями и поступающей извне информацией. Мотивы формируются на основе различных потребностей и являются стимулом к достижению поставленной цели. Подробно они рассматриваются в теориях мотивации, разработанных для человека.
VI. Мотивация в инвестиционной компании
Московский холдинг «СКМ Групп» — ведущая инвестиционная компания задалась целью повысить лояльность и эффективность персонала. Мощная система мотивации сотрудников — пример ответственного отношения руководства к кадрам.
В программу стимулирования «СКМ Групп» включены:
— материальные факторы (высокая заработная плата, рассчитываемая на основе показателей эффективности — KPI; призы за победу в конкурсах; 15% скидки на приобретение недвижимости в домах, построенных предприятием, предоставляемые сотрудникам, отработавшим более 3 лет; оплачиваемые отпуска и путевки);
— нематериальные факторы (организация спортивных мероприятий — трофи-рейдов, выездов на охоту; проведение корпоративных праздников).
Благодаря программе стимулирования, в компании решена проблема текучести кадров, значительно повысилась эффективность труда персонала.
Подробнее: http://www.hr-skmg.ru/index
Примеры мотивации
Предположим, ваша компания занимает нишу в сфере продаж, отталкиваемся от количества реализуемых каждым из сотрудников товаров, и, исходя из количественных показателей, можно применить следующую мотивацию персонала:
- Пять лучших сотрудников, имеющих наибольший процент продаж за месяц, получат премию в размере месячной заработной платы;
- Лучшие работники украсят доску почёта;
- «Передовикам» положены два внеочередных выходных;
- Лучшие работники могут рассчитывать на прибавку к жалованию в размере 5%.
Бывают ситуации, когда практически каждый член коллектива на протяжении месяца трудился усердно, и выделить кого-то одного было бы в корне неправильно.
В таком случае уместно применить следующие способы мотивации персонала:
- В конце
месяца устройте работникам компании праздничный фуршет, с вынесением
благодарности каждому из них; - Можно
приобрести дополнительную мебель или технику, повышая уровень комфорта
сотрудников; - Предложите
коллективу выбрать лучших сотрудников, которые отправятся на семинар или
тренинг по повышению квалификации.
Порой, простое «спасибо» и «молодец» действует лучше, чем совокупность всех материальных благ. Проявляйте чуткость к работникам, объективно оценивайте их труд.
Учебная мотивация
Она относится к социальной группе – это одна из ступеней в формировании мотивов, благодаря которым можно придать смысл учебной деятельности. Без успешного обучения, без целей в ходе учебного процесса невозможно добиться успеха, ведь сама по себе мотивация обучения практически не возникает. Только ее правильное формирование подтолкнет учащегося к достижению успеха.
Чтобы получить желаемый результат, необходимо понимать, какие есть виды учебной мотивации и средства ее формирования.
- Вызвать интерес учащихся: внедрение на занятиях примеров из жизни, интересных экспериментов и опытов, шокирующих положительных фактов.
- Эмоциональные открытия: демонстрируемый учащимся учебный материал апеллирует к чувству удивления, открытия, демонстрации масштабности, акцентировании на уникальности материалов.
- Принцип сопоставления жизненных и научных событий: способ демонстрации научных фактов, которые привели к изменениям в образе жизни людей.
- Формирование ситуаций познавательных обсуждений: дискуссии и споры вызывают любопытство и желание проявить себя, а следовательно, необходимость изучить тему оспариваемого вопроса.
- Формирование ситуации успешности в обучении: дать возможность ученику испытать радость от успеха и тем самым подтолкнуть его к выполнению новых задач.
Виды мотивации
Обычно, принято считать, что существует «внешняя мотивация» и «внутренняя мотивация». Проводить между ними четкое разграничение было бы неправильно, поскольку бывает такая ситуация, когда личность испытывает на себе сразу стимулы и первой мотивации, и второй.
Внутренняя мотивация – основывается на каких-либо личных целях и особенностях. Мотивами являются стремления человека, то, что его в большей степени интересует, приносит ему удовольствие, побуждает, подталкивает на работу.
К внутренней мотивации можно отнести:
-
Достижения. Безусловно, если человек достигает на служебном поприще какого-то успеха, эйфория от него затмевает все вокруг, хочется повторения этих положительных эмоций и трудоспособность становится всё сильнее и сильнее.
-
Личностное развитие. Для гармоничного существования, каждому просто необходимо постоянно самосовершенствоваться, обучаться чему-то новому, ведь без изменений внутренних не стоит ожидать изменений внешних.
-
Стремление к власти. И такой способ имеет место быть, в основном, это происходит, когда имеется особое желание контролировать всех и вся, включая свою жизнь и жизнь близких.
-
Социальная потребность. У человека очень часто возникает желание оказаться среди людей, которые его понимают и поддерживают. Сразу появляется воодушевленность.
К внешней мотивации можно отнести:
-
Денежное вознаграждение. Самый популярный и известный способ мотивации в работе. Эта награда – универсальна, наиболее популярна, за достойное денежное вознаграждение сотрудник всегда будет стараться на отведенном ему поприще.
-
Признание заслуг. Тоже довольно распространено, ведь каждому хочется знать, что его работа принесла немало пользы, может быть даже спасла кого-нибудь. Опять же, признавая заслуги, мы выделяем человека среди массы, ему это может быть невероятно приятно, ради того, чтобы испытать это чувство удовлетворения вновь, он будет работать еще усерднее.
-
Страх. Человек боится оказаться в сложной ситуации – это факт, а потому данная мотивация тоже работает. Чтобы избежать любого конфликта, люди пойдут на многое, тем более, на качественное и быстрое выполнение своих же обязанностей.
Зачем это нужно
Любая фирма представляет собой экосистему, неважно, числится в ней десять сотрудников или сто. Благоприятный микроклимат внутри коллектива положительно влияет на рабочий процесс, создаёт предпосылки для улучшения всех показателей компании
Необходимо понимать, что залог успеха предприятия кроется в слаженном командном труде, поэтому важно стимулировать каждого сотрудника.
Каким бы вы не были искусным управленцем, талант
одного человека не способен обеспечить максимальный результат, ведь в любой
экосистеме все взаимосвязаны, и когда один из её элементов не заинтересован в
работе, страдают все. Наверняка, многие управленцы сталкивались с ситуацией,
когда работник мог потерять интерес к работе, стал часто допускать ошибки, у
него отсутствует желание генерировать новые идеи. Колоссальную ошибку допускает
тот, кто желает немедленно распрощаться со «слабым звеном».
За нежеланием отдаваться любимому делу на все 100% кроется ряд серьёзных причин: проблемы личного характера, отсутствие похвалы со стороны руководителей, сложные взаимоотношения внутри коллектива, непонимание основных задач, которые возложены на сотрудника. Причин может быть действительно много, но, как показывает практика, большинство работников теряют интерес к своему делу из-за отсутствия мотивации карьерно рости.
Каждый человек желает реализоваться, как специалист в какой-либо отрасли. Таким образом, мы доказываем лично себе и обществу, что чего-то добились в жизни и состоялись, как компетентный работник. Игнорирование со стороны управленцев часто «убивает» весь тот запал, с которым молодые специалисты приходят на работу. Согласитесь, у всякого энтузиазма есть предел, отсутствие мотивации губительно даже для самых позитивных и талантливых работников.
Мотивированный сотрудник получает колоссальное удовольствие от работы, он приходит в офис в приподнятом настроении, а не идёт в него, словно на каторгу. Работник, которому искренне нравится то, чем он занимается, способен генерировать новые идеи, он быстрее и качественнее выполняет поставленные задачи, а также имеет вес в коллективе.
Мотивация персонала является ценным инструментом в руках умелого управленца. Он использует её как ключ, раскрывая потенциал каждого сотрудника. Стоит всегда помнить, что каждый человек индивидуален, и одинаковые мотивационные методы не подойдут двум разным людям. Руководителю следует более детально ознакомиться с биографией своих сотрудников, проявить терпение, понимание и наблюдательность.
Мотив
Мотив (лат. moveo — двигаю) — это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Для осознания мотива требуется внутренняя работа.
Мотив — одно из ключевых понятий психологической теории деятельности, разрабатывавшейся ведущими советскими психологами А.Н. Леонтьевым и С.Л. Рубинштейном. Наиболее простое определение мотива в рамках этой теории: «Мотив — это опредмеченная потребность». Мотив часто путают с потребностью и целью, однако потребность — это, по сути, неосознаваемое желание устранить дискомфорт, а цель — результат сознательного целеполагания. Например: жажда — это потребность, вода — это мотив, а бутылка с водой, к которой человек тянется — это цель.
III. Мотивация в Лукойле
Нефтяная компания ОАО «Лукойл» задалась целью создать устойчивый имидж солидного работодателя и провести стандартизацию системы поощрений персонала. Она разработала целостную политику управления кадрами во всех региональных подразделениях, обязательную, четкую и прозрачную. Комплексный подход к мотивации сотрудников — пример для подражания всем предприятиям.
Перечень стимулирующих факторов включает:
1. Материальную часть:
а) прямое вознаграждение:
— фиксированное (зарплата и дополнительные выплаты за выполнение KPI);
— переменное (годовые и долгосрочные премиальные выплаты);
б) непрямое вознаграждение:
— программы социальной защиты (государственные и корпоративные);
— дополнительные льготы (общие и для отдельных категорий сотрудников).
2. Нематериальная часть (государственная система поощрения и корпоративная).
В результате внедрения системы компания получила желаемый имидж, смогла упростить систему управления кадрами и повысить лояльность работников.
Подробнее: http://www.lukoil.ru/materials/doc/LUKOIL-HR_Policy.pdf
Как мотивировать сотрудников
Чтобы мотивировать сотрудников с толком, рекомендуется использовать несколько инструментов и проверенных способов:
- Выдавайте премии, создайте систему дополнительного материального вознаграждения, если она еще не существует.
- Поздравляйте сотрудников с днем рождения и другими важными праздниками – так вы подчеркнете их значимость и получите лояльность.
- Не стесняйтесь выражать благодарность за проделанную работу. Особенно когда работник отлично справился с большой и сложной задачей.
- Подумайте над опцией дополнительных выходных дней.
- Если это возможно, попробуйте повысить текущую квалификацию персонала. Например, позовите на семинары, тренинги и другие подобные мероприятия. Таким образом вы не только вкладываетесь в развитие кадров, но и компании, ведь полученные знания будут применяться на практике.
- Делитесь планами и целями компании, отдела, начальства. Когда работник точно понимает, каких высот надо достигнуть, это мотивирует еще сильнее.
- Проводите корпоративные мероприятия или устройте тимбилдинг. Люди знакомятся друг с другом в неформальной обстановке и становятся не просто коллегами, а командой. А мотивированной команде ничего не страшно.
- «Подкидывайте» менеджерам нестандартные задачи, не бойтесь делегировать полномочия. Это позволит раскрыть персонал с новой стороны, а сотрудникам точно не будет скучно.
Мотивация удаленных сотрудников
На первый взгляд кажется, что работников на удаленке сложно мотивировать. Они могут находиться на другом конце страны или вообще заграницей. Это подразумевает отсутствие личного «живого» контакта. То есть сотрудник не имеет возможности посетить просторный и светлый офис, гораздо меньше общается с коллегами. Однако это не отменяет эффективность способов мотивации, описанных выше. Например, публичная похвала или поздравление со значимыми датами реализуемы онлайн.
Какие есть инструменты для мотивации удаленных сотрудников:
- Установить личный контакт с коллегами из офиса, руководителями и людьми, с которыми удаленный сотрудник будет работать.
- Привлекать к участию в обсуждениях, генерации идей, совещаниях в удобном для всех формате.
- Премировать и награждать удаленщика, если он добивается хороших результатов.
- Регулярно давать обратную связь, не игнорировать вопросы, предложения и просьбы исполнителя на удаленке.
- Проводите мониторинг промежуточных итогов и интересуйтесь ходом решения поставленных задач.
Также дополнительно рассмотрим подробнее, что влияет на настроение и повышает мотивацию сотрудников. Эти факторы носят систематический характер – то есть работник встречается с этим каждый день, если работает в офисе.
Мотивация: понятие и виды
Комплекс стимулов (внутренних и внешних факторов), которые побуждают человека к действиям и есть мотивация.
Психологи не пришли к единому мнению, какая бывает мотивация. Большинство из них выделяют основные виды мотивации:
В зависимости от источника возникновения:
— внешняя – мотивация, не связанная с содержанием какой-либо деятельности, а продиктованная внешними факторами (участвовать в соревнованиях с целью получения награды);
— внутренняя – обусловленная желанием человека действовать ради получения собственного удовлетворения (заниматься спортом для улучшения самочувствия).
В зависимости от качества стимулов:
— положительная – мотивация, гарантирующая получение собственной выгоды, успеха, достижений (хорошо выполненное задание позволит получить премию и уважение коллег);
— отрицательная, при которой мотивирующим фактором выступает что-то отрицательное (штраф за опоздание на работу дисциплинирует сотрудников).
Данные виды мотивации персонала в организации считаются наиболее эффективными (метод кнута и пряника).
В зависимости от необходимости обоснования:
— устойчивая – мотивация, удовлетворяющая естественные потребности человека в пище, жилье и др.;
— неустойчивая – требующая постоянных внешних стимулов.
Известны и другие виды мотивации труда – в зависимости от применяемых способов:
- нормативная – идейно-психологическая мотивация, побуждающая человека к действию;
- принудительная – применение власти или угроз;
- стимулирующая – влияние на личность посредством обещанных благ.
Самомотивация
В данном случае речь идет о желании или стремлении человека достигать поставленных целей, в качестве основы для совершения действий выступают внутренние убеждения.
Самомотивация представляет собой воздействие человека на свое состояние, когда внешняя мотивация перестает воздействовать на него должным образом. Это проявляется в том, что даже при отсутствии желания совершать действия, человек продолжает заниматься делом, осознавая его значимость и пользу для своей жизни.
Для самомотивации свойственен индивидуальный характер проявления, то есть каждый человек отдает предпочтение своим способам, призванным запустить механизм мотивации.